Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Колея для Евразии

23 сентября 2015

Вопреки сложным внешнеэкономическим обстоятельствам, режиму антироссийских санкций и т. п., взаимодействие стальных магистралей почти тридцати стран Европы и Азии, включая Россию, продолжает развиваться — в сфере технологий перевозочного процесса, координации транспортной политики, развития новых железнодорожных коридоров и в других секторах. Это взаимодействие, напомним, пережило и холодную войну — к взаимной, причем постоянной экономической выгоде всех стран, участвующих в Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД).

Основные направления развития железнодорожного транспорта в этих странах и их сотрудничества в рамках ОСЖД разъясняет Тадеуш Шозда, председатель комитета ОСЖД.

- Несмотря на сложные экономические условия, в которых вынуждены работать ряд национальных железных дорог, работа ОСЖД в 2014- 2015 гг. была успешно продолжена — в направлении развития международных железнодорожных перевозок грузов и пассажиров, повышения конкурентоспособности железных дорог на евроазиатском транспортном пространстве. Одновременно стальные магистрали стран ОСЖД продемонстрировали способность обеспечить полный комплекс транспортных услуг.

В соответствии с мероприятиями и рекомендациями, разработанными ОСЖД совместно с профильными министерствами и железными дорогами, в транспортных коридорах ОСЖД осуществлена большая работа по реконструкции железнодорожных линий и модернизации инфраструктуры. Это позволило довести уровень перевозок грузов на железных дорогах стран ОСЖД до 6 млрд тонн, а перевозок пассажиров — до 4 млрд человек.

На Азербайджанских железных дорогах проводится работа по обновлению инфраструктуры главных путей железнодорожного коридора ОСЖД № 10 — на участке Баку — Беюк-Кясик (направление Азербайджан — Грузия). Здесь в 2014 году построено 10 тяговых подстанций, ведётся строительство второго железнодорожного моста через реку Кура (на 73-м километре), модернизировано 317 км пути. На основании государственной программы развития железных дорог будут расширены станции на 185-километровом участке Османлы — Астара (граница с Ираном).

В 2014 году организован контейнерный маршрут Поти — Кишлы — Поти (Грузия — Азербайджан — Грузия). Ведётся работа по созданию контейнерных поездов на международных черноморско-каспийских маршрутах: Поти — Алят — Актау, порт Алят — Поти, Поти — Алят — Туркменбаши — Алят — Поти.

Внедрение разработанной ОСЖД «Технологии по организации перевозок в международном пассажирском сообщении» позволило значительно сократить таможенные процедуры на пограничных станциях в обоих направлениях на участках Баку — Беюк-Кясик и Ялама — Самур (Азербайджан — Грузия, Азербайджан — РФ).

Объём грузоперевозок по Белорусской железной дороге в 2014 году составил 141,4 млн тонн грузов (101,1% к 2013 году).

Отмечен рост контейнерных перевозок в сообщении стран Евросоюза с Китаем и обратно, что позволило увеличить объём таких перевозок в 3,1 раза.

Развивались перевозки автокомплектующих концерна «Фольксваген» из Европы на сборочные предприятия в РФ прямыми ускоренными маршрутными поездами с применением единой унифицированной накладной ЦИМ/СМГС.

В июле 2014 года открыт Центр транспортного обслуживания на станции Барановичи-Центральные. Это является первым шагом по внедрению системы улучшения качества обслуживания грузовладельцев по принципу «одного окна».

В соответствии с Государственной программой развития железных дорог на 2011-2015 годы предусмотрено приобретение 12,5 тыс. грузовых вагонов, из которых в 2014 году закуплено 989 грузовых вагонов.

С 2010 года дорога совместно с чешской компанией «СZ Loko» реализует проект по производству высокотехнологичных маневровых локомотивов. В 2014-м было изготовлено 12 маневровых локомотивов ТМЭ1 и 12 локомотивов ТМЭ3.

На дороге успешно реализуется масштабный инвестиционный проект по электрификации линии Гомель — Жлобин — Осиповичи. Произведена полная реконструкция вокзальных комплексов станций Брест-Центральный, Гродно, Барановичи.

На Венгерских железных дорогах в 2014 году продолжались реконструкция и модернизация отдельных участков магистральной сети, входящих в международные железнодорожные коридоры, а также линий, имеющих большое значение для пригородного сообщения. В частности, завершены эти работы на самом загруженном участке коридоров ОСЖД № 5 и 6 Сольнок — Сайол; начата реконструкция сезонно загруженной однопутной линии на южном берегу Балатона.

