Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Магистраль судьбы

20 марта 2012

Александр Удодов 20 лет возглавляет Гомельское отделение Белорусской железной дороги

Сегодня невозможно представить нашу жизнь без вокзальной суеты, перестука вагонных колес и призывных гудков поездов — вестников дальних дорог, встреч и разлук. Этот своеобразный мир, динамично изменяющийся в своих скоростях, создают и обслуживают надежные и прекрасные люди — наши железнодорожники.

Команда молодости нашей

РУП "Гомельское отделение Белорусской железной дороги" расположено в пределах области и граничит с Московской и Юго- Западной железными дорогами. Границы определены станция­ми (включительно): Житковичи, Словечно, Терюха, Тереховка, Закопытье, Рогачев, Красный Бе­рег. Отделение включает в себя 70 железнодорожных станций, 26 из которых открыты для грузо­вых операций. Решающими стан­циями являются Гомель, Жлобин, Калинковичи, Барбаров и Речица. В состав отделения дороги входят 27 структурных подразделений и одно дочернее предприятие.

Отделение железной дороги сегодня обслуживает 1785 кило­метров пути, более двух тысяч стрелочных переводов и 240 пе­реездов, постоянно обеспечивая стабильный рост основных показа­телей социально-экономического развития. Только за прошлый год, например, реализована масштаб­ная инвестиционная программа на сумму 149,7 миллиарда рублей. Коллектив гомельских железно­дорожников не раз признавался победителем в отраслевом сорев­новании, удостаивался дорожной премии имени машиниста Яцкевича — как лучший в обеспечении безопасности движения. Сегодня престижно работать здесь: это достойные зарплата и культура производства, привлекательный социальный пакет, комфортные условия для труда и отдыха. Плюс давняя и прекрасная традиция (многими уже утраченная) по под­держке своих ветеранов. А еще здесь действует неписанное правило: если кто-то в чем-то обходит, то Удодов полушутя-полусерьезно заявляет, что он "обиделся". И все знают, что надо восстанавливать утерянную позицию. Такой подход не только в производственных де­лах, но и в зарплате, социальных вопросах. Взятую планку стара­ются не только удерживать, но и постоянно поднимать на более высший уровень. Люди это ценят, гордятся и искренне радуются, связывая успехи с именем своего руководителя.

Этапы роста

Я поинтересовалась у Алексан­дра Петровича, что привело его в большую семью железнодорож­ников: давняя детская мечта или все-таки это дело случая?

— Мое детство прошло возле железной дороги — в 150 мет­рах находилась станция Гомель Северный. Отец всю жизнь про­работал машинистом локомо­тива. Но кто в детстве серьезно задумывается о будущем? Тогда ЗЛиНа еще не было, в карьерах было много рыбы, и мы с пацана­ми, вырвавшись на рыбалку, забы­вали обо всем на свете. Но прохлаждаться особо было некогда: родители строились, приходилось помогать. Хотел сначала быть лет­чиком — все тетрадки разрисовал истребителями. Потом начитался книжек о Зорге и Дзержинском и мечтал стать чекистом. Когда окончил школу, отец спросил: ну и что ты себе думаешь? Тогда я сказал, что пойду по его стопам  - стану машинистом.

А дальше за окном жизни Удодова стремительно замелькали станциями этапы его служебного роста. Из мастера вырос в старшего мастера, стал заместителем начальника локомотивного депо, возглавил локомотивное депо Ка­линковичи. Заместитель, потом начальник службы локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги. Став грамотным и ком­петентным специалистом, он мог оперативно оценить обстановку и принять верное решение, найти контакт с коллективом, каждого заинтересовать работой. В марте 1992 года Александр Удодов на­значен начальником Гомельского отделения Белорусской желез­ной дороги. Непросто ему было принять решение и вернуться в Гомель из Минска, когда многие старались в те времена уехать подальше от чернобыльской зоны.

В Минске ведь квартира, дочка с сыном еще не окончили школу... Но решение было принято за одну ночь: они возвращаются домой, в свой "родны кут".

Новому начальнику Гомельского отделения было 40 неполных лет.

Железная дорога — значит железная дисциплина

— Начинать страшновато толь­ко в первые дни, — вспоминает Александр Петрович. — Все-таки я локомотивщик, не движенец, приходилось разбираться с грузопо­токами. Но тогда работали такие крепкие специалисты, как Николай Максимук, Иван Дейкун, Михаил Жерело, Владимир Михайлюк и  другие. И первый его объезд же­лезной дороги подсказал направ­ления дальнейшей работы: стали приводить в порядок станции. Почти у всех текли крыши, меняли их на шатровые, делали ремонт, благоустраивали. Потом взялись за бытовые помещения путейцев и работников станций — зарплата  по тем временам была маленькая, люди брали на работу "ссобойки" и трудились чуть ли не в полевых условиях. Там, где не было воз­можности организовать столовую, появились холодильники и микроволновки. Потом — строительство пригородного вокзала. Объект этот был вначале в чернобыльской программе, но потом его вычер­кнули. Пришлось строить своими силами. Затем — реконструкция старого здания вокзала в Гомеле, аналогичные работы в Калинковичах, Жлобине, Речице, Рогачеве... Причем ремонт и благоустройство выполнялись не по единому шаб­лону, а творчески и с размахом: каждый вносил свою изюминку. Первыми на белорусской магис­трали создали новое подразделе­ние, которое наводило порядок в полосе отвода, — дистанцию за­щитных лесонасаждений. Вскоре появились комфортабельные пас­сажирские вагоны и новые дизель-поезда. Стремительно увеличивая объем грузо- и пассажироперевозок, активно развивали внешне­экономическую деятельность, ра­ботали над энергосбережением, внедряли передовые методы.

