Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Не свернуть с путей

22 декабря 2018

Общий трудовой стаж этой железнодорожной династии — 350 лет.

У осиповичской семьи Карытка нынешний Новый год — двойной праздник: наконец-то за столом они смогут собраться всей семьей. У железнодорожников с круглосуточным режимом работы такое случается нечасто.

В прошлом году, например, в предновогодний вечер и первый день нового года работал Петр Станиславович. Сейчас именно он глава династии железнодорожников. Хотя все начиналось с его прадеда Григория Хилькевича, который пришел в Бобруйскую судоходную дистанцию еще в далеком 1880-м. На момент появления на свет правнука Пети Григорий Яковлевич уже отошел в свет иной. Но наследники бережно хранили его документы, а позже еще и отыскали свидетельства о его работе в архивах БЖД. Оттуда и стало известно, что судоходный старшина был многократно награжден, в том числе и золотой медалью «За усердие». Есть у него и благодарность за многолетние труды и беспорочную службу с помещением в «Неофициальную часть Бюллетеня дорог».

На железную дорогу пошли работать и дети Григория Хилькевича, а после и внучка Валя. Она же мать Петра Карытка. Там же трудился и ее муж Станислав. На двоих у них почти сто лет трудового стажа работы в БЖД. Токарь, табельщица, кладовщица, слесарь буксового узла. Пролазчик, автоматчик, осмотрщик вагонов, машинист мотовоза. Столько профессий освоили члены этой семьи.

— Петр Станиславович, то есть вы были обречены работать на железной дороге? — спрашиваю у нынешнего главы династии.

Оказывается, нет. После окончания школы он решил поступать в Ленинградский техникум холодильной промышленности. По распределению должен был остаться в большом городе, но очень захотелось вернуться в родные Осиповичи. Здесь с профессией холодильщика вариантов было немного. Один из них — специалист по обслуживанию рефрижераторных вагонов. Ирония судьбы, не иначе! Так началась его жизнь на железной дороге. Сегодня он бригадир участка текущего ремонта. Кстати, при его личном участии и руководстве в январе 2004 года был выпущен первый белорусский двадцатитонный контейнер. В вагонном депо работает и его жена Алла Николаевна. По образованию она педагог, но жизнь занесла и ее на железную дорогу. Похожая история приключилась и с их дочерью Антониной. Она два года отработала учителем немецкого языка и твердо сказала: «Не мое это!».

А куда податься в такой семье? Сейчас Антонина оператор вагонного депо в Могилеве.

— Хорошо помню, когда дети еще были маленькими и к нам часто приходили друзья и соседи, дочка все время говорила: «У вас что, других тем, кроме железной дороги, нет?» — вспоминает Алла Николаевна. — А сейчас она сама к нам приезжает и рассказывает о работе, а мы — о своей. И потом смеемся, что всю жизнь только про железную дорогу и говорим. Но может ли быть иначе?

Конечно, нет. Ведь в этой семье все железнодорожники, в том числе и сын Андрей. Он — настоящая гордость родителей. И вовсе не потому, что продолжил их династию. Он превзошел всех своих предков и сегодня считается одним из лучших работников Белорусской железной дороги.

— Ну уж Андрей точно был обречен продолжить династию... — говорю.

И опять нет! Оказалось, мальчик грезил авиацией. И только проблемы со здоровьем заставили его отказаться от мечты. Тогда-то и появился вариант с железной дорогой. Но парень для себя твердо решил: никакой кабинетной работы, только на передовой, то есть локомотивщиком. Но в семнадцать лет ведь никто тебе не доверит управление поездом. Андрей на всякий случай поступил в БелГУТ. Заочно. И пошел работать вулканизаторщиком, как раз на то место, где когда-то работал отец. Несколько лет занимался ремонтом тоннажных контейнеров, потом стал слесарем:

— Когда я только пришел в локомотивное депо, ко мне подошел машинист с большим стажем работы и сказал: «Я знаю этого мальчика. Я еще лет двадцать назад понял, что быть ему машинистом. Ох и добавил он мне тогда седых волос!».

Андрей с улыбкой рассказывает ту давнюю, уже почти тридцатилетнюю историю. Хотя тогда мальчику было не до смеха. Дело в том, что маленький Андрей постоянно пропадал у бабушки на работе, которая занималась текущим ремонтом вагонов. Он всегда с восхищением наблюдал за управлением поездов. И в один из дней, а было ему тогда лет пять-шесть, заметив, что рабочие увлеклись игрой в домино, залез в заведенный тепловоз, отпустил тормоза и поехал. Пока дяденьки спохватились, маленький Андрей проехал метров сто пятьдесят. Можно сказать, что именно тогда он впервые управлял поездом.