В рамках совместного финансирования с ЕС поступила первая партия (15 составов для MAV-Start и 5 для ДьШЭВ) пригородных электропоездов типа FLIRT производства STADLER, снабжённых европейской системой управления движением поездов ETCS уровня-2.

Бесплатный доступ к беспроводному интернету обеспечен уже на семи крупнейших станциях и в 770 вагонах пригородного и международного сообщения (со скоростью 7,2 Mbps, позволяющей одновременное подключение 10-15 пользователей по вагону).

На железной дороге Казахстана введены в эксплуатацию вновь построенные железнодорожные линии Жезказган — Бейнеу протяжённостью 1036 км и Аркалык — Шубарколь протяжённостью 214 км.

Китайские железные дороги перевезли в 2014 году 2 млрд 357 млн пассажиров, что на 11,2% выше уровня 2013 года. Перевезено 3 млрд 813 млн тонн грузов. В сообщении Китай — Европа отправлено 308 контейнерных маршрутных поездов, в которых перевезено 26 058 контейнеров. При этом 108 таких поездов было отправлено из города Чунцин в направлении Западной Европы с применением унифицированной накладной ЦИМ/СМГС.

В 2014 году введены в эксплуатацию новые железнодорожные линии протяжённостью 8427 км, их них высокоскоростные — 5491 км. Приобретён 261 локомотив.

Литовскими железными дорогами в 2014 году перевезено 49 млн тонн грузов, что на 2% превышает уровень прошлого года, при этом объём международных перевозок увеличился на 4,9% и составил 34,5 млн тонн.

Завершена реконструкция железнодорожных участков Каунас — Гайжюнай, Моцкава — государственная граница с Польшей и модернизация инфраструктуры линии Клайпеда — Пагегяй. Введён в эксплуатацию центр управления движением в г. Вильнюсе, закончены строительные работы двух интермодальных терминалов логистики в Вильнюсе и Каунасе.

Внедряются новые технологии обработки международных поездов, сокращается время осмотра поездов различных категорий. Это связано с внедрением автоматизированных систем оформления перевозочных документов.

Существенным достижением ГП «Железная дорога Молдовы» (ЧФМ) является организация государственных видов контроля (пограничного, таможенного, санитарного и ветеринарного) по принципу «единого окна» на всех передаточных станциях ЧФМ. Внедрён порядок заблаговременного предоставления в таможенные органы соседних стран предварительной информации о прибывающих грузах. Причем это включено в реестр сведений, содержащихся в железнодорожной накладной и таможенной декларации. Такие меры значительно экономят время на проведение пограничных контрольных операций. По территории Республики Молдова в 2014 году перевезено с использованием накладной ЦИМ/СМГС 20 664 отправки.

АО «Улан-Баторская железная дорога» (Монголия) успешно продолжило создание новых контейнерных маршрутов. Организованы перевозки грузов по международным маршрутам: Гамбург — Брест — Наушки — Сухэ-Батор — Жэнгжоу; Путянь — Эрлянь — Сухэ-Батор — Наушки — Малашевичи — Гамбург.

На Польских железных дорогах активно развиваются контейнерные перевозки, значительно увеличился объём перевозок из Китая в Польшу и транзит в страны Западной Европы. В 2014 году введено в эксплуатацию дополнительно 3 тысячи грузовых вагонов, которые позволили обеспечить запрос клиентов в пик перевозок.

В целях облегчения пересечения границ польское АО «ПКП Карго» (железнодорожная администрация Польши. — Прим. ред.) заблаговременно передаёт белорусской стороне всю информацию о грузах, перевозимых через польско-белорусские погранпереходы. Широко используется железнодорожная накладная ЦИМ/СМГС при перевозке грузов, особенно маршрутными контейнерными поездами.

Польские железные дороги продолжали реализовывать инвестпрограмму развития скоростных сообщений. В 2014 году было освоено более 7 млрд злотых, что позволило сократить время в пути пассажирских поездов между Варшавой и Гданьском на 1,5 часа. Значительно сократилось время проезда между Варшавой и городами Краков и Катовице.

Российскими железными дорогами в 2014 году увеличен на 4,7% грузооборот перевозимых грузов, из них в международном сообщении — на 4,8%.

