Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Магистраль – связующая нить

24 сентября 2015

Продолжение. Начало за 08.01.2015, 15.01.2015, 22.01.2015, 19.02.2015, 26.02.2015, 05.03.2015, 12.03.2015, 19.03.2015, 26.03.2015, 02.04.2015, 09.04.2015, 16.04.2015, 23.04.2015, 30.04.2015, 07.05.2015, 14.05.2015, 21.05.2015, 28.05.2015, 04.06.2015, 11.06.2015, 18.06.2015, 25.06.2015, 02.07.2015, 09.07.2015, 16.07.2015, 23.07.2015, 30.07.2015, 06.08.2015, 13.08.2015, 20.08.2015, 27.08.2015 и 03.09.2015, 10.09.2015 и 17.09.2015 г.>>.

СОИЗМЕРЯТЬ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

Теперь необходимо сделать небольшое лирическое отступление. Напомню, люди любили Володько, и он их тоже. При всей своей загруженности всякий раз в преддверии Нового года, а также перед 8 Марта лично обходил кабинеты вместе с председателем Дорпрофсожа Валерием Рогачёвым. Поздравляли работников Управления дороги, и для каждого Евгений Иванович находил добрые слова. Многим такое поздравление Начальника было едва ли не приятнее самого праздника.

Ну а в работе Володько был строг, и, естественно, только он решал, как распределять заработанные дорогой средства. Был установлен такой порядок: со стороны всех причастных ежедневно поступали в финансовую службу данные о наличии и потребности в денежных средствах. Информация о состоянии доходного и расчетного счетов представлялась бухгалтерией финансовой службы. Каждый день на стол Начальнику дороги клали аналитическую справку. Он лично определял очередность платежей.

Однако выделенные средства всегда были в рамках «права» на доходы, то есть увязывались с планами расходов и объемами выполненных работ, что было узаконено Положением о финансировании отделений и предприятий дорожного подчинения.

Общеизвестно: не тот хозяин хорош, который имеет много денег, а тот, кто умеет правильно их потратить, жить по средствам. И это касается не только производства. Соизмерять расходы с заработанными доходами, обеспечивая при этом все необходимое для многоотраслевого хозяйства железной дороги – в этом заключалась формула финансовой стабильности Белорусской железной дороги тех лет. От многого, без чего можно было обойтись, отказывались, но затраты, необходимые для обеспечения безопасности движения поездов, всегда являлись приоритетными.

Евгений Иванович был хозяином рачительным. Он не боялся идти неизведанными тропами и внедрять новации там, где вложение заработанных средств гарантировало эффективность. Именно поэтому банковская деятельность стала новым направлением в работе железной дороги. В частности, был создан «Желдорбанк» – полностью за счет средств дороги.

МОЛОДОЙ, ДА РАННИЙ

Володько, как всегда, не ошибся в выборе специалистов на руководящие должности нового финансового учреждения.

Председателем правления был назначен тогда еще совсем молодой, но уже хорошо зарекомендовавший себя в банковской деятельности Гаспадарик. Геннадию Сергеевичу не было и 30 лет. Вдвоем с Виктором Алексеевичем Полевым, ставшим председателем совета банка, в одном из выделенных дорогой зданий на Привокзальной площади они шаг за шагом решили все технические и организационные вопросы. В соответствии с требованиями банковской деятельности сделали перепланировку помещений, закупили технику, программное обеспечение, набрали специалистов.

Были открыты и филиалы. Очень скоро «Желдорбанк» не просто заработал, но и стал одним из самых эффективных в нашей республике. Вместе с «Беларусбанком» и «Связьбанком» он вошел в тройку самых высокорентабельных, что, конечно, было отмечено правительством и Нацбанком.

Главное финансовое учреждение страны тогда возглавляла Тамара Винникова, и, вероятно, по ее инициативе было решено присоединить активы новых высокорентабельных банков к «Беларусбанку» для увеличения его активов и расширения клиентуры. Объединению предшествовало не одно совещание у заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Леонида Синицына.

Руководство БЖД давало все обоснования тому, чтобы клиенты железной дороги работали с «Желдорбанком». Приводили многочисленные аргументы эффективности его работы. Однако именно эти аргументы легли в основу решения о его присоединении к «Беларусбанку». Железная дорога – государственное предприятие и должна помогать стране укреплять банковскую систему.

«БЕЛАРУСБАНК»: НАША ДОЛЯ

Решение было принято достаточно быстро. На основании Указа Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко «Желдорбанк» был присоединен к «Беларусбанку» с целью увеличения его активов, а значит, повышения устойчивости.

Да, не все зависело от желания руководства БЖД. Вопрос сохранения банка в составе дороги был не столь важен, как задачи, стоявшие в то время перед сферой банковской деятельности в целом. Укрепление «Беларусбанка» было важней. Белорусская железная дорога работала устойчиво и смогла выполнить это решение и выдержать нагрузку с экономической точки зрения. Имевшиеся у магистрали акции банка были сохранены за дорогой в полном объеме, но, безусловно, они не могли составить решающей доли в общем капитале «Беларусбанка».

В дальнейшем БЖД состояла в наблюдательном совете «Беларусбанка». Представитель дороги – главный экономист (в те годы это была я. – Г.Б.) – всегда присутствовал и присутствует на собраниях акционеров. Причем сидели мы вместе с представителем «Связьбанка» рядом с министром финансов Республики Беларусь.

Тем не менее не могли влиять на решение вопроса с дивидендами на пути направления прибыли. Решение было за Минфином Республики Беларусь, который владел контрольным пакетом акций. В те годы, как правило, прибыль направлялась на дальнейшее развитие банка.

В связи с вышеизложенным с уверенностью могу сказать: в построенных прекрасных офисных зданиях «Беларусбанка» на проспекте Дзержинского в Минске есть и доля труда белорусских железнодорожников, ибо прибыль, вложенная в уставный капитал банка из средств БЖД, за 20 лет создана немалая. Это значит, за достаточно небольшой период времени Белорусская железная дорога внесла весомую лепту в укрепление банковской деятельности нашей молодой республики.

После слияния банков дивиденды, как уже отмечалось, стали в основном перечислять на развитие банка. Белорусской железной дороге как учредителю было обещано обслуживание на наиболее льготных условиях. Председатель Правления «Беларусбанка» Надежда Ермакова обещала сохранить для предприятий БЖД самые низкие тарифы на обслуживание. Так оно и было.

 

Продолжение следует

Транспортный вестник

Галина Брычкина

http://transport-gazeta.by/index.php/article/5116/number/39/24-09-2015/magistral-svyazuyuschaya-nit

24.09.2015

К списку новостей за 2015 год