А поезд жизни Удодова набирал все большую скорость, и порой некогда было любоваться пейзажами за окном, которые все чаще сливались в одну динамичную картинку. Кстати, отчасти есть этому техническое объяснение. Дело в том, что у гомельчан средняя балль­ность железнодорожных путей почти в два раза лучше, чем по белорусской магистрали. За этим  - устойчивая и обстоятельная ра­бота рельсовой колеи и колеса, а также стрелочных переводов, под­черкивает начальник отделения. Ведь безопасность движения на­чинается с состояния пути. Слома­ется двигатель? Что ж, его можно починить. А вот когда "захромает путь" — это уже реальное ЧП. По­этому обеспечение безопасной и безаварийной работы — главное требование на железной дороге. Выполняя его, Удодову приходит­ся быть не только трудоголиком, но и аналитиком, толковым хо­зяйственником, требовательным руководителем.

Примечательно, что за эти двадцать лет изменилось многое - техника, технологии, но люди остались прежними: такими же на­дежными и ответственными, пре­данными своему делу. А по-другому нельзя: железная дорога — это железная дисциплина. Гомельское отделение сейчас — это не просто крупный железнодорожный узел, но и предприятие, способное обеспечивать потребности страны в перевозке пассажиров и грузов, работать мобильно, эффективно и финансово устойчиво.

Сегодня Александр Петрович с гордостью называет своих передовиков и лучшие структурные подразделения: станции Барба­ров и Калинковичи (которые воз­главляют, соответственно, Анато­лий Дубров и Сергей Грищенко), вагонное депо Жлобин (Анато­лий Чайковский), локомотивное депо Жлобин (Николай Грапов), Гомельская и Калинковичская дистанции пути (Петр Казаченко и Владимир Чеботков), среди дистанций сигнализации и связи лидирует Гомельская дистанция (Владимир Прокопюк), дистанция гражданских сооружений (Виктор Исаченко) и многие другие.

А как не похвастаться открыти­ем прекрасного Дворца, который железнодорожники отреставри­ровали за собственные деньги? На вопрос, сколько вложено в ремонт, Удодов привычно отве­чает, что "это подарок городу и гомельчанам, поэтому о цене говорить не принято". Семьи железнодорожников не нарадуются замечательному детскому сана­торию "Лесные дали", где нала­жено круглогодичное оздоров­ление. Здравница расположена в живописном сосновом лесу, где дети могут подлечиться и отдох­нуть, а также покататься на прогу­лочном катере. В отделении есть уникальный опыт по организации спортивной работы. Начато строительство универсального зала игровых видов спорта на ста­дионе "Локомотив". Александр Удодов на этот счет рассуждает по-житейски мудро: чтобы чело­век хорошо работал, он должен получать хорошую зарплату, быть здоровым, интересно отдыхать.

Действительно, как здесь не постараться?

Сад его стихии

Во время подготовки этой публикации, когда приходилось общаться с работниками вокза­ла, путейцами, диспетчерами, связистами и представителями ревизионной службы, услышала много комплиментов в адрес Удо­дова. Это руководитель, который знает, кто чем дышит и куда какого специалиста надо поставить. Уме­ет разрядить обстановку хорошей шуткой. Надежный и обстоятель­ный. А за множеством производс­твенных дел он по-отцовски не забудет о нуждах простого чело­века, поинтересуется его бытом, настроением. Даже под горячую руку не позволит себе кого-то обидеть. Александр Удодов уверен, что пряник лучше кнута. По­этому прежде чем наказать ста­рается поговорить с человеком, даже поощрить его. Но если тот не исправится — справедливо накажет. И люди его уважают. Во время недавнего "разбора поле­тов" в Жлобине, например, один из специалистов подошел к Удо­дову, чтобы... поблагодарить за такую поддержку.

- Что больше всего цените в людях, Александр Петрович?

—   Порядочность и ответствен­ность.

—  А что вызывает раздраже­ние, даже больше — отвраще­ние?

—  Когда человек крутится, ле­безит и шаркает ногами перед начальством.

—   Слышала, что вы чуть ли не ночуете на работе, приходи­те сюда даже в субботу. Когда отдыхаете и как восстанавли­ваете силы?

—  На работе и восстанавливаю. Это такая стихия, которая не толь­ко забирает, но и дает что-то важ­ное взамен. А еще люблю баню. Воскресенье стараюсь посвящать семье. Вот с шестилетним внуком (кстати, тоже Александром Пет­ровичем — называю его вторым Александром) планируем обре­зать сад — самое время.

Вот такой он, начальник Го­мельского отделения, почетный железнодорожник и заслуженный работник транспорта Республики Беларусь.

Мария Зубель

Гомельская праўда

13.03.2012

К списку новостей за 2012 год