В 2014 году начали курсировать 19 новых контейнерных маршрутных поездов: Дуйсбург — Чунцин, Вухан — Гамбург, Аксу — Карталы — Красное — Брест, Ухань — Лодзь, Забайкальск — Москва/Кунцево-2, Блочная — СПб, Клещиха — Находка и др.

Введено в эксплуатацию 10,6 км новых линий, 67 км вторых путей, 62,2 км станционных путей. Модернизирован ряд участков коридоров ОСЖД: № 1 Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород, Хельсинки — Бусловская — Санкт-Петербург — Москва — Суземка — Нежин — Киев, Нежин — Жлобин — Минск — Вильнюс — Калининград, Москва — Брянск.

В 2014 году приобретено 1569 новых грузовых вагонов, 411 электровозов, 249 тепловозов, 4 высокоскоростных поезда «Сапсан», 14 скоростных электропоездов ЭС1 «Ласточка», 268 новых современных пассажирских вагонов. Модернизировано 564 тепловоза, 151 электровоз.

Начата эксплуатация новых вагонов (габарита РИЦ-200). Они с января 2015 года включены в поезда сообщением Москва — Ницца, Москва — Париж и Москва — Варшава.

В 2014 году Словацкая Республика присоединилась к СМГС. Внедряется скоростное сообщение на одной из основных линий: Нове-Место-над-Вагом — Пухов. Продолжается реконструкция крупной сортировочной станции Жилина.

В 2014 году перевезено с использованием накладной ЦИМ/СМГС 23 370 отправок.

Таджикистанская железная дорога перевезла в 2014 году 6,8 млн тонн грузов, что на 1,3% превышает достигнутый уровень прошлого года. Приобретено 150 новых грузовых вагонов. Продолжается строительство новой железнодорожной линии Душанбе — Курган-Тюбе, участка Вахдат — Яван.

Румынские железные дороги перевезли в 2014 году 23,97 млн тонн грузов, что выше на 4,5% по сравнению с уровнем прошлого года.

Перевозчик ЧФР Марфа осуществил в направлении стран — членов ОСЖД с использованием накладной ЦИМ/СМГС 21 206 перевозок.

На дорогах проводилась большая работа по модернизации железнодорожных линий Кымпина — Предял, Бухарест — Брашов, Госграница — Куртич — Симерия для обеспечения движения поездов со скоростью 160 км/час. Начаты работы по модернизации мостов через Дунай на участке Бухарест — порт Констанца.

В течение последних пяти лет Эстонская железная дорога («Eesti Raudtee») совместно со структурными фондами Европейского союза инвестировала приблизительно 200 млн евро в развитие железной дороги. За это время были капитально обновлены все главные пути.

Обновлены амортизированные участки железной дороги, пассажирские платформы, повышены скорости движения поездов, построены новые и приведены в порядок имеющиеся пешеходных тоннели и мосты. Целью проделанных работ является достижение повышения скорости на всей железнодорожной инфраструктуре: 120 км/ч — для пассажирских поездов и 80 км/ч — для грузовых поездов.

В 2014-м году было инвестировано более 46 млн евро в обновление устройств связи, безопасности (системы регулирования движения поездов и автоматика переездов) и в капитальный ремонт железнодорожных мостов.

В плане сотрудничества железных дорог стран-участниц активно ведётся работа по задействованию меморандумов о сотрудничестве в области технического, эксплуатационного и коммерческого развития коридоров ОСЖД.

На железных дорогах Китая, Казахстана, России, Польши, Чехии, Узбекистана и других стран проводилась работа по реализации одобренной на XXX сессии совещания министров ОСЖД «Программы развития сети скоростных и высокоскоростных пассажирских сообщений». Это позволило значительно повысить маршрутные скорости движения пассажирских поездов, произвести замену пассажирского подвижного состава, способного двигаться со скоростями 160-300 км/ч и выше.

Созданы новые контейнерные маршруты на дорогах Беларуси, Болгарии, Венгрии, Латвии, Литвы, Казахстана, Китая, Монголии, Польши, России, Словакии, Узбекистана, Украины, Чехии, Эстонии и других стран.

Это обеспечило курсирование по железным дорогам стран — членов ОСЖД более 280 контейнерных маршрутных поездов. При этом отмечена тенденция увеличения количества отправок грузов в контейнерах с использованием единой унифицированной накладной ЦИМ/СМГС, что свидетельствует об эффективности её применения в международном сообщении между Европой и Азией.

