Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Светить всегда!

16 июля 2012

brest_vkz1

Реконструкция Брестского железнодорожного вокзала достигла кульминационной точки — шпиля и венчающей его звезды. Это одна из наивысших точек города. 41 метр — высота 13-14-этажного здания. Здесь к работе недавно приступили промышленные альпинисты, которые самым непосредственным образом причастны к исчезновению звезды, ставшей неотъемлемой частью вокзала и своеобразным ориентиром. Впрочем, звезда не всегда венчала шпиль этого здания. Построенное в 1886 году, оно больше походило на крепость. И, честно говоря, сегодня с трудом веришь автору календаря-справочника 1913 года, который уверял, что в первые годы своего существования Брестский вокзал «по праву считался единственным в России по изяществу и удобству». Изящества ему добавили несколько последующих реконструкций. В 1929 году поляки завершили первую реконструкцию, существенно изменившую архитектурный облик вокзала, пострадавшего в годы Первой мировой войны. Очередная реконструкция (1953-1957 гг.) проходила в духе своего времени, когда в архитектуре доминировал стиль, названный сталинским ампиром. Тогда на вокзале появилась привычная нам лепнина. В отделке широко применялись гранит и мрамор из известных месторождений на территории Советского Союза. А на центральной башне оказались шпиль и пятиконечная звезда. Советская символика была поддержана изображениями серпа и молота на некоторых элементах лепнины (на фасаде здания и в залах).

«В те годы, — рассказывает директор музея вокзала Савва Шпудейко, — появились три подобные звезды. Они венчали здания варшавского Дворца культуры и науки, подаренного Польше Сталиным, Брестского железнодорожного вокзала и МГУ».

В 1993–1994 годах, во время очередной реконструкции, разгорелись нешуточные споры о смене советской символики в облике вокзала. К счастью, победили тогда «консерваторы». В реставрационных мастерских Варшавы изготовили новую звезду.

Нынешняя реконструкция проходит в атмосфере единодушия. Это связано с тем, что старый вокзал, недавно отметивший свое 125-летие, внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси и производить существенные изменения в его облике нельзя. А исчезновение на время звезды объясняется весьма прозаически: она состарилась и требует замены.

В настоящее время реконструкцией помещений вокзала, где размещаются центральный зал ожидания и ресторан, и шпиля с пятиконечной звездой заняты специалисты генподрядной организации СУ «Буг» — филиала стройтреста № 8. Мастер Евгений Наливко поясняет, что забраться на верхушку шпиля будет непросто: все-таки не туристический объект, а строительный, да и голуби, обжившие его за долгие годы, знают свое дело. Но открывшийся с 40-метровой высоты вид на город и панорама происходящей на наших глазах «исторической» реконструкции того стоят.

На такой высоте работать разрешается только специально обученным людям. Это промышленные альпинисты ООО «Тераграта». Они-то и снимали собственными силами, вручную, с «насиженного» места металлическую конструкцию: звезду в венке из колосьев (крепится она на основательном металлическом стержне). А вот водрузить ее на место будет сложнее. Для этого из Минска по частям перевозится МАЗами специальный кран высотой 50 м с «вылетом» стрелы еще 50 м. Этот кран будет применяться на монтаже не только звезды, но и других металлических конструкций вокзала.

Антонина Хокимова 

http://vb.by/article.php?topic=51&article=17002
12.07.2012

К списку новостей за 2012 год