Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

«Это мой второй дом»

26 июня 2017

Думается, в Брестском отделении Белорусской железной дороги нет ни одного человека, который бы не слышал его имени: общительного, активного и не по годам энергичного Савву Шпудейко знают если не в лицо, то заочно уж наверняка. Совсем недавно он отметил восьмидесятилетие. На мой взгляд, это прекрасный повод, чтобы полистать страницы житейского альбома круглого именинника.

Савва Тихонович, мужчинам не принято говорить комплименты, но я сделаю исключение: для своего возраста Вы выглядите замечательно, искренне высказываю своё мнение и вижу на лице вчерашнего юбиляра некоторое замешательство, которое быстро перерастает в сосредоточенность.

— Я благодарен за вашу оценку. Мне приятно. Если пересмотреть мою жизнь, она была очень трудной. Видимо, она меня закалила. Я дитя военного времени. Четыре года пробыл в немецкой оккупации, — отрапортовал мой собеседник.

Закалённый жизнью

Савва Тихонович родился в крестьянской семье в деревне Городное Сталинского района. Чета Шпудейко воспитывала пятерых сыновей и одну дочку. Савва с ранних лет вместе с родителями и другими детьми трудился на земле. Особенно врезались в его детскую память страшные сороковые: голод, нищета, расположившиеся в родной деревне регулярные фашистские войска — воспоминания об этом сопровождают его всю жизнь. «Те события так врезались в память, что они стоят перед глазами ярко и отчётливо, как будто только вчера всё это было. Помню, как мы с братом, который на шесть лет старше меня, ходили на кухню и просили хлеба. Некоторые немецкие повара давали нам буханку, а бывало, что мы получали пинок под одно место. Порой вылетали прямо на снег, плакали, но на следующий день снова возвращались». С 1945 по 1952 год Савве Тихоновичу пришлось пережить страшные годы бандеровщины. «В то время страдали четыре района: Дивинский, Столинский, Пинский и Лунинецкий. Бандиты жили на болотах и в лесах. Понятное дело, им надо было чем-то питаться. Чуть начинало темнеть — они с фонарями в руках ехали в селенья, наша хата стояла на краю улицы. Банды врывались в дом, обыскивали все уголки, лазили по кадушкам и всё, что находили из продовольствия, высыпали в свои мешки. И возразить им было нельзя, иначе пуля в лоб. Когда их стали уничтожать, бывало, с утра в лесах уже слышалась стрельба. Нам даже страшно было выходить на улицу. Постепенно вроде всё наладилось, мы снова стали обрабатывать земельку, появился скот, помню, как мама испекла первый хлеб. А тут началась коллективизация. И наша семья сно­ва осталась ни с чем, — вспоминает мой собеседник и продолжает свой рассказ о том, как ему, совсем юнцу, пришлось устроиться в колхоз: — Я знаю цену трудодню. Бывало, к председателю идёшь и просишь выписать хоть сто граммов зерна, чтобы хлеба испечь, а то есть совсем нечего. И он выписывал».

Подарки судьбы

В трудные времена получить образование было проблематично, но мой собеседник всё-таки окончил семилетку. «Сейчас я с детьми работаю. Радуюсь, какие у нас школы чудные. А мне довелось постигать знания в крестьянской хате при лучине. Помню золотые слова моей учительницы Нины Лукиничны, которая всегда повторяла, что нужно учить языки, особенно немецкий, он обязательно пригодится».

В 1956 году Савву Тихоновича призвали в армию. Молодого бойца привезли на станцию Лесная, где он прошёл курс новобранца, а потом его отправили служить в Польшу. Вот там он уже вдоволь наелся хлеба. Отслужив три года, приехал в пустой родительский дом. В райкоме комсомола раздавали путёвки на целину, и Савва Тихонович охотно вызвался поехать в Жабасакский округ. «Там пробыл ровно год. Кругом были степи, где кроме сайгаков и овец никакой другой живности. Однажды мне пришла телеграмма: приезжай домой. Младший брат пас скот, нашёл взрывчатку, бросил её в костёр — так детская шалость оставила его без глаза и зубов. Я быстро купил билеты на самолёт. Забрал раненого брата и отвёз его в Одессу в клинику Филатова».

