Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Конференция в Барановичах

18 июня 2010

На встречу пригласили специалистов министерств и ведомств Беларуси, Национальной академии наук, других учреждений науки и образования, а также специалистов железных дорог из соседних стран. Обсуждался широкий круг вопросов, связанных с дальнейшим развитием железнодорожного транспорта, взаимодействием с региональными органами власти, опытом развития и реформирования отрасли у наших соседей.

Почему так необходима согласованность действий и конструктивное сотрудничество в этой сфере? Ответ очевиден: в Беларуси железнодорожный транспорт играет основополагающую роль не только в перевозках грузов и пассажиров, но и в устройстве жизненного уклада населения, системе обеспечения безопасности страны, выполнении международных обязательств государства. Именно на него возложена основная транспортная нагрузка, кроме того, железнодорожный транспорт оказывает государству существенную помощь в решении большого блока социальных задач.

Реалии таковы, что сегодня железнодорожный транспорт – это не только транспорт общего пользования, но и подъездные пути предприятий и организаций, их вагоны и локомотивы. К слову сказать, для транспортного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей Беларуси имеется 1500 подъездных путей общей протяженностью 2800 км. По мнению руководства магистрали, нужно внимательно изучить целесообразность их использования, ведь многие из них являются малодеятельными.

Поднимались на конференции и другие вопросы. Какой будет в перспективе доля частных вагонов, появятся ли у нас частные локомотивы, пассажирский подвижной состав? Ведь не секрет, что частный бизнес проявляет определенный интерес к железнодорожной отрасли. Однако позиция руководства Белорусской железной дороги предельно ясна: прежде чем идти по этому пути – изменений и преобразований – необходимо взвесить все «за» и «против». И расставить акценты должна Государственная программа развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы, работа над которой активно ведется на Белорусской железной дороге.

Через территорию Беларуси проходят два международных транспортных коридора – II и IX. Удачное географическое положение страны накладывает на железнодорожный транспорт еще одну важную функцию – обеспечение беспрепятственного пропуска грузов и пассажиров, следующих транзитом. Между тем ситуация на международном рынке транспортных услуг характеризуется появлением большого количества частных компаний, владельцев подвижного состава. Пользование их услугами, как показывает анализ, ведет к значительному удорожанию перевозок в частном вагоне – по сравнению с такими же перевозками в вагонах инвентарного парка. У наших соседей есть примеры, когда удорожание перевозок по отдельным направлениям достигает 50%. Но перекосов на рынке транспортных услуг, убеждено руководство Белорусской железной дороги, быть не должно.

Законодательство нашего государства не запрещает частную форму собственности на железнодорожный подвижной состав. Но вместе с тем, как отмечалось на конференции, частные компании делают упор на создание в Беларуси дополнительного лишнего звена – посредников между нашей магистралью как перевозчика, и требуют предоставления дополнительных тарифных скидок, что может привести к вытеснению дороги из высокодоходного сектора экспортных перевозок. Поэтому решения по этим вопросам должны максимально взвешенными!

Руководство Белорусской железной дороги заинтересовано в том, чтобы была сформирована прозрачная и эффективная система взаимоотношений отрасли и государства – как заказчика социально значимых услуг и развития сети железных дорог страны. Назрела необходимость законодательно закрепить порядок госзаказа пассажирских железнодорожных перевозок с внесением соответствующих изменений в нормативную базу.

Сегодня на повестке дня – развитие транспортной логистики (с учетом эффективного использования железнодорожного транспорта), совершенствование тарифной политики… Причем акцент сделан и на переходе от потребительского отношения к магистрали к совместному сотрудничеству, особенно в сегменте пассажирских перевозок.

В последнее время дорога инициировала ряд важнейших проектов – «Городская электричка» в Минске, электрификация некоторых участков (в том числе в направлении Литвы), руководство нашей магистрали не так давно вело переговоры с коллегами из ОАО «РЖД» по организации скоростного движения в рамках II Общеевропейского транспортного коридора. Реализация этих и многих других масштабных проектов направлена не только на повышение скоростей, но и на создание должного комфорта для пассажиров, а в совокупности это даст ощутимый эффект на государственном уровне. Вот почему столь важно участие государства в этих серьезнейших проектах. Таким образом, трудно не согласиться с тем, что реалиями и вызовами сегодняшнего дня вызвана необходимость разработки комплексного документа - Государственной программы развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы, что нашло поддержку и понимание на самом высоком уровне – Президентом страны.

