Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

1520 — то, что нас объединяет

17 апреля 2014

Как мы сообщали, на прошлой неделе, 9 и 10 апреля, в Витебске прошло общесетевое совещание руководителей хозяйств перевозок железных дорог государств-участников Содружества. В нем приняли участие более 50 представителей из Беларуси, Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Узбекистана, Украины, а также Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии. Эти страны объединены общей шириной колеи —1520 мм.

 

Такие встречи проходят уже пятый год в разных странах. В этот раз выбран белорусский город на Двине.

Как подчеркнул во вступительном слове первый заместитель Начальника БЖД Владимир Михайлюк, участники двухдневного совещания в полной мере почувствуют гостеприимство жемчужины Беларуси — Витебска.

ГРАФИК, ФОРМЫ, ПЛАНЫ

Работы у участников совещания было немало. В конференц-зале гостиницы «Лучеса» вырабатывались согласованные действия и позиции по различным аспектам развития железных дорог. В частности, обсуждался ряд технических и организационных вопросов: соблюдение графика движения поездов, новые формы организации перевозочного процесса, планы по увеличению транзитных и экспортно-импортных перевозок грузов.

- Железная дорога по-прежнему ощущает экономический кризис, наблюдается падение объемов перевозок. В 2013 году суммарно среди всех железнодорожных администраций оно составило более 45 млн. тонн. Лишь пять администраций увеличили объемы по сравнению с 2012-м. Это общая для всех проблема. Мы связаны единой технологией, техническими требованиями, поэтому существует необходимость принятия совместных решений, — пояснил журналистам цель совещания председатель Дирекции Совета по железнодорожному транспорту (страны СНГ и Балтии, Болгария, Грузия, Финляндия) Петр Кучеренко.

По его мнению, эффективность использования подвижного состава и качество обслуживания грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров полностью зависят от графика движения. Именно график обсуждался в Витебске в первую очередь.

Белорусская железная дорога также столкнулась с проблемой значительного снижения объема перевозок грузов. При этом сокращение произошло во всех видах сообщения, а во внутриреспубликанском грузооборот в прошлом году не превысил 13 млрд. т-км. Это наихудший показатель за последние пять лет. Как отметил начальник службы перевозок Управления Белорусской железной дороги Иван Войтехович, чтобы улучшить положение, необходимо активнее взаимодействовать с грузовладельцами, экспедиторскими организациями, железнодорожными администрациями по наращиванию существующих и привлечению новых грузопотоков, повышать конкурентоспособность стальной магистрали на рынке транспортных услуг.

ПРИОРИТЕТ - БЕЗОПАСНОСТЬ

— Сегодня белорусская магистраль успешно развивает сотрудничество с зарубежными железнодорожными администрациями как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций по железнодорожному транспорту. БЖД является надежным партнером в обеспечении эффективных транспортных связей между странами Европы и Азии, - вторил ему первый заместитель Начальника Белорусской железной дороги Владимир Михайлюк.

Республика благодаря своему выгодному географическому положению является одной из ключевых транзитных стран Европейского региона. БЖД представляет собой современную транспортную систему общей протяженностью более 5,5 тыс. км и обеспечивает около 70% всех грузовых и более 40% пассажирских перевозок. Международные железнодорожные перевозки осуществляются через 16 железнодорожных пунктов пропуска. У нас создано по пять пунктов пропуска с Россией и Украиной, три — с Польшей, два — с Литвой, один — с Латвией. По территории Беларуси проходят два общеевропейских транспортных коридора: II - Берлин-Варшава-Минск-Москва-Нижний Новгород и IX - Хельсинки/Калининград-Клайпеда-Вильнюс-Минск-Киев-Одесса/Александруполис.