Продуктивно велась работа по составлению и согласованию графиков движения поездов, осуществлению и согласованию объёмов перевозок грузов в международном сообщении.

Продолжалась также деятельность по разработке и утверждению памяток по техническим вопросам железных дорог — в области подвижного состава, габаритов, железнодорожного пути и искусственных сооружений, СЦБ, электроснабжения и электрической тяги и т. п. Сокращалась взаимная задолженность железных дорог стран — участниц ОСЖД.

Активизировалась работа контактной группы ОСЖД/ЕЖДА по сравнительному анализу технических параметров систем колеи 1520/1524 мм и 1435 мм, позволяющая создать условия для более эффективного взаимодействия железнодорожных систем в странах ЕС и ОСЖД.

Положительно влияли на деятельность ОСЖД предприятия-наблюдатели и присоединённые предприятия ОСЖД. Их количество существенно увеличилось и достигло в 2014 году 7 и 40 соответственно.

Временная рабочая группа ОСЖД подготовила проект Конвенции о прямом международном железнодорожном сообщении. В этот документ в качестве приложений включены соглашения СМГС и СМПС.

Соглашения о международном грузовом и пассажирском сообщениях, предопределившие создание ОСЖД и подписанные в конце 1951 года, были результатом переговоров между странами-участницами в 1948–1951 годах. Эти переговоры инициировали СССР и КНР.

К концу 1940-х все страны, участвующие в означенных переговорах, фактически составляли политико-экономический блок с идентичными или схожими системами государственного управления, в том числе управления экономикой. А транспортные артерии были важнейшим технико-экономическим звеном развивающейся экономической интеграции тех же стран. Аналогичную роль стальные магистрали играют в нынешних геополитических условиях, способствуя экономическому взаимодействию на том же обширном географическим пространстве.

Вдобавок, те же государства поныне заинтересованы в осуществлении международных транзитных грузоперевозок.

При этом железнодорожные коридоры проходят через территорию тех же стран, и (или) они являются конечными/начальными пунктами этих коридоров (например, Транссиб с выходами во многие дальневосточные и почти во все восточноевропейские страны и в их морские, речные порты; Турксиб; стальные магистрали КНР - Монголия — СССР, КНР - Вьетнам; средиземноморские порты Албании; порты и железные дороги Ирана). Так что СМГС-СМПС нацелены также на беспрепятственный транзит по тем же коммуникациям.

Время подтвердило обоснованность позиции СССР и КНР относительно важности многосторонних документов, то есть СМГС и СМПС, в означенных сферах. Суть этой позиции состояла в том, что политико-экономические блоки могут быть через какое-то время упразднены (например, к тому времени уже существовал Совет экономической взаимопомощи в составе СССР и почти всех европейских соцстран; все эти страны подписали с КНР и КНДР долгосрочные соглашения о военно-политическом и/или экономическом сотрудничестве). Но связующая, точнее, стратегическая роль железнодорожных артерий во взаимоотношениях тех же государств должна сохраниться. Поэтому нужно сформировать блок соответствующих межгосударственных соглашений, причем с неограниченным сроком действия. Таковыми и остаются упомянутые международные соглашения, по-прежнему выгодные для всех стран-участниц.

Тем же задачам соответствует общерегиональная Дунайская комиссия, созданная по инициативе СССР и Венгрии в августе 1948 года (ныне в ее составе придунайские страны Центральной и Восточной Европы, Россия, Украина, Молдавия). Кстати, почти все эти страны участвуют и в СМГС-СМПС.

Таким образом, сформирована многосторонняя система взаимодействия транспортных систем более чем тридцати государств.

Справочно

ОСЖД учреждена в Софии 28 июня 1956 года. Штаб-квартира ОСЖД - в Варшаве. Базовые документы ОСЖД - Соглашения о международном грузовом и пассажирском сообщениях (СМГС; СМПС), подписанные 1 ноября 1951 года и действующие без ограничения срока действия с момента их подписания.

В составе ОСЖД (2015 г.) — железные дороги и железнодорожные ведомства 27 стран, в том числе РФ и всех других стран экс-СССР, почти всех стран Восточной Европы, а также КНР, Монголии, КНДР и Вьетнама.

 

http://www.tpp-inform.ru/global/6169.html

22.09.2015

К списку новостей за 2015 год