Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Трудовые династии Белорусской железной дороги — ее настоящий золотой фонд

07 августа 2023

Путейцы по призванию

В трудовых династиях воспитывается не только уважение к труду и любовь к профессии, но и бережное отношение к истории и славным железнодорожным традициям. В семье Ширченко, где четыре поколения связали жизненный путь с железной дорогой, об этом знают не понаслышке, ведь их общий трудовой стаж на магистрали насчитывает 317 лет!

trudovye_dinastii_bjd.jpg
Потомственные путейцы Светлана Пищ, Александр Сидоревич, Андрей,
Николай и Сергей Ширченко, Светлана Терешко.

Связанные одной целью

В настоящее время на Белорусской железной дороге более 400 трудовых династий от трех до шести поколений. Они объединяют почти 2100 человек, из которых 715 и сегодня добросовестно трудятся на благо родной магистрали. При этом, если сложить их общий трудовой стаж, получится впечатляющая цифра — более 50 тысяч лет.

В насыщенной событиями биографии семьи Ширченко, как в зеркале, можно увидеть важнейшие этапы истории Белорусской железной дороги за последнее столетие. За это время железнодорожниками-путейцами успели поработать 13 представителей трудовой династии, пять из которых и теперь достойно продолжают славное дело старших поколений: дорожный мастер Андрей Ширченко, секретарь дистанции пути Светлана Терешко, дежурная по переезду Светлана Пищ, мастер по ремонту и эксплуатации машин и механизмов Сергей Ширченко и монтер пути Александр Сидоревич.

С ними, а еще со старейшим членом семейной династии, ветераном труда, почетным железнодорожником и отличным работником Белорусской железной дороги Николаем Ширченко накануне профессионального праздника мы встретились в Лунинецкой дистанции пути. Место для разговора выбрали неслучайно: именно в этом структурном подразделении Барановичского отделения Белорусской железной дороги каждый из них начинал трудовой путь на магистрали. И все, за исключением Николая Ширченко, который в 2015‑м ушел на заслуженный отдых, и Александра Сидоревича, который вот уже шесть лет трудится в Жабинковской дистанции пути, продолжают работать здесь.

Родоначальник-орденоносец

Основатель династии Николай Ширченко.

Начало династии путейцев было положено в 1917 году, когда 12‑летний крестьянский парень Николай Ширченко из деревни Бронислав, расположенной на территории нынешнего Житковичского района, решил подрабатывать на Полесских железных дорогах. Через несколько лет он стал монтером пути на станции Житковичи, а затем путевым обходчиком.

— Тогда недалеко от Житковичей проходила граница СССР и Польши, — отмечает Николай. — Так что труд путевого обходчика в тех местах чем-то походил на пограничную службу: всегда надо было оставаться начеку. И дед не раз задерживал незваных гостей с другого берега порубежной Случи.

В 1937‑м Ширченко занесли на дорожную Доску почета, а еще через год отметили знаком «Почетный железнодорожник». В 1939‑м его наградили орденом Ленина — он стал первым в районе, удостоенным этой высокой награды.

С началом Великой Отечественной войны Николай Михайлович с семьей не эвакуировался на восток, а остался в родном Брониславе. В августе 1941‑го по доносу предателя орденоносца схватили немцы, два месяца держали в тюрьме, а после расстреляли.

Вырезка из газеты с заметкой про сыновей Николая Ширченко.

Отцовский пример

Закончилась война, и, помня пример отца, по его стопам пошли пятеро сыновей: Адам, Вячеслав, Александр, Владимир и Николай. За долгие годы они, сперва монтеры и путевые обходчики, дошли до должностей бригадиров, дорожных мастеров и начальника участка. И все это в Лунинецкой дистанции пути.

— В Лунинце семья Ширченко оказалась благодаря моему отцу Адаму Николаевичу, старшему среди детей, — говорит его сын Николай. — В 1946 году он приехал сюда работать путевым обходчиком. Через пять лет к нему присоединился Вячеслав, а следом и остальные братья.

Благодаря железной дороге познакомились и родители Николая Адамовича. Его мать Марфу Никифоровну после войны направили с Урала трудиться техником в Лунинецкую дистанцию пути, где она и встретила Адама Ширченко. Кстати, сама Марфа Никифоровна в годы войны служила на прифронтовых железных дорогах, участвовала в обороне Ленинграда, была награждена знаком «Почетный железнодорожник» и орденом Трудового Красного Знамени.

Продолжатели семейного дела

Конечно же, в семье с такими профессиональными традициями родители радовались, если их дети выбирали стезю железнодорожника. Однако силой выбор не навязывали, мудро считая, что человек должен прийти к нему сам.

К примеру, в 1972 году после окончания школы Николаю Ширченко захотелось стать учителем физкультуры, но не получилось сдать норматив по плаванию. И он пошел работать арматурщиком бетонного цеха в дистанции пути. После армии молодой человек вернулся сюда же, поступил в Ленинградский техникум железнодорожного транспорта и отучился, затем прошел все служебные ступеньки вплоть до начальника Лунинецкой дистанции пути. В этой должности он пробыл 20 лет, до выхода на пенсию, а всего на железной дороге — 42 года.

— Мудрые люди говорят, что не только человек выбирает профессию, но и профессия выбирает его, — говорит Николай Адамович. — Со мной так и произошло. Эту жизненную философию он передал своему сыну ­Сергею. Тот тоже сразу после школы в 1993 году пришел в дистанцию пути. Отслужил, затем окончил Брестский техникум железнодорожного транспорта и поднялся по карьерной лестнице от монтера пути до мастера по ремонту и эксплуатации машин и механизмов.

— Можно сказать, я вырос на железной дороге, — объясняет свой выбор ­Сергей. — Во-первых, родительский дом находится прямо у путей, а во-вторых, с детства много времени проводил с отцом на работе. И уже тогда решил: тоже стану путейцем.

Отцовский пример определил будущее и для детей Николая Николаевича Ширченко — Андрея и Светланы. Андрей после службы в воздушно-десантных войсках и учебы в Брестском техникуме железнодорожного транспорта в 1999‑м начал работать бригадиром пути, а затем — дорожным мастером. За почти четверть века безупречного труда он заслужил репутацию высококлассного специалиста и был награжден значком «Отличный работник Белорусской железной дороги».

— Для меня работа на железной дороге — дело всей жизни, — говорит Андрей. — На ней трудились мои дед и отец, и я буду рад, если мои дети продолжат нашу славную династию.

— А вот у меня эта цель уже достигнута, — с улыбкой дополняет брата Светлана Пищ. — Мой Саша уже 12 лет, как связал свою судьбу с железной дорогой.

Очевидно, что для всех Ширченко железная дорога — не просто место работы, а самое настоящее призвание.

— Более ста лет назад наш дед Николай Михайлович задал направление жизненного пути для своих потомков, — подчеркивает в завершение разговора Николай Адамович. — И на этом пути важны любовь к своему делу и преданность государству, дисциплина и ответственность — отличительные черты не только семьи Ширченко, но и всех работников Белорусской железной дороги.

«Беларусь сегодня»
https://www.sb.by/articles/puteytsy-po-prizvaniyu.html




К списку новостей за 2023 год