Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Эта служба и опасна, и трудна

13 декабря 2016

К 95-ЛЕТИЮ ВОЕНИЗИРОВАННОЙ ОХРАНЫ БЕЛОРУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

История военизированной охраны начинается с 9 декабря 1921 года, когда по инициативе Дзержинского Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет Труда и Обороны республики принял «Декрет об организации охраны складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях», тем самым создав подчиненную и подведомственную НПКС вооруженную охрану железнодорожного транспорта. Эта дата и считается днем основания военизированной охраны Белорусской железной дороги, а также профессиональным праздником вохровцев.

Первые воспоминания о стрелковой команде на железнодорожном узле станции Калинковичи датируются 1944 годом. Известно, что после освобождения города здесь был создан взвод военизированной охраны, который относился к первому дивизиону третьего отряда станции Жлобин. До 1955 года подразделением командовал младший лейтенант Иван Андреевич Бакулич.

Вот что рассказывает калинковичанка Надежда Каток, которая за службу в военизированной охране отмечена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.»: «В охрану я пришла в феврале 1944-го: после освобождения города как раз набирался штат. Мама не пускала: «Куда ты лезешь, дите горькое? Восемнадцать лет всего», а я уперлась: «Пойду родину защищать». Со мной пришли еще несколько женщин и девчат. Поначалу Иван Бакулич от нас отмахнулся: «Разве ж можно с бабами нести службу?» Да вот только мужчин, здоровых, крепких, тогда в городе и его окрестностях днем с огнем было не сыскать: одни -  в солдатах, другие – в партизанах, третьи – водят поезда к фронту… Пришлось ему смириться. Смеху варта была наша охрана – одно бабье и несколько хлопцев пятнадцати-шестнадцати лет. Политрук Михаил Чеботарев намучался с нами: мы ж к карабину не знали, с какой стороны подойти, а чтоб из него еще и стрелять – Боже упаси. А форму какую выдали? Все на несколько размеров больше. Но если штаны, гимнастерку легко было подложить, ушить, то с шинелью, обувью дело доходило до смешного: ботики на ходу теряли. Вот такие вояки. Прослужив четыре года, поняла – не мое это, характер не тот…»

В 1951-м подразделение преобразовалось во вторую стрелковую вооруженную команду Гомельского отряда. Название менялось еще несколько раз, но суть деятельности оставалась прежней: охрана железнодорожного узла и сопровождение ценных грузов и багажа, а с начала 1960-х - обеспечение пожарной безопасности всего железнодорожного хозяйства.

В разные годы Калинковичское подразделение возглавляли Иван Крамаров, Алексей Ковгор, Митрофан Харитончик, Иван Сопко, Владимир Говор, Николай Мартынович, Алексей Рябцев.

С 1997 года личный состав команды – на тот момент 115 человек - стал осуществлять коммерческий осмотр поездов и производить прием и охрану наливных грузов на станции Барбаров. В 2005 году стрелково-пожарную команду ждала реорганизация: часть личного состава была передана на Барбаров для объединения с пожарным поездом и создания отдельной команды.

Сегодня Калинковичская стрелковая команда относится к Гомельскому отряду военизированной охраны. В зоне обслуживания - станция Калинковичи, а также направления Калинковичи-Словечно, Калинковичи-Житковичи, Калинковичи-Светлогорск, Калинковичи-Василевичи. По протяженности это порядка 300 км. Также в обязанностях – сопровождение ценных грузов на участках Калинковичи-Лунинец, Калинковичи-Жлобин, Калинковичи-Гомель, Калинковичи-Могилев, профилактика непроизводственного травматизма на перегонах и станциях.

С марта 2015-го подразделение возглавляет Григорий Каян. Накануне юбилейной даты он рассказывает о коллективе, делится результатами проделанной работы:

- В команде – 35 человек. Тем, как ребята относятся к своим должностным обязанностям, я доволен: ответственность, дисциплина, взаимовыручка. Очень стараются начальники караула Александр Сирош, Николай Мороз, Василий Климов, Андрей Ванькович, Александр Соловьян. Среди опытных стрелков хочется отметить Валерия Филиппова, Игоря Белого, Владимира Койдана, Виктора Абибулаева, Владимира Латошинского, среди молодежи – Александра Банчука.

Нашу работу смело можно охарактеризовать словами известной песни: «служба и опасна, и трудна». Трудна, потому что необходимо следить за сохранностью грузов, перевозимых в десятках поездов. Дежурный за смену, бывает, по 10-15 километров накручивает, идет и в дождь, и в снег, на вагоны залазит. Опасна, потому что злоумышленник, застигнутый на месте происшествия, вовсе не обязательно бросится наутек, может и напасть. И здесь важны мгновенная реакция и хорошая физическая подготовка. Последней уделяется особое внимание: ежемесячно на базе мозырского спорткомплекса «Динамо»  и собственного учебного класса проводятся занятия по специальной подготовке, ежеквартально проходят стрельбы. Сотрудники команды – постоянные участники и призеры конкурсов профессионального мастерства различного уровня. В прошлом году, например, стрелок Игорь Белый стал вторым на республике и лучшим на области.

Чем памятен текущий год? Снижением количества хищений и «прогулок» граждан по путям: будем надеяться, что и в следующем данная тенденция сохранится. Вообще же за 10 месяцев задержано и привлечено к административной ответственности за проход по железнодорожным путям или нахождение на железнодорожных путях в неустановленном месте 74 человека, предотвращено 5 хищений железнодорожного имущества, сопровождено 578 поездов (35061 вагонов) с ценным грузом, проведено 298 профилактических рейдов.

Свою небольшую речь мне хочется закончить словами пожеланий и поздравлений: с юбилейной датой и профессиональным праздником всех ветеранов и сотрудников подразделения. Здоровья, счастья, мира, добра и только позитивного настроения!

 

Татьяна ЗУБЕЦ

Калінкавіцкія навіны

10.12.2016

К списку новостей за 2016 год