Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

С портами Балтики и Украиной

26 апреля 2012

Исключительно важное  значе­ние для развития промышлен­ности, городов, рыночных от­ношений на белорусских землях имела Либаво-Роменская желез­ная дорога, которая связала бе­лорусские губернии с портами Балтийского моря и Украиной. Ли­баво-Роменская дорога непосред­ственно соединила хлебородные районы Украины с единственным незамерзающим в Российской им­перии портом Балтийского моря – Либавским. Влияние дороги усиливалось благодаря пересе­чению со многими другими влия­тельными дорогами европейской части империи: в Бахмаче – с Курско-Киевской линией и через нее с Сумской, Московско-Курской и Курско-Харьковско-Азовской; в Минске - с Московско-Брест­ской, посредством которой со­единялась с Орловско-Витебской, а через нее с Орловско-Грязской; в Вилейке – с Санкт-Петербурго-Варшавской, а ее ветвь в Калкунах (Радзивилишки-Калкуны) с Ди­набурго-Витебской и Риго-Динабургской.

Либаво-Роменская железная до­рога образовалась в результате слияния двух дорог – Либавской и Ландварово-Роменской, постро­енных в разное время. Либавская железная дорога была построена раньше. Она включала в себя два участка: от Либавы (ныне – Ли­епая) до станции Этканы (пере­именована вскоре в Кошедары, ныне – Кайшадорис) и ее ветвь – Калкуны–Радзивилишки. В 1871 году было открыто движе­ние по линии Либава–Кошедары. В 1872-м общество Либавской до­роги получило заказ на построй­ку новой линии – от станции Радзивилишки Либавской доро­ги до станции Калкуны Санкт-Петербурго-Варшавской желез­ной дороги. При этом общество должно было углубить и улучшить Либавский порт. Но выполнить взятые обязательства оказалось не так просто.

Дорога прокладывалась с це­лью направить к порту Либава грузы, тяготевшие к Кенигсбергу. Однако доходность новой линии уже с первых лет ее эксплуатации не оправдала ожиданий. Причи­ны называют разные, главных из которых две – открытие новых железных дорог (Брестско-Граевской и Риго-Больдерааской), от­влекавших грузы от Либавской дороги, и неустроенность Либавского порта. По утверждению спе­циалистов того времени, «учре­дитель Либавского общества при несомненных качествах железнодорожного строителя и администратора не совладал с правильною постановкою во­проса об устройстве порта». В результате Либавская дорога не в состоянии была даже покрывать расходы по эксплуатации, заявив себя «предприятием не только совершенно разорительным для акционеров и убыточным для казны, но и нисколько не достигавшим целей, имевшихся в виду у Правительства».

В 1874 году были завершены строительные работы и открыто движение на всем протяжении Ландварово-Роменской железной дороги. В годовом отчете в связи с этим говорилось: «К 1 января 1874 г. было открыто правиль­ное движение на участке от Вилейской станции до Гомеля в 544 верст. С 13 января посту­пил в эксплуатацию участок от Гомеля до Бахмача в 183 версты и, наконец, с 15 июля движение производилось на всем протяже­нии дороги в 711 верст».

Документы свидетельствуют, что за 1874 год по Ландварово- Роменской железной дороге было отправлено в обоих направлениях 1554 пассажирских поезда, которы­ми перевезено 484 015 пассажиров и 332 040 пудов грузов. 2667 то­варных поездов перевезли товаров на сумму 22 224 рубля 11 копеек. При этом обращалось внимание на то, что движение грузов соверша­лось преимущественно в одном на­правлении, а в «направлении от Вилейки к Ромнам приходится перевозить значительное число вагонов порожнем...».

Общие сведения по эксплуа­тации Ландварово-Роменской же­лезной дороги с 1 января 1874 го­да по 1 января 1875-го дают нам следующие данные:

Приход:

  1. Выручка по движению 2 449 301 руб. 47 коп.
  2. Разные статьи прихода 208 326 руб. 64 коп.