Приоритетом работы дороги является усиление и развитие инфраструктуры для обеспечения безопасности перевозки пассажиров и грузов. Большое внимание уделяется и повышению эффективности использования подвижного состава. Это позволило в 2013 году увеличить основные показатели эксплуатационной работы. Оборот грузового вагона ускорен на 1,7% к 2012-му. При этом местного — сокращен на 19,5%, транзитного — на 26% к уровню предыдущего года. Значительно повышена скорость доставки груза, о чем красноречиво свидетельствует рост ежесуточного пробега груженого вагона в сравнении с 2012 годом на 36 км в сутки. Теперь этот показатель достиг значения 200 км в сутки.

НА АВТОМАТЕ

Такие результаты невозможны без использования современных технологий. Организация и управление перевозочным процессом на Белорусской железной дороге осуществляется из общего Центра управления перевозками. В ЦУПе сейчас используется ряд систем и технологий, которые значительно ускоряют работу. Среди них — автоматизированная система управления движением поездов «Неман», автоматизированная подсистема «Анализ поездной работы Белорусской железной дороги», автоматизированная подсистема по планированию, представлению и организации «окон» для ремонтно-путевых работ и многие другие. Для дальнейшего развития информационного обеспечения центра предполагается создание автоматизированной системы планирования поездной работы дороги и ее подразделений.

Внедряется и система автоматической идентификации подвижного состава. Она позволяет оперативно устанавливать место дислокации и время прохождения вагона, информировать клиента о нахождении груза. Соответствующими датчиками уже оборудован весь тяговый подвижной состав Белорусской железной дороги.

Сейчас на магистрали ведется разработка автоматизированной системы сменно-суточного планирования погрузки-выгрузки дороги и ее подразделений. С ее помощью будет автоматизирован процесс планирования на трех уровнях управления перевозочным процессом: дорога (ЦУП), отделение (ЦУРМ), станция (ДС, грузоотправитель).

Важное место в деятельности Белорусской железной дороги занимают вопросы контейнеризации международных грузовых перевозок, организации и дальнейшего их развития. Сейчас по магистрали регулярно курсирует 18 контейнерных поездов. С сентября 2013-го из Литвы в Казахстан стал ходить «Балтийский ветер». В августе был запущен новый контейнерный поезд из Китая в Германию (Чжэнчжоу-Гамбург). Возобновил курсирование из Литвы в Российскую Федерацию «Меркурий». В качестве оператора «Викинга» присоединилась к проекту турецкая ассоциация логистических компаний BALO. Для популяризации преимуществ перевозок контейнерными поездами китайским производителем при взаимодействии с Координационным советом по транссибирским перевозкам с мая прошлого года осуществляется проект «Электронный поезд», следующий по маршруту Чэнду (Китай) — Лодзь (Польша) по строгому графику.

Нам есть куда развиваться и увеличивать контейнерные перевозки в разы, — поделился мнением начальник службы перевозок Управления БЖД Иван Войтехович. — Мощности у нас загружены на 20-30%. Перспективное направление — взаимоотношения с Китаем. Перед нами стоит общая задача по доставке грузов из Китая до Гамбурга за 10 суток. В марте уже прошло два опытных контейнерных поезда, последний из них — за 13 часов до границы с Польшей. Отдельно стоит сказать спасибо белорусским таможенникам и пограничникам. Они одни из лучших на постсоветском пространстве. Хорошо понимают потребности БЖД и оказывают содействие. Поезда у нас на границе проводят минимальное время. Будущее — за контейнерными перевозками. Это, по сути, перевозки «от двери к двери». Контейнер легко перегрузить на автомобиль и доставить потребителю, хоть в поле.

КОНТРЕЙЛЕРЫ И ИНВЕСТИЦИИ

Еще одно перспективное направление в работе — контрейлерные перевозки.

Это новый вид перевозок, и дорога планирует активно его развивать. Первые шаги в этом направлении были сделаны в 2013 году, когда БЖД совместно с Литовскими железными дорогами начала реализацию проекта контрейлерных перевозок из Беларуси в Литву и обратно. С этой целью со станции Колядичи (Минский узел) в Литву (Вильнюс и Каунас) и обратно стал курсировать контрейлерный поезд «Неман». Всего с начала проекта отправлено 17 автопоездов из Беларуси в Литву и 40 — в обратном направлении, — рассказал Иван Войтехович.

