Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Со скоростью прогресса

27 декабря 2012

За свои 150 лет Белорусская железная дорога прошла огромный исторический путь: от одноколейной линии Гродно—Поречье до современных высоких технологий

У два рады мiж палёў
Роўна рэйкi ляглi,
Рэжуць нетры лясоў,
Точаць грудзi зямлi.

 Дзе стралою ляцяць,
А дзе стужкай бягуць
Цераз горы i гладзь,
Смела рэчкi сякуць.

 Эх, i быстры ж той гон!
Толькi пыхкае дым.
За вагонам вагон
Мчыцца змеем ліхім…

Якуб Колас
7 лiстапада 1908 г.

Казалось бы, совсем недалеки еще те времена, когда 27 декабря 1862 года по маршруту Гродно—Поречье на белорусской земле прошел первый железнодорожный состав. Тогда, 150 лет назад, любая поездка в 100—200 километров была настоящим событием. Сборы, расходы, хлопоты… То ли дело сейчас! Купили билет в Интернете, сели в удобный вагон… Несколько часов, и вы в любой точке страны! Все остальные заботы в пути берет на себя стальная магистраль.

За полтора века Белорусская железная дорога прошла огромный созидательный путь: от одноколейной линии Гродно—Поречье до разветвленной железнодорожной сети нашей страны. От деревянного сарая для обслуживания паровозов до высокотехнологичных предприятий по ремонту локомотивов и вагонов. От рабочего с киркой и лопатой до оснащенной новейшей техникой структуры по прокладке и ремонту пути; от ручного стрелочного перевода до современных железнодорожных технологий.

Чеканя со временем шаг…

Средняя скорость движения поездов в Беларуси сегодня одна из самых высоких на постсоветском пространстве. На участках второго и девятого транспортных коридоров грузовые составы могут разгоняться до 100, а пассажирские — до 140 километров в час. Ближайшая скоростная перспектива — 160 километров в час. Для тепловоза это не только слишком быстро, но и неэкономно. Для высоких скоростей нужна электрическая тяга.

В настоящее время именно электрификация — один из важнейших инвестиционных проектов Белорусской железной дороги. До 2015 года на магистрали планируется электрифицировать 387 километров путей. В дальнейшем железнодорожники ставят перед собой задачу ежегодно электрифицировать до 200 километров линий.

Реализуя проекты по электрификации, Белорусская железная дорога применяет самое современное, наиболее надежное и безопасное оборудование. Например, внедрение новейших систем управления, диагностики и удаленного мониторинга состояния оборудования в ближайшем будущем позволит обеспечить работу тяговых подстанций без обслуживающего персонала.

Еще одно новшество электрификации — использование современной контактной подвески. Это одно из условий увеличения скорости движения поездов до 160 километров в час. Более того, внедрение новых технологий снижает эксплуатационные затраты и продлевает срок эксплуатации контактной сети.

Электронный формат

Оптимизирует железная дорога и систему управления движением поездов. В частности, внедрение современных технологий сигнализации и связи позволяет минимизировать влияние человеческого фактора на безопасность железнодорожного движения. Уже разработан проект строительства сети радиосвязи международного стандарта GSM-R. Его главное преимущество — высокое качество связи на высоких скоростях движения. Цифровая радиосвязь увеличивает скорость обработки поездов, повышая тем самым безопасность и эффективность международных грузовых и пассажирских перевозок.

Кроме того, в перспективе на железной дороге будет создана комплексная система управления перевозочным процессом и транспортной логистики. Ее внедрение позволит оперативно планировать поездную работу, минимизировать диспетчерский персонал и автоматизировать управление движением поездов. Все это даст немалый экономический эффект.

Кстати, на 70 объектах Белорусской железной дороги уже внедрена автоматизированная система оформления перевозочных документов.

Также апробируется возможность формировать, передавать и обрабатывать электронные накладные с использованием электронной цифровой подписи. В опытном режиме систему уже протестировали во внутриреспубликанских перевозках. Сейчас аналогичные испытания проходят в формате международных перевозок с Россией.

В перспективе при помощи специализированных информационных систем грузоотправители могут, не выходя из офиса, сформировать электронный перевозочный документ, поставить на нем электронную подпись и передать его в Корпоративную информационную систему БелЖД.

