Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Простои вагонов сокращены вдвое

20 января 2012

Увеличение экспорта продукции белорусскими предприятиями, создание единого таможенного пространства с Российской Феде­рацией и Республикой Казахстан сказались на повышении дально­сти перевозок. Маршруты следо­вания грузов стали длиннее, и, как следствие, продолжительность оборота железнодорожных ваго­нов увеличилась. Направляемые в страны Средней Азии и Зауралье, они нередко возвращаются об­ратно только через несколько ме­сяцев. В результате уменьшилось количество вагонов, которые Бе­лорусская железная дорога может предоставить грузоотправителям республики под погрузку. Обострилась обстановка с нехваткой вагонов для полного удовлетворе­ния потребностей народного хо­зяйства в перевозках грузов.

Для решения этой проблемы имеются два пути — экстенсивный, направленный на увеличение парка вагонов, и ин­тенсивный, предусматривающий сокращение простоев вагонов под грузовыми и технологическими операциями или в ожидании этих операций, увеличение скоростей доставки грузов и ряд других ме­роприятий. Как известно, в на­шей стране правительством при­нимаются меры по собственному производству вагонов путем на­ращивания мощностей Могилевского вагоностроительного завода и строительства Осиповичского вагоностроительного завода, про­дукция которых будет направлять­ся на пополнение парка вагонов Белорусской железной дороги и на экспорт в страны Содружества.

Снижение простоев вагонов под всеми операциями и в ожидании их — наименее затратный путь и одна из главных задач работников железнодорожного транспорта. В прошедшие годы, когда вагонов для удовлетворения потребностей народного хозяйства было в до­статочном количестве, многие ру­ководители не уделяли должного внимания технологическому пере­вооружению транспортных цехов предприятий. В результате этого в условиях существенного роста объемов погрузки и выгрузки продукции на прежних грузовых устройствах простои вагонов зна­чительно возросли. Сокращение простоев позволяет повысить эффективность использования ра­бочего парка вагонов и снизить закупку нового подвижного соста­ва, повышая перерабатывающую способность станций и делая не­нужными дополнительные вложе­ния в их развитие.

10 лет назад среднее время про­стоев вагонов под погрузочно-разгрузочными операциями по Могилевскому отделению Белорус­ской железной дороги составляло 9,95 часа, а в I полугодии 2011 года достигло 12,75 часа. Для по­вышения эффективности исполь­зования вагонов Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.08.2011 №1088 внесены изменения в Устав же­лезнодорожного транспорта об­щего пользования. Изменения предусматривают значительное повышение размера неустойки и изменение порядка ее начисления за задержку вагонов Белорусской железной дороги на время более 24 часов под погрузкой и выгруз­кой по причинам, зависящим от грузоотправителей и грузополу­чателей. Это способствовало по­вышению экономической заинте­ресованности грузоотправителей и грузополучателей в недопуще­нии сверхнормативного простоя вагонов на пунктах погрузки и разгрузки.

Вопрос о повышении эффектив­ности использования грузового подвижного состава железнодо­рожного транспорта субъектами хозяйствования неоднократно рассматривался на заседаниях Могилевского облисполкома с приглашением руководителей предприятий. «В сегодняшних экономических условиях, когда ощущается острая нехватка по­движного состава для экспорта произведенной в области продук­ции, необоснованный простой железнодорожного транспорта недо­пустим. Необходимо принять все меры, чтобы оптимизировать и по­высить эффективность его исполь­зования», — потребовал председа­тель Могилевского облисполкома Петр Рудник на сентябрьском рас­смотрении этого вопроса. В це­лях сокращения простоя вагонов Могилевской таможне поручено более оперативно осуществлять таможенное оформление грузов в вагонах, организовать при необходимости работу пунктов таможен­ного оформления по воскресным и праздничным дням, рассмотреть вопрос о целесообразности соз­дания дополнительных пунктов на крупных железнодорожных станциях области.

Выполнение мер по сокраще­нию простоев вагонов взято на контроль созданной при облис­полкоме постоянно действующей комиссии под председательством заместителя председателя облис­полкома. В результате начиная с августа среднее время простоев вагонов из месяца в месяц не­уклонно сокращалось и в декабре составило 5,32 часа. Однако неко­торыми грузовладельцами все же допускались случаи длительного простоя вагонов. К их числу от­носятся ИЗАО «Пивоварни Хайнекен», допустившее в декабре время нахождения вагонов на от­ветственности предприятия 29,49 часа, ОАО «Беларусьрезинотехника» — 29,75 часа, ОАО «Костюковичский леспромхоз» — 18,06 часа и некоторые другие. По словам начальника грузового отдела Могилевского отделения Белорусской железной дороги Олега Толстыко, современная автоматизированная система, дей­ствующая на БЖД, позволяет отслеживать продвижение вагонов и осуществлять мониторинг их простоев на станциях и подъезд­ных путях предприятий. На основе владения указанной информаци­ей принимаются управленческие решения по сокращению времени нахождения вагонов на любом из этапов движения, а также недопущению скапливания их на стан­циях в большом количестве.

По информации, полученной от Могилевского транспортного про­курора Николая Вульвача, работа с грузовыми вагонами предприятий-клиентов транспортного РУП «Могилевское отделение Белорус­ской железной дороги» находится на постоянном контроле прокура­туры. Некоторые предприятия в прошедшем году значительно пре­высили нормативные сроки при обработке вагонов, что повлекло оплату клиентами отделению до­роги 304 296,2 тыс. рублей (напри­мер, ОАО «Могилевхлебопродукт» — 20 197 тыс. рублей; КП ДУП «Слуцкое УПТК» — 11 317 тыс. ру­блей; ОАО «ФанДок» — 6689 тыс. рублей и т. д.). С целью пресече­ния фактов непроизводительного простоя транспортной прокурату­рой были направлены требования восьми руководителям предпри­ятий об улучшении организации работы с подвижным составом, а также о привлечении виновных лиц к дисциплинарной и матери­альной ответственности за при­чиненный ущерб. Об имеющих место задержках вагонов инфор­мированы два территориальных прокурора. По результатам рас­смотрения требований прокурату­ры нанимателями привлечено к дисциплинарной ответственности 11 должностных лиц, с 15 взыска­но более 16 770 тыс. рублей за причиненный ущерб, что также способствовало сокращению про­стоев вагонов, высвободив их для удовлетворения потребностей на­родного хозяйства в перевозках грузов. Приятно отметить, что инициатива Белорусской железной дороги, поддержанная всеми вет­вями исполнительной власти и органами прокурорского надзора, принесла ощутимые плоды по повышению эффективности использования вагонного парка страны. 

Виктор Петрушко 

Транспортный вестник
19.01.2012

К списку новостей за 2012 год