Настоящий же стаж машиниста у Карытка-младшего десять лет. В свое время он окончил курсы в Гомельской дортехшколе (так как диплом БелГУТа не дает право на управление), потом было еще множество курсов, обучений и т.д. Сегодня он машинист тепловоза первого класса, чуть раньше получил наивысшую квалификацию по управлению электровоза. Таких специалистов во всей стране можно сосчитать по пальцам.

Несколько лет назад Карытка доверили обкатку новых белорусско-китайских электровозов БКГ1. Потом, основываясь на его мнении и коллег, были составлены макеты инструкций по эксплуатации этих машин.

Еще одно значимое достижение Андрея — победа в 2017-м в конкурсе БЖД «Лучший по профессии» среди машинистов электровозов. Молодому человеку нравится участвовать в подобных испытаниях: устранять искусственно созданную неисправность за определенное время, при этом оставаясь один на один с проблемой, говорит, очень интересно и ответственно. Случаются подобные сложности и непосредственно во время работы. К счастью, пока никаких неразрешаемых проблем там у него не было. Хотя ситуации, когда в твоем тепловозе неожиданно появляется неисправность, а за ним следует ка-кой-нибудь международный скорый поезд, конечно, случаются. Но ведь не за просто так Карытка дали первый класс!

Словом, в своей профессии младший из династии достиг потолка. Что дальше? Андрей на распутье. Конечно, и дальше можно управлять тепловозами, совершенствовать свое мастерство. А можно перейти, например, на должность инструктора. О последнем Карытка думает с определенной тревогой. Нет сомнения, что справится и с более сложной работой, но уж очень не хочется ему отходить от практики. А знали бы, в каком он восторге от своего скользящего графика и ночных вождений! Говорит, так к этому привык, что даже не представляет, как можно ходить на работу с восьми до пяти и двумя фиксированными выходными в субботу и воскресенье.

— А сына отдадите на железную дорогу? — на прощание спрашиваю у Андрея.

— Если честно, хочу, чтобы Макс стал военным летчиком, воплотил мою мечту. Но если он изъявит желание стать машинистом, я буду всячески содействовать. Это ведь очень интересная и ответственная работа. Люди лишь по незнанию сравнивают машинистов с трактористами. А это совсем не так. Моя профессия достаточно сложная и требует длительного обучения и постоянного совершенствования мастерства.

Станет ли двухлетний Макс продолжателем династии, не знают и бабушка с дедушкой. Но по секрету признаются, что кто-то из друзей семьи уже подарил паровоз, который ребенок по-детски называет «папавозом». Правда, забавно? А может, маленький мальчик уже знает чуть больше, чем его родители и бабушка с дедушкой?

Кстати

Осиповичский железнодорожный узел богат на династии. Уже четыре поколения семьи Лещинких — Лукашовых трудятся в структуре БЖД. Глава династии Валентина Ивановна Лукашова, даже будучи на пенсии, является председателем совета ветеранов Осиповичской дистанции пути. А начиналось все с ее дедушки Михаила Лещинского, который пришел в локомотивное депо в 1933 году. На железной дороге работали и ее родители. Туда же пошел и ее брат Александр. А вот муж Валентины Николаевны поначалу был далек от дороги, но после сокращения на заводе устроился наладчиком путевых машин и механизмов. Сама же наша героиня прошла путь от кладовщика до заместителя главного бухгалтера Осиповичской дистанции пути. По ее стопам пошла и дочка Ирина, ныне работающая там же бухгалтером. А вот дочь Светлана с детства мечтала быть медиком и получила соответствующее образование. Кстати, одно время она работала массажистом в ведомственном санатории-профилактории «Талька». Потом в железнодорожной больнице, а когда она закрылась, прошла обучение в Могилевском центре переподготовки и повышения квалификации кадров и пришла в организацию, где всю жизнь проработала ее мама. Светлана и сейчас трудится в должности машиниста компрессорных установок. На железной дороге работают и ее двоюродный брат с женой. Всего общий железнодорожный стаж этой семьи составляет около двухсот лет.

Н. Степуро

Рэспубліка
22.12.2018

К списку новостей за 2018 год