Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

ЦУП, ЕЭП, электрификация

27 декабря 2012

XXI век начался с преобразования БЖД. С апреля по май 2011 года количество юридических лиц в структуре дороги уменьшилось на 43 единицы. В мае 2006 года БЖД была подчинена Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

За 2001–2011 гг. перевозка грузов увеличилась более чем на 50 процентов. Одним из факторов повышения объемов перевозок явилось подписание в 2002 году Соглашения между правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации о создании равных условий в области ценовой политики, в соответствии с которым с 1 июля 2002-го на Белорусской железной дороге был введен в действие внутрироссийский тариф на экспортно-импортные перевозки грузов железнодорожным транспортом в сообщении между дорогами Беларуси и России. Применение внутрироссийского прейскуранта для расчета провозных платежей на перевозку грузов позволило снизить стоимость перевозки на 10-40 процентов в зависимости от рода грузов и дальности перевозок.

В 2007-м было принято решение о создании Центра управления перевозками (ЦУП).

Первое десятилетие нового века в истории грузоперевозок Белорусской железной дороги ассоциируется с активным развитием контейнерных перевозок. Только за пять лет (2000–2005 гг.) объем перевозок грузов в составе контейнерных поездов транзитом через нашу страну увеличился в семь раз.

Немаловажное значение в развитии транзитных перевозок занимала разработка конкурентоспособных логистических схем, а также оптимизация плана формирования поездов и связанное с этим переключение транзитных грузопотоков с альтернативных маршрутов железных дорог соседних государств на маршруты с участием Белорусской железной дороги. На дороге была создана сеть транспортно-логистических центров на базе предприятий грузового хозяйства Белорусской железной дороги и государственного предприятия «Белинтертранс – транспортно-логистический центр». Филиалы предприятия были открыты во всех областных городах Беларуси, а в мае 2010-го – в Клайпеде (Литва).

Новые перспективы развития грузоперевозок открылись с началом функционирования Единого экономического пространства. Уже в 2011 году наблюдалась устойчивая тенденция роста объема грузоперевозок по Белорусской железной дороге в рамках Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. В 2010-м доля железнодорожного транспорта в грузообороте транспортного комплекса республики составила 75,4 процента.

Масштабные преобразования инфраструктуры пассажирского хозяйства БЖД начались в 2010 году. Первым шагом в направлении совершенствования пассажирских услуг стало начало проекта «Новый формат пассажирских перевозок. Он характеризуется двумя основными понятиями – мобильность и экология. В 2011-м было открыто регулярное движение электропоездов городских линий в сообщении Минск-Пассажирский–Ждановичи–Беларусь, регулярное движение электропоездов региональных линий бизнес-класса от Минска до Бреста и от Минска до Орши.

После того как в конце 1990-х годов на дороге было практически освоено производство всех видов ремонта приписного парка локомотивов и моторвагонного подвижного состава, на передний план вышли вопросы отработки технологий ремонта материалами, запасными частями и комплектующими, укрепления базы по производству запасных частей и деталей на дороге и связей с предприятиями Республики Беларусь, диагностики технического состояния тягового подвижного состава.

С целью обеспечения баз ремонта исправными узлами и агрегатами были созданы три электромашинных цеха – депо Барановичи, Жлобин, Лида, а также цех по изготовлению обмоток электромашин в депо Полоцк. Они на 85-90 процентов обеспечивали нужды ремонта.

Стремясь к постоянному совершенствованию, предприятия разрабатывали и внедряли системы менеджмента качества в соответствии с требованиями государственного стандарта СТБ ISO 9001-2001. Первым на территории СНГ среди железнодорожных организаций было локомотивное депо Барановичи.

В апреле 2011 года в Минске прошла торжественная передача в опытную эксплуатацию первого белорусского маневрового тепловоза серии ТМЭ1, изготовленного в локомотивном депо Лида. Локомотив создан на базе тепловоза ЧМЭЗ в кооперации с чешской компанией CZLOKO a. s.

Переломным моментом в обновлении парка грузовых вагонов явилось решение главы государства в 2003 году об организации производства грузовых вагонов на базе Могилевского вагоностроительного завода. Первая продукция была представлена в марте 2005-го.

Президент во время своего визита на это предприятие в ноябре 2007-го одобрил создание в нашей стране еще одного подобного производства на базе Осиповичского вагонного депо. В 2007 году на Минском вагоноремонтном заводе началась сборка плацкартных вагонов модели 61-537, предназначенных для ближнего и дальнего зарубежья.

В июле 2008-го Гомельский вагоноремонтный завод выпустил первый пассажирский купейный вагон, а через год парк вагонов белорусского производства пополнился первым спальным вагоном, выпущенным минским заводом.

Из года в год за счет выполнения ремонтов пути с укладкой железобетонных шпал сокращалась протяженность пути с деревянными шпалами. Это позволило увеличить скорость движения поездов до 140 км/ч. Только за 2010 год длина пути для такой скорости увеличилась на 39,5 км. В 2011-м в Гомельском отделении впервые была произведена сварка плети длиной 10 км 400 м без единого стыка. Эта плеть уложена на перегоне Василевичи–Нахов.

После длительного перерыва в начале 2000-х годов продолжилась работа по электрификации железной дороги. Были электрифицированы дополнительные пути на станциях Осиповичи и Молодечно, а также на промежуточных станциях участка Осиповичи–Молодечно для организации движения грузовых поездов на электротяге. Электрифицирован обход Помыслище–Крыжовка, произведена реконструкция тяговой подстанции нового поколения на станции Олехновичи. В 2010-м начаты подготовительные работы на участке Жлобин–Осиповичи. Вторым участком, который планировалось электрифицировать, стал Молодечно–Гудогай–госграница.

В целях морального и материального стимулирования труда на Белорусской железной дороге в 2003 году была возрождена система отраслевого производственного соревнования среди отделений дороги и организаций дорожного подчинения.

Начиная с середины 2000-х годов происходило постепенное улучшение условий труда белорусских железнодорожников. Была сформирована единая стратегия принципов управления и развития персонала отрасли, осуществлялись мероприятия по реформированию оплаты труда на всех уровнях производства и управления, повсеместно применялись экономические стимулы и обеспечивались социальные гарантии.

Дмитрий Кривошей

Транспортный вестник
27.12.2012

К списку новостей за 2012 год