В качестве перспективного направления рассматривается возможность продления маршрута «Немана» до Клайпеды и Калининграда, а также организации интермодальных перевозок в направлении Польши. Преимущества нового транспортного продукта заключаются в возможности быстрого прохождения границы и выполнении всех таможенных и пограничных процедур в кратчайшие сроки. Время в пути с учетом пересечения белорусско-литовской границы составляет 11 часов.

Информация о контрейлерных перевозках БЖД размещена в Интернете, мы известили о своих возможностях всех перевозчиков, — добавил Иван Войтехович.

Он отметил, что со стороны последних еще чувствуется инертное отношение: водителю выгодно постоять, он за это получает зарплату. Между тем владельцу груза воспользоваться контрейлерной перевозкой выгодно. Во-первых, груз проходит быстрее. Во-вторых, экономится дизтопливо. К тому же время нахождения в пути засчитывается водителю в отдых. После выгрузки с поезда он сразу может сесть за руль.

На Белорусской железной дороге осуществляется реализация крупномасштабных инвестиционных проектов в части управления перевозочным процессом и транспортной логистики, управления и обеспечения безопасности движения, повышения надежности работы и увеличения эксплуатационного ресурса технических средств. Чтобы повысить пропускную способность, ведутся работы по реконструкции Оршанского узла, развитию станции Ситница. Выполнены проекты строительства двухпутных вставок на участке Полоцк-Бигосово, второго главного пути на перегонах Дегтяревка-Крыжовка, Лахва-Ситница участка Лунинец-Ситница, 3-го главного пути на перегонах Минск-Сортировочный-Помыслище-Дегтяревка.

Особенно важным для Витебского отделения Белорусской железной дороги видится развитие транзитного участка, соединяющего Российскую Федерацию и Латвию, который ныне является одним из самых загруженных.

- Несмотря на наличие у нас двух российских стыков, литовского и эстонского, белорусский транзит имеет особое значение, — говорит вице-президент ГАО «Латвийская железная дорога» Эрик Шмукстс. — 30 поездов в сутки, которые мы принимаем с белорусского направления, дают ощутимую выгоду. И мы надеемся, что поток будет увеличиваться. Во многом благодаря БЖД Латвийская железная дорога развивается и каждый год увеличивает поток перевозок на 5-6%. В 2014 году мы намерены выйти на 60 млн. тонн, 50% дает белорусское направление. Сейчас у нас в стране есть узкое место: участок от Даугавпилса до Риги. Мы заканчиваем строительство двухпутного участка. Это позволит увеличивать объемы с белорусского направления.

Еще одна перспектива — электрификация. У нас уже есть меморандум об электрификации пути от Витебска до Даугавпилса. А дальше с помощью европейских фондов в 2017-м планируем начать электрификацию всей Латвийской железной дороги. А это — увеличение веса поезда и пропускной способности. Мы планируем перевозить до 80 млн. тонн грузов. И 50% будет давать белорусское направление. Вместе мы должны прийти к этой цели.

Также Белорусская железная дорога проводит масштабную работу по техническому перевооружению грузовых терминалов, обновлению локомотивного и вагонного парка. Реализуется проект по электрификации железнодорожных линий в рамках IX общеевропейского транспортного коридора, что позволит организовать сплошное движение поездов на электротяге по маршруту Киев-Минск-Вильнюс-Каунас-Клайпеда и обеспечит эффективные и экологичные условия транспортировки пассажиров и грузов по территории Беларуси.

Участники совещания выработали общую позицию по различным аспектам развития железных дорог, в том числе внедрению новых форм организации перевозочного процесса, увеличению транзитных и экспортно-импортных перевозок железнодорожным транспортом.

 

Геннадий Закржевский

Фото Александра Бачило

 

Транспортный вестник

17.04.2014

К списку новостей за 2014 год