Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Литва-Беларусь: ЕС-ЕврАзЭС

27 ноября 2014

Белорусская транспортная неделя, проходившая с 6 по 9 октября в Минске, была насыщенной и весьма плодотворной для обретения новых полезных контактов. Этому способствовали пленарные дискуссии, международные конференции, круглые столы, специализированные семинары, где обсуждались ключевые вопросы стратегии развития, взаимодействия и партнерства в рамках международной транспортной системы. В работе форума приняли участие представители государственных структур, транспортного, экспедиторского и логистического бизнеса Латвии, Литвы, Польши, Молдовы, Казахстана, России. Неделя стала действенной площадкой продвижения коммерческих проектов — подписан ряд международных документов по согласованным решениям в обеспечении успешного и непрерывного развития государственно-частного партнерства на международном рынке транспортно-логистических услуг.

Диалог представителей белорусского экономического сектора с деловыми партнерами стран-соседей в рамках ежегодного транспортного форума стал традиционным и год от года только расширяется как по составу принимающих в нем участие, так и по спектру рассматриваемых вопросов. В текущем году от Литвы, Латвии, Польши в мероприятиях Белорусской транспортной недели участвовали представительные делегации в составе руководителей министерств, морских портов, железнодорожных компаний, крупных автомобильных и логистических холдингов, профессиональных некоммерческих объединений.

Мы расскажем о том, какие вопросы обсуждались в деловых дискуссиях.

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПУТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА

Литва входит в десятку основных внешнеторговых партнеров Беларуси. Объем взаимной торговли товарами между странами в 2013 году составил свыше 1,5 млрд. долларов США, а белорусский экспорт превысил 1 млрд. долларов. В прошлом году Литва заняла восьмое место в общем товарообороте нашей республики, пятое — в объеме экспорта и десятое — импорта. За четыре минувших года литовские инвестиции в Беларусь увеличились более чем в три раза, составив в прошлом году почти 180 млн. долларов США.

Поданным таможенной статистики в Республике Беларусь, за семь месяцев текущего года объем экспорта в Литву составил 683,7 млн. долларов США, что на 10,2% выше по сравнению с аналогичным периодом 2012-го.

Эти цифры стали отправной точкой обсуждения текущей ситуации и дальнейших перспектив сотрудничества между двумя странами в рамках международной конференции по литовско-белорусскому сотрудничеству.

- Одной из поставленных целей нашей встречи является соединение логистических и транспортных коридоров Европейского союза и восточных партнеров с участием железных дорог, автомобильных перевозчиков, морских портов, — сказал на открытии конференции Чрезвычайный и Полномочный посол Литовской Республики в Республике Беларусь Эвалдас Игнатавичюс. — Осуществление намеченных планов требует обсуждения и рассмотрения в формате не только двусторонних отношений, но и «Восточного партнерства» Европейского союза. В имеющиеся проекты нужно привлекать Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, другие международные финансовые институты.

КЛАЙПЕДА - НАШ ВЫХОД К МОРЮ

Сегодня на белорусском рынке представлен ряд крупнейших известных в европейском бизнесе литовских компаний, которые располагают мощными грузовыми терминалами, транспортными распределительными центрами и собственным подвижным составом различного назначения. Транспортные, экспедиционные предприятия и логистические провайдеры Беларуси в 2012–2013 гг. заключили более пяти тысяч договоров о сотрудничестве с литовскими логистическими компаниями, а оценочный объем на транспортное и транспортно-экспедиционное обслуживание уже достигает около 30% заказов, поступивших национальным международным перевозчикам.

- Благодаря конструктивному и взаимовыгодному сотрудничеству Беларуси и Литвы в транспортной сфере объем двусторонней торговли услугами в прошлом году вырос на 20% и составил 750 млн. долларов США, — привел такие данные в своем выступлении Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Анатолий Сивак. — Транзитом по территории республики в направлении портов Литвы перевозятся казахстанские и российские экспортные грузы. Этот грузопоток в 2013 году превысил 5,2 млн. тонн и составил 11,17% объема транзита через Беларусь. Постоянно растет количество поездок литовских автоперевозчиков — в прошлом году совершено почти 300 тысяч, их доля в общем объеме транзита через Беларусь составляет около 15%.

