Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Магистраль — связующая нить

17 сентября 2015

Продолжение. Начало за 08.01.2015, 15.01.2015, 22.01.2015, 19.02.2015, 26.02.2015, 05.03.2015, 12.03.2015, 19.03.2015, 26.03.2015, 02.04.2015, 09.04.2015, 16.04.2015, 23.04.2015, 30.04.2015, 07.05.2015, 14.05.2015, 21.05.2015, 28.05.2015, 04.06.2015, 11.06.2015, 18.06.2015, 25.06.2015, 02.07.2015, 09.07.2015, 16.07.2015, 23.07.2015, 30.07.2015, 06.08.2015, 13.08.2015, 20.08.2015, 27.08.2015 и 03.09.2015 и 10.09.2015 г.>>

Кто — за банком?

Совершенно новым вектором работы Белорусской железной дороги в 90-е годы стала банковская деятельность. Тогда в нашей республике, как, впрочем, и в других государствах постсоветского пространства, появилась целая сеть новых финансовых учреждений. Одни создавались, другие «лопались». Предприятия, входящие в состав стальной магистрали, традиционно обслуживались в основном в «Беларусбанке» и «Промстройбанке», частично — в «Агробанке», предоставляющих наиболее выгодные условия и являющихся на то время на сто процентов государственными.

Сейчас, что такое депозит, неизвестно, наверное, только дошкольнику. А тогда предприятия дороги делали в работе с банками первые шаги. Нам, финансовым работникам управления, приходилось очень много времени уделять изучению нового направления, в первую очередь с точки зрения надежности. Представители вновь созданных банков потоком шли на БЖД, понимая, что это — устойчивая государственная структура, с которой следует работать. Многим в сотрудничестве мы отказывали. Но делали это не просто так, а на основании изучения как рейтинга банка, так и его финансовой надежности, имиджа учредителей, сферы деятельности. Чтобы не потерять вложенные средства, нужно было знать, какая структура стоит за банком.

Начальник дороги Евгений Володько дал соответствующие указания и на этот счет. Были изучены условия размещения депозитов и возможные ресурсы БЖД.

Главный ориентир, естественно, был направлен на сотрудничество с «Беларусбанком», но рассматривались и другие финансовые учреждения: соблюдали принцип «не хранить все яйца в одной корзине». Разрешение по работе с депозитами было дано также отделениям дороги.

Вот один из методов работы, который впервые использовали при руководстве Володько.

Управление дороги ранее ежедневно перечисляло в бюджет в огромных размерах централизованные налоговые платежи (налог на прибыль и НДС по перевозкам). Ведь в случае отсрочки перечислений до конца периода своевременность расчетов ставилась под большое сомнение. А денежных средств всегда не хватало.

В связи с этим финансовая служба предложила систему накопления налоговых платежей в течение месяца посредством размещения денежных средств на депозитных счетах с получением высоких дивидендов — банки крайне нуждались в те годы в оборотных средствах. Такую систему работы по депозитам Володько одобрил. В то время это была совершенно новая статья в доходах управления дороги, причем несоизмеримо большая, чем наши платежи за услуги банка. Для ведения данной деятельности в финансовой службе был выделен специалист. Он готовил депозитные договоры и обеспечивал контроль их выполнения.

На век вперед

Надежность банков анализировалась постоянно. И, к нашей чести, могу уверенно сказать: управление дороги не размещало средств ни в одном сомнительном финансовом учреждении. Конечно, такая работа требовала немало времени, но она была эффективна. Сегодня это кажется элементарным. Но не надо забывать, что все было тогда не только ново, непонятно, но и рискованно. И только руководитель такого масштаба, каким был Евгений Иванович, направлявший свою команду на поиски всех возможных путей повышения доходности, мог стоять у истоков начала банковской деятельности на БЖД. И, как и в других случаях, не ошибся.

Со своей стороны могу утверждать: финансисты, экономисты и бухгалтерские работники в годы его руководства не сидели сложа руки и не зря ели свой хлеб. Вот подтверждение тому: средств, заработанных управлением дороги от размещения депозитов, хватило бы на выплату зарплаты всем финансово-экономическим и бухгалтерским работникам управления на 127 лет вперед. Конечно, на том уровне.

Имею все основания назвать этот пример еще одним результатом применения экономических рычагов управления. Поскольку проще, конечно, было бы ничем не рисковать, не брать на себя дополнительную огромную ответственность. Тем более что в наши должностные обязанности это не входило.

Работа как творчество

Работать с Евгением Ивановичем было очень интересно. У него как будто чутье было на эффективные направления, выгодные для железной дороги. Он не тормозил инициативу, а создавал атмосферу причастности каждого специалиста к результату. Поощрял активных.

Проводя селекторные совещания, часто давал слово финансистам и экономистам отделений дороги, внимательно выслушивал предложения с мест и сразу же принимал или отвергал их. Ему не нужны были месячные сроки для раздумий. Особо хочу подчеркнуть: многие специалисты тогда не боялись выходить с предложениями по улучшению работы, не отсиживались по кабинетам и не отмалчивались. Вероятно, потому, что правило «инициатива наказуема» при Володько не работало, он не приветствовал безынициативных. Особенно Евгений Иванович уважал и ценил начальников финансовых отделов Витебского, Могилевского и Гомельского отделений дороги — Владимира Григорьяна, Тамару Светличную, Валентину Дробышевскую. Творчески работали начальник финансового отдела Барановичского отделения Владимир Сенько и начальник финансового отдела Брестского — Николай Дергачев. На Минском — большой вклад в финансовую стабильность внесли начальник финансового отдела Елена Быкова и ее заместитель Елена Зуй, сменившая ее после ухода на заслуженный отдых. Начальник дороги прислушивался к предложениям специалистов и уделял должное внимание каждому.

Более творческой атмосферы в работе я не помню за почти 40 лет своей трудовой деятельности. Конечно, такое отношение окрыляло.

Руководитель уверен…

Не могу не вспомнить еще один пример его безграничного доверия к специалистам. После плановой проверки Комитетом государственного контроля управления дороги в 1995 году вместе с проверяющей мы зашли в кабинет Володько с актом проверки для ознакомления, согласования и представления после согласования ему на подпись.

Евгений Иванович приветливо встретил специалиста, расспросил о семье, работе. Оказалось, они с проверяющей — почти земляки. Поговорив о малой родине, он, даже не читая, открыл последнюю страницу акта ревизии и подписал. На вопрос, почему не прочел документ, ответил: «Галина Владимировна все читала и поясняла вам. А я ей полностью доверяю».

Проверяющая еще некоторое время не могла прийти в себя: с подобным уровнем доверия к подчиненным со стороны руководителя она встретилась впервые за всю практику своей работы.

Разумеется, такое отношение Евгения Ивановича к нам не было проявлением верхоглядства. Просто он был уверен: при подготовке акта проверки мы сражались за обоснованность каждой записи, и если ему не доложили о наличии спорных вопросов, значит, их в данном акте просто не было. Бесспорно, доверие руководителя ко многому нас обязывало, и работники служб делали все от них зависящее, чтобы не подвести не только себя, но и своего начальника.

 

Продолжение следует

 

Галина Брычкина

Транспортный вестник

http://transport-gazeta.by/index.php/article/5084/number/38/17-09-2015/magistral-svyazuyuschaya-nit

17.09.2015

К списку новостей за 2015 год