По мировым стандартам

Современный подвижной состав — визитная карточка любой железной дороги, Белорусская — не исключение. Тяговый и подвижной состав, который нынче приобретает БелЖД, соответствует самым высоким мировым стандартам качества и безопасности. Пассажиры уже оценили комфорт пригородных поездов швейцарской компании «Stadler». Современные составы курсируют на городских и региональных линиях, как в столице, так и в регионах. В ближайшей перспективе, а точнее в 2013 году, продолжится развитие инфраструктуры в направлении Минск — Руденск, в 2015 году поезда «Stadler» свяжут Минск и Смолевичи.

В 2013—2014 годах парк поездов региональных линий пополнят еще 6 составов «FLIRT». От уже курсирующих по железнодорожной магистрали они будут отличаться большей вместимостью. Если прежде железная дорога закупала четырехвагонные электропоезда, то в новых будет пять вагонов. Соответствующий контракт со швейцарской компанией «Stadler Bussnang» AG БелЖД заключила в декабре 2012 года.

В нынешнем году, помимо электропоездов, на магистрали появились и современные одновагонные дизельные поезда ДП1. Эти составы — совместный проект «Белкоммунмаша», Минского вагоноремонтного завода и польских партнеров. Вагон с 90 пассажирами может бесшумно разогнаться до 120 километров в час. Поездка на таком поезде не только комфорт, но и значительная экономия. Расход топлива на одного человека втрое меньше, чем у прежнего поколения дизель-поездов. В 2013 году железная дорога планирует приобрести два одновагонных дизельных поезда и еще два трехвагонных дизель-состава.

Еще одна из перспектив Белорусской железной дороги — развитие международного скоростного пассажирского сообщения в направлении Москва—Брест—Берлин. Это совместная работа с российскими партнерами, которая предполагает использование современных вагонов компании «Talgo».

Ориентировочно с 2015 года Российские железные дороги планируют запустить по маршруту Москва—Брест—Берлин три двадцативагонных пассажирских состава. Вагоны оборудованы автоматическим устройством изменения ширины колеи 1520/1435 мм, что существенно сокращает время прохождения границы. Как ожидается, между Москвой и Брестом поезд будет обслуживать современный пассажирский электровоз, созданный по французским технологиям. Реализация этого проекта также предусматривает строительство на станции Брест-Центральный переводного устройства. Соответствующее соглашение между БелЖД и РЖД уже подписано в ноябре 2012 года.

Обновление подвижного состава касается, конечно же, не только пассажирских перевозок. В текущем году приобретено шесть двухсекционных грузовых электровозов БКГ1, изготовленных Датунским электровозостроительным заводом (КНР). Кстати, с помощью этой техники в 2012 году магистраль впервые перевезла железнодорожный состав с общей массой 8000 тонн.

В планах БелЖД также закупка современных грузовых вагонов нового поколения. В 2013 году планируется приобрести две с половиной тысячи грузовых вагонов. Кроме того, до 2015 года железнодорожники намерены закупить 24 пассажирских электровоза, 8 пассажирских тепловозов, 20 дизель-поездов, 29 электропоездов, а также 182 пассажирских вагона.

Стремление к обновлению

Новый подвижной состав требует современных подходов и технологий его эксплуатации. В частности, в Барановичах уже запущен автоматизированный технологический комплекс по ремонту колесных пар.

Новейшие технологии также применяются при строительстве и ремонте путей. Накануне 150-летия Белорусской магистрали также в Барановичах запущена автоматизированная линия по сборке рельсошпальной решетки. Ежегодно предприятия Белорусской железной дороги в среднем собирают около 400 километров рельсошпальной решетки. Производительность нового оборудования — 100 погонных метров решетки в час. Его внедрение повысило общий уровень механизации цеха до 80 процентов. В целом же замена устаревших технологий в путевом хозяйстве позволяет на 30 процентов оптимизировать рабочий штат и на 40 процентов увеличить производительность труда.

Еще одно ноу-хау службы пути и дорожного Конструкторско-технического центра — алюминотермитная сварка рельсов. Технология, которую образно называют «бархатный путь», позволяет ликвидировать рельсовые стыки. Это не только минимизирует шум от стука колес и повышает комфортность поездок для пассажиров, но и позволяет сэкономить до 15 процентов на содержании верхнего строения пути. Кроме того, уменьшается износ колесных пар.