Республика Беларусь, не имеющая выхода к морю, возлагает большие надежды на работу с морскими портами стран Балтии, особенно с Клайпедой. Через данные порты в 2013 году поставлено около 5,5 млн. тонн белорусских грузов, что составляет около трети экспорта продукции нашей страны и почти половину импортных, поставляемых в республику морским путем.

Руководитель Министерства транспорта и коммуникаций Литовской Республики Римантас Синкявичюс предложил для конкретного рассмотрения в рамках конференции ряд важных аспектов. Среди них — трансъевропейская транспортная сеть, которая осуществлялась бы в рамках регионального сотрудничества при помощи реализации проекта евро-азиатских транспортных сетей; финансирование и координирование реализации инфраструктурных проектов; устранение сдерживающих административных факторов в осуществлении трансграничных транспортных перевозок.

- Для устранения административных барьеров и содействия в передвижении грузов Литва совместно со странами-партнерами — Бельгией, Нидерландами, Германией и Польшей — ведет разработку проекта восьмого коридора грузовых железнодорожных перевозок, — сказал Римантас Синкявичюс. — Его цели — организация международных железнодорожных маршрутов грузовых поездов для беспрепятственного транзита, более тесная интеграция услуг железнодорожного, автомобильного, морского, воздушного транспорта для упрощения пограничных процедур. Стоит упомянуть, что оформление процедуры пересечения поездами границ между ЕС и СНГ на литовско-белорусском участке сокращено до получаса благодаря совместно разработанной системе одного окна.

Широкий спектр транспортно-логистических возможностей предоставляет универсальный незамерзающий глубоководный Клайпедский государственный морской порт. Если 10 лет назад здесь перерабатывалось 3,8 млн. тонн белорусских грузов, то в 2011-м этот показатель достиг 11,5 млн., а за первое полугодие текущего года — 6,2 млн.

- Наше партнерство развивается, и мы выбрали верное направление сотрудничества, — подчеркнул генеральный директор порта Арвидас Вайткус. — У Литвы и Беларуси — большой потенциал сотрудничества по перевалке грузов в морском порту, а принадлежность вашей страны к ЕАЭС увеличивает его в разы за счет возможности привлечения грузов России и Казахстана.

ПРОСТОЙ - ПРЯМЫЕ ЗАТРАТЫ

В Литве — наибольший показатель количества автомобильного грузового транспорта, задействованного в выполнении международных доставок: 4,2 автомобиля на одну тысячу жителей. Так, в Польше этот показатель составляет 3,9, Латвии — 3,2, Беларуси — 1,6, России — 0,26. После вступления в ЕС вследствие либерализации разрешительной системы объем перевозок грузов и количество поездок литовских перевозчиков значительно выросли.

- Двусторонние перевозки между Литвой и Беларусью практически близки к паритету: 42 и 58% соответственно, — привел данные председатель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» Николай Боровой.- Однако по работе транзитного транспорта Литва в разы опережает белорусский транзит в сторону России. И если сложить эти показатели, то объемы работы литовского транспорта гораздо выше белорусского. Формируя общие тенденции, следует ориентироваться на создание комфортных условий перевозки товаров и грузов наших стран, а также транзитных государств по нашим территориям.

На границе Литвы и Беларуси имеется четыре пункта пропуска, в которых производится оформление грузовых автомобилей. С белорусской стороны — «Котловка», «Каменный Лог», «Бенякони» и «Привалка». Если обратиться к мониторингу простоя транспортных средств, то время ожидания на границе в максимальные пиковые нагрузки может достигать 50 часов, а это — прямые затраты, отрицательно влияющие на конкурентоспособность; резервы, за счет которых можно повысить эффективность работы автотранспортных предприятий. На некоторых пунктах пропуска с белорусской стороны проведена модернизация. И все равно грузовой транспорт вынужден простаивать при пересечении сопредельного участка.

- Действия по реконструкции пунктов пропуска были бы эффективнее при синхронном характере с обеих сторон, — обратил внимание Николай Боровой. — Кроме того, увеличения потока транспорта можно достичь за счет введения на погранпереходах системы электронного бронирования очереди транспортных средств.