Когда служил в армии и приехал в свой первый отпуск, судьба подарила ему встречу с будущей супругой, которую направили в Городное после окончания педагогического института. Алевтина Александровна сразу пришлась по душе молодому человеку. Вскоре они поженились и недавно отметили 55-летие супружеской жизни.

На благо другим

В начале шестидесятых годов Савва Тихонович связывает свою жизнь с железной дорогой. «Когда я вернулся с целины, устроился в строительное управление мотористом, где работала приятельница моего тестя, она и познакомила меня с железнодорожниками. Сначала меня взяли проводником, потом приёмосдатчиком груза и багажа. Сначала ездил по Союзу, потом оформили за границу. Часто бывал в Польше. Перевозками грузов занимался почти двадцать лет». В 1969 году моего собеседника переводят на вокзал, на котором он проработал до 2007 года. Параллельно тридцать пять лет он был председателем профкома. Будучи на заслуженном отдыхе, стал председателем совета ветеранов вокзала станции Брест-Центральный. «Сколько есть сил и энергии, буду служить на благо другим. Сегодня в нашем ветеранском коллективе 380 человек. С этими людьми прошла моя молодость. Спасибо большое Начальнику дороги, который каждый год утверждает программу «Забота», предусматривающую льготы для пенсионеров», — говорит брестчанин.

Награды придавали сил

Кстати, Савве Тихоновичу присвоено звание «Почётный железнодорожник», он награждён знаком «Почётный ветеран транспорта», орденом Славы 3-й степени. «Все награды мне придавали сил работать. Приятно, что я участвовал в создании музея, где хранится история нашего вокзала. Это настоящая сокровищница, в ней собраны документы, архивные материалы, фотографии, которые открывают перед нами дверь в прошлое. Мой родной вокзал — это моя жизнь. Это мой второй дом. Раньше здесь было советско-германское отделение дружбы, я всегда возил приветственные адреса, доводилось присутствовать на больших приёмах, мы обменивались делегациями. Сегодня часто встречаюсь с учащимися школ и вузов, чтобы передать им свои знания, показать наш музей. Приятно, что дети с удовольствием слушают мои рассказы. Они умные, любознательные, задают интересные вопросы», — рассказывает ветеран.

Не до скуки

Думаю, вы уже догадались, что сидеть без дела Савве Тихоновичу не приходится. Каждый его день начинается с привычного распорядка: справится с домашними делами, а потом ноги сами ведут на вокзал, где он провёл практически полвека. «Если бы я лежал, вытянув ноги, к вам бы уже, наверное, не пришёл. Я не стремлюсь караулить диван. Люблю транспорт, свою родную кормилицу железную дорогу, которой в декабре этого года будет 155 лет. Она меня взрастила, кормила, награждала. На вокзале мне каждый угол знаком». Греют душу ветерана успехи дочерей, достижения внуков и заливистый смех правнука. Старшая дочь Ирина, когда дослужилась до главного инспектора таможенных органов, ушла на пенсию. Младшая, Инесса, тоже железнодорожник: начинала с администратора на вокзале, сегодня она заместитель начальника вокзала по билетным кассам.

Савва Тихонович, Вам всю жизнь приходилось общаться с людьми. У каждого, как известно, свой характер. Как удавалось находить общий язык? Со всеми нужно быть откровенным и честным. Я всегда говорил правду, никогда не заигрывал. Если ты обещаешь что-то, обязательно нужно исполнить. Иначе твой авторитет ничего не стоит. Когда был председателем профкома, возил коллег на экскурсии в Москву, Смоленск, мы объехали всю Прибалтику. А ещё надо искренне любить то, что делаешь. А моя работа — это моя стихия. Мой труд. ценят, значит, есть настроение работать.

Когда общалась с энтузиастом, меня посетила мысль: «Наверное, Савва Тихонович никогда не ходил на работу». Ведь ещё великий Конфуций сказал: «Найди себе работу по душе, и тебе никогда не придётся работать».

Елена Синявская

Брестский вестник
2017 № 25

К списку новостей за 2017 год