 Всего:

2 657 628 руб. 11 коп.

Расход:

  1. Центральное управление 186 489 руб. 54 коп.
  2. Управление дорогой 338 293 руб. 47 коп.
  3. Содержание пути и зданий 537 684 руб. 53 коп.
  4. Движение 324 003 руб. 98 коп.
  5. Движущая сила 641 256 руб. 18 коп.

Всего:

2 027 727 руб. 70 коп.

Чистый остаток по эксплуа­тации 629 900 руб. 41 коп.

Открытие движения на Ландварово-Роменской железной до­роге не способствовало, а скорее обострило и без того сложную ситуацию на Либавской дороге.

Грузы, доставляемые на стан­цию Вилейка из Украины, почти полностью стали направляться оттуда по Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороге че­рез Вержболово в Кенигсберг, а не через Кошедары в Либаву. Да иначе и не могло быть. Либава не только уступала в благоустройстве старому Кенигсбергскому порту, но и находилась от Вилейки на 32 версты дальше. Есте­ственно, Ландварово-Роменская железная дорога, обеспокоенная собственными интересами, а не судьбой Либавской до­роги, развивала более вы­годное для себя направле­ние, куда бы оно ни тя­готело. Таким образом, надежды правительства, что Либавский порт, расположенный между Кенигсбергом и Ригой, явится естественным противовесом иностран­ному давлению на про­мышленность и торговлю огромного региона, не оправдались.

Выход из сложившейся ситуа­ции Комитет министров усмотрел в слиянии двух дорог. 20 февраля 1876 года это решение было вы­сочайше утверждено. На Либавскую дорогу были командированы уполномоченные Ф.К. Рейхард, И.Ф. Зауэр, А.Ю. Дитмар. Они нашли дорогу «...отлично построенную, подвижной состав и всю дорогу в хорошем состо­янии, администрацию очень дешевую» и заявили, что и не думали, чтобы все было в таком хорошем состоянии.

20 марта 1876 года Чрезвы­чайным общим собранием акци­онерного общества Ландварово-Роменской железной дороги бы­ло решено согласиться на присоединение Либавской дороги. Но затем работа была приостановлена. Ландварово-Роменская железная дорога вы­двинула два основных условия: а) выработка и утверждение совместного устава; б) приве­дение в порядок Либавского порта. Однако министр финан­сов приказал лично председа­телю правления Ландварово-Роменской железной дороги Н. Мейнхарду принять Либавскую дорогу.

Формальная передача Либав­ской дороги в заведывание прав­ления Ландварово-Роменской же­лезной дороги состоялась 1 июля 1876 года. Фактически делопро­изводство и счетоводство были переданы 1 сентября 1876-го. И, наконец, с 20 мая 1877 года, когда был высочайше утвержден новый устав общества Либаво-Роменской железной дороги, слия­ние дорог получило юридический статус.

В Российском государственном историческом архиве (г. Санкт- Петербург) хранится последний приказ по Либаво-Роменской же­лезной дороге, которым предпи­сывалось:

«Согласно отзыву Правления Общества Либавской железной дороги от 24 сего августа за №1108 деятельность на­стоящего Правления общества и Управ­ления по заведыванию дорогою оканчи­вается с 31-м числом сего месяца, с 1-м же числом наступающего сентября вступает в заведывание и управле­ние дорогою Общество Ландварово-Роменской дороги.

Приказы и распоряже­ния, относящиеся к заведыванию дорогою, с 1 сен­тября будут издаваемы Управляющим Ландварово-Роменской железной доро­гой инженером И.О. Сомовым или назначенными им лицами.

О чем доводится до сведения всех служащих по вверенной мне дороги.

И.д. управляющего дорогою начальник ремонта пути и зда­ний К. Вейлер

г. Либава, августа 27 дня 1876 года».

 

Валентина Яновская, Елена Фиринович
  

Транспортный вестник
26.04.2012

К списку новостей за 2012 год