Председатель Ассоциации «БАМАП» поднял также вопрос о тарифах в белорусско-литовском проекте контрейлерного поезда «Неман», который в еженедельном графике перевозит на специализированных платформах седельные тягачи с полуприцепами. По его мнению, более активному использованию проекта препятствует достаточно высокая стоимость услуги — 260 долларов США в одном направлении: востребованность была бы выше при цене не более 150 долларов.

В развитие этой темы заместитель генерального директора — директор по грузовым перевозкам АО «Литовские железные дороги» Стасис Гудвалис сказал:

- Проект контрейлерного поезда «Неман» создавался в тот период, когда на границе было очень серьезное положение с проездом автотранспорта — образовывались многокилометровые очереди. Он экспериментальный, но перспективен на будущее. Проделана большая работа по согласованию технологии, оборудованию рамп, другим важным моментам, и здесь следует продвигаться дальше.

Цель проекта — не только перевозки в сообщении между Литвой и Беларусью. Видится развитие новых маршрутов, например, в Калининградскую область (железнодорожная станция Черняховск). Сейчас для этого рассматриваются юридические вопросы, экологические аспекты, обсуждается подготовка инфраструктуры погрузки-выгрузки, возможности применения специальных платформ для размещения полуприцепов без седельного тягача. Предполагается, что в течение пяти лет будут выполнены все необходимые условия для полноценного функционирования контрейлерного поезда «Неман».

В ВИЛЬНЮС - НА ЭЛЕКТРОТЯГЕ

За восемь месяцев текущего года по Белорусской железной дороге в Литву перевезено более 9,3 млн. тонн грузов. В общем объеме доставки белорусских экспортных грузов по БЖД на литовское направление в январе-августе приходилось около 33%. Тема железнодорожного сообщения между двумя странами также обсуждалась на международной конференции в рамках Белорусской транспортной недели.

Популярность литовского направления обусловлена несколькими факторами. Во-первых, в этой стране расположен порт Клайпеда — географически самый близкий из всех прибалтийских. Во-вторых, в двух государствах используется путь с шириной колеи 1520 мм. И это создает по сравнению, например, с польским направлением весомое преимущество: пересечение границы происходит без дополнительных задержек, связанных с необходимостью замены колесных пар и пере­цепкой локомотива.

Повысить привлекательность литовского направления призвана и реализация масштабного проекта Евросоюза по улучшению экспрессного пассажирского сообщения между Вильнюсом и Минском, который осуществлялся в рамках Программы трансграничного сотрудничества «Литва-Латвия-Беларусь» в 2007–2013 гг. Его логическим продолжением станет электрификация участка белорусской магистрали от Молодечно до Гудогая. Соответствующую реконструкцию примыкающего отрезка проведут железнодорожники Литвы. Благодаря таким действиям до конца 2016-го планируется организовать движение электропоездов на электротяге от Минска до Вильнюса.

Кроме того, на Белорусской железной дороге предполагается завершить в 2015 году электрификацию участка Жлобин-Гомель. С учетом этого движение на электротяге станет возможным на отрезке от Гомеля до Вильнюса — значительном по протяженности участке ответвления IX международного коридора, соединяющего черноморские порты с балтийскими. И это станет предпосылкой для наращивания объемов белорусско-литовских железнодорожных перевозок.

Электрификация может стать стимулом для развития специализированного контейнерного поезда «Викинг», который соединяет морские контейнерные линии Балтийского, Черного и Средиземного морей. «Викинг» курсирует более 10 лет, и к нему проявляют интерес все новые партнеры. Выгоду от этого могут извлечь Беларусь и Литва.

* * *

Оба государства сохраняют положительную динамику транспортных потоков, в том числе увеличив объем грузов из Клайпедского порта. Вхождение Литвы в состав Европейского союза, а Беларуси — в Евразийский экономический союз создает дополнительные возможности для увеличения объемов переработки грузов и открывает дополнительные транспортно-транзитные перспективы для двух стран. Таков в целом был лейтмотив делового обсуждения на международной конференции.

 

Алесь Марков

Транспортный вестник

27.11.2014

 

К списку новостей за 2014 год