Современные энергетические технологии также приходят на смену неэффективному котельному и электрическому оборудованию. Затраты на импорт дорогостоящих энергоносителей снижаются за счет мини-ТЭЦ и альтернативных источников энергии. Например, для отопления небольших зданий уже используются специальные тепловые насосы. В свою очередь, применение светодиодных технологий снижает расходы на освещение зданий вокзалов, станций и других служебных помещений.

Современные технологии будут применяться и при модернизации вокзала станции Минск-Пассажирский. Начать эту работу магистраль намерена в 2013 году. Еще один заметный инвестпроект — строительство пассажирской технической станции Дегтяревка. В будущем году здесь планируется создать условия для обслуживания подвижного состава Минского вагонного участка, который переместят сюда со станции Минск-Пассажирский. Кроме того, железная дорога нашей страны готовится принять в 2014 году гостей и участников чемпионата мира по хоккею. Так, в 2013 году планируется завершить реконструкцию железнодорожных вокзалов в Бресте и Гродно.

В сентябре 2012-го Белорусская железная дорога вышла на новый уровень обслуживания пассажиров. В рамках опытной эксплуатации здесь была введена дополнительная услуга электронной регистрации при покупке билетов через Интернет на сайте www.poezd.rw.by. Электронная регистрация — возможность оплатить поездку на поезде через Интернет, не оформляя билет в кассе.

Оплатить проездные документы можно с использованием всех интернет-банкингов банков Республики Беларусь, а также при помощи систем электронных денег EasyPay и WebMoney.

Как оформить электронный билет, можно узнать, посмотрев видеопрезентацию на корпоративном сайте Белорусской железной дороги www.rw.by.

Для пассажира электронная регистрация — это в первую очередь экономия времени на оформление документов в железнодорожной кассе. Кроме того, электронный билет невозможно ни утерять, ни испортить. При посадке в поезд пассажиру необходимо лишь показать документ, удостоверяющий личность, и на всякий случай иметь при себе бланк заказа с информацией о поездке. Его можно распечатать, например, с домашнего компьютера.

Новая услуга с каждым днем становится все популярней. Если в сентябре за неделю в среднем оформлялось 110 электронных билетов, то в декабре более чем в 23 раза больше — около 2300. Всего же начиная с сентября было приобретено более 16 900 билетов с электронной регистрацией.

Сейчас купить билеты с электронной регистрацией можно на 14 поездов. Это составы, курсирующие между столицей и всеми областными центрами, Минском и Калинковичами, а также между Могилевом и Брестом, Витебском и Брестом, Витебском и Гродно, Барановичами и Калинковичами.

В перспективе услуга электронной регистрации станет доступной для всех поездов, курсирующих в пределах нашей страны. Также планируется, что в 2013 году электронные билеты можно будет купить и на международные поезда в сообщении с Россией и Латвией. Будет усовершенствован и сам процесс регистрации. Идет работа над подключением сервиса продажи проездных документов на сайте www.poezd.rw.by к системе интернет-эквайринга для обеспечения возможности оплаты билетов по банковским карточкам Visa International, MasterCard WorldWide любого банка мира.

В тему

Сегодня Белорусская железная дорога — это более 5,5 тысячи километров пути, 20 крупных железнодорожных вокзалов, более 570 остановочных пунктов и 500 железнодорожных станций. Маршрутная сеть Белорусской магистрали охватывает более 2000 населенных пунктов. На железной дороге трудятся свыше 86 тысяч сотрудников. Это более 500 профессий и должностей…

Ежегодно Белорусская железная дорога, как локомотив белорусской экономики, приближает жизненные цели 100 миллионов пассажиров и перевозит 150 миллионов тонн грузов, из них в среднем каждая вторая тонна идет на экспорт. Обеспечивая более 70 процентов грузооборота и обслуживая около 40 процентов пассажиропотока, магистраль дает более двух процентов белорусского ВВП. Перешагнув свой 150-летний рубеж, Белорусская железная дорога — лидер национальной системы транспортных перевозок — не отстает от прогресса и продолжает стремительно набирать ход.

Пресс-центр Белорусской железной дороги

 

Рэспубліка

27.12.2012

 

Тэги: 150-летие
К списку новостей за 2012 год