Коэффициент адаптации
15 августа 2014
Методике формирования ставок вагонов Единого парка придадут рыночный характер
Железнодорожные администрации постсоветского пространства подготовили предложения по изменению расчёта ставок платы за использование вагонов Единого парка.
В случае их принятия кардинально поменяется сам принцип Методики.
На совещании рабочей группы Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества по вопросам эксплуатации грузовых вагонов в новых условиях, прошедшем под председательством старшего вице-президента ОАО «РЖД» Анатолия Краснощека в Риге, принято несколько решений, связанных с работой Единого парка «пространства 1520».
Во-первых, предложено совместно с утверждением проекта «Методики определения базовых ставок платы за пользование грузовыми вагонами Единого парка» (далее – Методика) внести изменения в Соглашение о единой системе управления и использования парка грузовых вагонов (далее – Соглашение). А именно 6-ю статью Соглашения предлагается изложить в следующей редакции: «Базовые ставки платы за пользование грузовыми вагонами Единого парка устанавливаются Советом по родам грузовых вагонов в соответствии с Методикой определения базовых ставок платы за пользование грузовыми вагонами Единого парка».
Как пояснил заместитель начальника департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД» Евгений Ковырнов, сейчас в соглашении есть ссылка на методику, которая построена на затратных принципах формирования ставок за пользование вагонами: она основывается на затратах, которые несут железнодорожные администрации.
«В случае с Единым парком несколько иной подход. По сути, мы привлекаем вагоны собственников, поэтому наших собственных затрат (затрат администраций. – Ред.) здесь быть не может, – отметил господин Ковырнов. – И поэтому потребовалось соответствующее внесение изменений в соглашение, по которым принцип формирования ставок платы за пользование вагонами Единого парка должен основываться на рыночных правилах. Иными словами, рынок должен определить ставку вагону, который привлекается в Единый парк. В противном случае сама идея этого парка бессмысленна».
По его словам, инструмент определения ставки на рыночных принципах в рамках рабочей группы обсуждался неоднократно, и всем участникам он понятен. Это так называемый «коэффициент рыночной адаптации», который формируется на базе данных рынка в части цены за подвижной состав.
Предложение по внесению соответствующих изменений в Соглашение будет рассмотрено на 61-м заседании Совета.
Кроме того, на заседании российская сторона представила информацию об опыте работы ОАО «РЖД» с консолидированным парком приватных вагонов по управлению порожними рейсами: как о положительных эффектах, так и о проблемах, с которыми столкнулась компания. По словам Евгения Ковырнова, прямой привязки к Единому парку в данном случае нет, так как в рамках работы с консолидированным парком реализован другой принцип управления, нежели тот, который предполагается при работе с Единым парком. Но какие-то элементы опыта ОАО «РЖД» всё же могут быть учтены.
Ещё одним решением по итогам заседания стала разработка программного обеспечения по учёту и расчётам за пользование вагонами Единого парка.
«Мы практически на сегодня сформировали методологические решения по реализации работы Единого парка. И, естественно, необходимо внесение соответствующих изменений в программное обеспечение, которое обеспечивает нам прежде всего формирование справочной и итоговой информации о работе парка, на базе которой строятся финансовые расчёты и возникает финансовая ответственность, – подчеркнул Евгений Ковырнов. – Поэтому без решения вопросов, связанных с разработкой этого программного обеспечения, начало работы Единого парка невозможно».
Дирекция Совета проинформировала о том, что тема «Развитие ИБМУ. Система регистрации и учёта грузовых вагонов Единого парка» может быть включена в план НИОКР 2015 года. Данный вопрос сейчас находится на согласовании. И только после ввода в эксплуатацию соответствующего программного обеспечения, отмечается в протоколе заседания, будет целесообразным определить возможный срок введения в действие ЕСУ ПГВ – единой системы управления и использования парка грузовых вагонов.
Поучаствовать в разработке программного обеспечения для Единого парка при необходимости готовы и специалисты Белорусской железной дороги, сообщил начальник службы перевозок БЖД Иван Войтехович. По его словам, белорусская сторона будет участвовать в формировании и других нормативных документов для создания общего парка «пространства 1520», так как предполагается, что вагоны будут работать максимально эффективно. Главное, говорит он, чтобы у них было минимум порожнего пробега, а у администраций, соответственно, – экономических издержек.
Создание Единого парка поддерживает и Эстонская железная дорога, сообщила пресс-секретарь предприятия Лийна Халлик. Но, как будет работать этот парк, насколько эффективно проявит себя, покажет время. Пока «это всё-таки концепция», отметила она.
В ДОСЬЕ
Процесс реформирования железнодорожного транспорта и переход к рыночным отношениям обусловили необходимость совершенствования технологии перевозок в международном сообщении. В настоящее время многие железнодорожные администрации в ходе проводимых структурных преобразований передают свой инвентарных парк грузовых вагонов дочерним обществам. В этих условиях железнодорожные администрации начали сталкиваться со стихийным перемещением вагонов собственников на дороги погрузки при отсутствии грузовой базы и договоров с грузовладельцами. В результате возрастает порожний пробег вагонов и возникает большое скопление подвижного состава в ожидании перевозок выгодных грузов.
Для решения этих проблем по итогам 55-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества представители железнодорожных администраций подписали Соглашение о создании Единой системы управления и использования парка грузовых вагонов (ЕСУ ПГВ), которая должна обеспечить рациональное управление подвижным составом различной принадлежности, сокращение порожних пробегов, что, в свою очередь, позволит сократить нерациональные издержки транспортного производства, повысить производительность вагона.
Работа по реализации соглашения о ЕСУ ПГВ связана с подготовкой и принятием конкретных изменений и дополнений в действующие нормативные документы, а также с корректировкой программного обеспечения действующих автоматизированных систем. В связи с этим принято решение об образовании рабочих групп для подготовки необходимых нормативных документов.
Маргарита Меньшакова
Гудок 1520
http://www.gudok.ru/1520/newspaper/detail.php?ID=1207704&SECTION_CODE=99_08&PARENT_SECTION=2014
№ 99
14.08.2014
К списку новостей за 2014 год