Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

По союзной колее

23 октября 2014

Корреспондент «СОЮЗа» поработал в качестве стажера поездной бригады «Брест—Москва»

Брест, четыре утра, на перроне зябко. Пассажиры поезда N 132 Брест—Москва собираются у вагонов. Еще несколько минут, и состав двинет в путь по колее длиной тысяча с лишним километров. Впереди Минск, Орша, Смоленск, Вязьма… Хорошо знакомые тысячам белорусов и россиян места. Сегодня вместе с ними в дальнюю дорогу отправляюсь и я. Через 14 часов 51 минуту должны быть в Москве.

 

Выход из «тупичка»

Посадку объявляют в начале пятого утра. Отправление в 4.30. Но проводники и начальник поезда приходят сюда уже с вечера, чтобы приготовиться к отправке. Мне, как «стажеру», сделали поблажку: разрешили прийти к 22.00. Когда я нашел штабной вагон, здесь уже заканчивалась планерка: инструктаж, нормативные документы, последние новости из жизни железной дороги. К слову, начальник поезда, как в армии, может в любое время проверить не только знание «уставов» службы, но и внешний вид. У белорусских проводников довольно строгий дресс-код. Получить выговор можно за слишком длинные ногти, яркий лак или вызывающий цвет волос. Определены длина юбок и даже правила ношения головного убора: фуражку «по-дембельски» на затылок не заломишь.

На железной дороге без железной дисциплины нельзя. И потому бригада принимает состав как в армейском наряде: проводник штабного вагона, Лилия Мицура, не упускает из виду ни одну мелочь. Проверяет все: подвагонную часть, котельное отделение, показание приборов на электрощите, чистоту в вагонах…

Возникшую паузу заполняю экскурсией по составу. В новых белорусских вагонах очень комфортно. Евроокна, кондиционеры, биотуалеты, для которых не существует санитарных зон, специальные купе для людей с ограниченными возможностями и подъемники инвалидных колясок в тамбурах. К радости курильщиков, здесь «дымить» не возбраняется. В поездах, курсирующих внутри Беларуси или России, — нельзя. А в тех, что связывают две страны, можно — по международным нормам. Такой вот юридический нюанс.

В двенадцать ночи к поезду подходит локомотив и тащит нас на мойку. Драит вагоны автоматика водой со специальным раствором, до блеска. Проводники шутят: главное — к тому времени, пока вода начнет бить по окнам барабанной дробью, успеть заснуть. Ведь через пару часов уже нужно снова быть на ногах.

Чаю будете?

В Минск поезд прибывает в 8.47. Большинство пассажиров 132-го едут в Москву именно из белорусской столицы. Многие россияне возвращаются с отдыха. Часто это жители российской глубинки. Вот и большая семья Дегтяренко из Ямало-Ненецкого автономного округа в Беларуси отдыхает каждый год: муж Вадим, супруга Ольга и их девять (!) детей. Глава семьи делится впечатлениями:

- Мы все время путешествуем. В восторге от Мира и Несвижа, от чудесной природы. В Беларуси очень уютно, и люди отзывчивые, душевные. Так что тянет вернуться сюда снова и снова…

Надо сказать, проводники таким пассажирам очень рады, ибо народ едет разный. И далеко не все вежливые и культурные. Лилия Мицура перевидала многих:

- Есть очень строгие и привередливые, другие, наоборот, балагурят, даже приставать пытаются. Ехали как-то со мной в вагоне горячие ребята с Кавказа. Так один к концу поездки на какой-то станции сбегал за цветами, вернулся и говорит: «Выходи за меня этим вечером замуж!» Я пошутила, мол, вечером не получится, могу только послезавтра. Он огорчился, говорит, на послезавтра другие планы!

Юмор и находчивость нередко помогают избежать конфликтов. Впрочем, в некоторых ситуациях проводнику все-таки приходится ставить пассажира на место. Лилия Мицура делает это по-своему:

- В Москве на обратном пути сел в вагон солидный, но изрядно выпивший мужчина. Запомнила я почему-то только имя и отчество: Николай Николаевич. Я его вообще пускать в вагон не хотела в таком состоянии, и, кстати, мы имеем на это право. Но он буквально прорвался в свое купе. Сел, и как только поезд тронулся, очень грубо потребовал чай. Я принесла, а он мне вместо спасибо говорит: «И вот так, запомни, будешь мне каждые полчаса приносить». Я отвечаю по инструкции: «Слушаюсь!» Через полчаса приношу ему чай, а он, конечно, не допив первый стакан, уже спит. Нет уж, извините! Бужу его, мол, Николай Николаевич, ваш чай! И так каждые полчаса до Минска. Утром весь столик был заставлен подстаканниками, а Николай Николаевич получил соответствующий счет. Засмущавшись, он рассчитался и даже попытался извиниться.

Деньги ваши — вафли наши

Белорусские деньги лучше перевести в валюту у себя дома. К востоку от Орши их уже не примут.