Эти и многие другие вопросы, озвученные во время пленарного заседания, более детально обсуждались во время работы секций.

Первая секция, руководителем которой был главный экономист Белорусской железной дороги Николай Бекиш, получила название «Экономика и финансы. Опыт реформирования железнодорожного транспорта».

Вторая секция - «Инновационные технологии на железнодорожном транспорте», ее руководитель  – начальник службы технической политики и инвестиций Василий Хвалько.

«Развитие железнодорожной транспортной системы в регионах» - такое название получила третья секция, которую возглавил начальник пассажирской службы Михаил Федюкович.

Участие в их работе приняли представители Аппарата Совета Министров, Министерства транспорта и коммуникаций, экономики, труда и социальной защиты, НАН Беларуси, БелГУТа, ОАО «РЖД», АО «Литовские железные дороги», Государственного экономико-технологического университета транспорта Министерства транспорта Украины. По сути, научно-практическая конференция приобрела международный статус и масштаб, и значит, свою главную задачу выполнила – позволила консолидировать колоссальный опыт, творческий и научный потенциал Беларуси и соседних стран. Железнодорожный транспорт получил новый импульс в развитии, и этот темп, безусловно, будет только наращиваться.

Говорят участники научно-практической конференции:

Надежда Михайлова, заместитель начальника департамента корпоративного строительства и реформирования-начальник отдела бизнес-стратегии ОАО «РЖД»:

– Проблематика, которая поднята на сегодняшней конференции, очень актуальна и объективна. Все эти вопросы вставали перед большинством железных дорог, которые проходили реформирование. Для меня очень приятно, что они поднимаются, что белорусские  коллеги видят способы решения проблемных вопросов, и для меня очень важно, что эти вопросы решаются с учетом опыта соседних железных дорог, в частности, российских, потому что мы с точки зрения наших транспортных продуктов на международной арене находимся в одной связке. На Белорусской железной дороге большое внимание уделяется сотрудничеству и взаимодействию с ведущими научными центрами страны, такими, как БелГУТ. Считаю, что сегодняшняя конференция даст хороший импульс к развитию взаимодействия между российскими железными дорогами и белорусскими научными организациями. Потому что я вижу, что наши коллеги добились в этом больших успехов.

Сергей Рахманов, заместитель Председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси:

– С Белорусской железной дорогой у нас немало точек соприкосновения. Например, что касается скоростного движения поездов, нужны особые,  суперсовременные материалы, к числу которых относятся полимерные композиты. Востребованы также передовые технологии нанесения покрытий, получения соответствующих сплавов из металлов. Очень много вопросов, связанных с информационными технологиями, ведь без этого ни одна отрасль развиваться не может в принципе. Используя потенциал Академии наук, включая суперкомпьютерную технику, мы уверены, что вместе с коллегами сможем двигаться вперед. Можно говорить, что сегодня формируется нормальный альянс, нам очень нравится активность руководства Белорусской железной дороги. Мы работаем плотно, интенсивно и продуктивно.

Альбертас Шименас, временно исполняющий обязанности генерального директора АО «Литовские железные дороги»:

– Считаю, что конференция очень полезна, ведь мы с Белорусской железной дорогой соседи и всегда важно знать, какие у соседей планы и перспективы. Наш интерес – сделать так, чтобы прохождение границы в направлении Литвы было для Беларуси одной из привлекательнейших альтернатив - с целью выхода в страны Европейского Союза, к литовским портам, в Калининградскую область… В этой связи отмечу важность совместного проекта – поезда «Викинг», благодаря которому были решены многие проблемы. Наша совместная задача  – создать для людей хорошие условия для передвижения, создать современный транспортный коридор, соединяющий Вильнюс и Минск. В выигрыше будут все – и грузовладельцы, и пассажиры и страны в целом.

Вениамин Сенько, ректор Белорусского государственного университета транспорта:

– Сегодняшняя конференция злободневна и актуальна. Ведь железнодорожный транспорт – наукоемкая отрасль, без науки здесь не обойтись. Важно, что в каждом из докладов присутствовала  инновационная составляющая. Считаю, что Белорусской железной дороге и БелГУТу нужно чаще садиться за стол переговоров, нам есть что сказать другу другу. Сегодня это взаимодействие нужно активнее развивать, ведь у нас много резервов, их нужно использовать и работать вместе. На мой взгляд, будущее дороги – в реализации тех предложений, которыми располагает наука. Научный потенциал нужно более интенсивно внедрять в производство.

 

«Железнодорожник Белоруссии»

К списку новостей за 2010 год