Ближе к Орше просыпаются практически все пассажиры. Это последняя белорусская станция. Дальше — Россия. Двое москвичей, возвращающихся из Минска, просят у проводника чаю, правда, с оговоркой: белорусские деньги закончились. Не беда! Лилия Мицура рассчитывает за российские. Здесь это можно. Правда, проводники, как и в магазинах, иногда могут попросить мелочь, ведь цены на «чайную продукцию» в белорусских поездах довольно дешевые. Лилия показывает ассортимент: чай, несколько видов кофе, вафли, печенье, минералка, сладкая вода — все это белорусская продукция. В среднем цены не превышают двух-трех долларов.

А вот обменять деньги в поезде нельзя, разве что проводник может дать сдачу в другой валюте. И здесь белорусские туристы должны быть предусмотрительными. Российский рубль в Беларуси можно конвертировать без проблем: в любом обменном пункте, которые есть на всех крупных станциях. А вот белорусские деньги лучше перевести в валюту у себя дома. К востоку от Орши их уже не примут, и обменять не получится. Все-таки нашим банкирам следовало бы подумать, как решить эту проблему…

Дальше поезд идет без остановок до Смоленска. Ни пограничников тебе, ни таможенников — красота!

Не ешь, а то пожалеешь

Стоянка в Смоленске — несколько минут. Свободные места тут же заполняются пассажирами.

- Наш поезд единственный, идущий в Москву днем, а потому очень востребован пассажирами, которым нужно вернуться в столицу этим же вечером, — объясняет мне популярность маршрута начальник поезда Елена Шурпач. — Поэтому если у нас есть места, то Смоленск или Вязьма обязательно продадут билеты, так что мы пустыми не ходим. Получается, коллеги-россияне таким образом обеспечивают нас работой.

В Вязьме поезд атаковали дамы бальзаковского возраста, предлагающие перекусить домашними яствами: от беляшей до жареной курицы. Елена Шурпач не советует поддаваться искушению:

- Это не еда, а русская рулетка. У нас месяц назад был случай, съела бабушка, ехавшая с внуком в Москву, такой пирожок… А потом рвота, обморок и нитевидный пульс. Пришлось останавливать поезд и вызывать «скорую».

Кстати, в Беларуси с этим строже, по крайней мере на перронах так открыто сомнительной снедью не торгуют. Начальник поезда говорит, что налажен строгий контроль:

- Если у нас на станции поймают такую бабушку, то лишиться своих должностей могут и дежурный, и начальник вокзала.

Звездные пассажиры

В Москве поезд стоит чуть более трех часов. За это время состав уже вместе с московскими железнодорожниками готовят в обратный путь. Начальник поезда идет в службу билетных касс, подает схему поезда, наличие мест, количество вагонов. Потом — снова тупик, и уже российские «путейцы» осматривают состав, заправляют его водой, ищут неисправности, а в случае чего дают ремонт.

Выезд обратно в половине двенадцатого по российскому времени (к слову, с 26 октября оно не будет отличаться от минского, поскольку Беларусь решила не переходить на «зимнее» время. Что очень удобно для пассажиров. — Авт.). В Минске — в восемь утра. Это расписание особенно устраивает деловых людей, которым приходится часто ездить из Москвы в Минск. Как, например, Алексею Корсукову, работающему в таможенных структурах. В белорусской столице он бывает каждый месяц. В Минске, кстати, в одной из командировок он встретил свою будущую супругу, так что у его семьи свой персональный союз с Беларусью.

А еще этот поезд любят звезды кино и шоу-бизнеса. В списке почетных гостей: Надежда Кадышева, Александр Серов, группы «Экс-ББ», «Ногу свело», «Сябры» и многие другие. У Лилии Мицуры было немало звездных встреч:

- Помню, Максим Аверин такой же балагур, как и в роли Глухаря. Сыпал анекдотами налево и направо, а потом устроил со всей бригадой поезда фотосессию. Александр Домогаров, наоборот, тихо сидел у себя в купе. Читал новый сценарий. Правда, разрешил и мне посмотреть его одним глазком, с условием, что не расскажу о нем. А вот Валерий Гаркалин очень просил продать ему пива. Что у нас в поезде запрещено. Я ответила, как в фильме «Ширли-мырли», где он играет главную роль: «Может, капусточки с засолом, что дай Бог каждому?» Он засмеялся и продолжил почти как по сценарию: «Капусточка, конечно, дело хорошее, но в поезде нужно держать и различные напитки». В итоге сошлись на крепком… чае.

…В час дня снова стою на перроне в Бресте. Честно признаться, устал. А бригаде 132-го вечером снова в рейс. Потом четыре дня выходных и снова на четверо суток в вагон. И так всю жизнь. Но, кажется, никто из них об этом не жалеет. Уж больно работа интересная — делать нас ближе друг другу.

К слову, с 26 октября российское время не будет отличаться от минского, поскольку Беларусь решила не переходить на «зимнее время.

ЦИФРА

5196 российских рублей стоит билет в купейный вагон поезда Москва-Брест.

Александр Мітюков

Советская Белоруссия

Приложение «СОЮЗ БЕЛАРУСЬ/РОССИЯ»

http://www.sb.by/soyuz-belarus-rossiya/article/po-soyuznoy-kolee.html

23.10.2014

 

К списку новостей за 2014 год