Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

В ногу со временем: динамичное развитие и современные технологии вагонного хозяйства Белорусской железной дороги

17 октября 2018

На сегодняшний день вагонные депо Белорусской железной дороги располагают современной технической базой, способной обеспечить качественный ремонт грузовых вагонов.

Все предприятия вагонного хозяйства оснащены современным метрологическим, диагностическим, технологическим и специализированным оборудованием для ремонта и эксплуатации вагонов. В вагонных депо внедрены установки вибродиагностики буксовых узлов колесных пар, стенды ультразвуковой дефектоскопии колес, установки акустико-эмиссионного контроля надрессорных балок и боковых рам тележек грузовых вагонов.

В состав вагонного хозяйства Белорусской железной дороги входят 12 вагонных депо (7 ремонтно-эксплуатационных, 5 эксплуатационных) и 2 промывочно-пропарочные станции.

Вагонные депо дороги производят техническое обслуживание и ремонт всех типов грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм, а также техническое обслуживание пассажирских вагонов. Помимо ремонта грузовых вагонов инвентарного парка Белорусской железной дороги вагонные депо производят ремонт грузовых вагонов предприятий–собственников стран СНГ и Балтии.

В Витебском и Могилевском вагонных депо эксплуатируются дробеструйно-окрасочные комплексы, позволяющие производить качественную окраску грузовых вагонов при ремонте.

      

В Барановичском вагонном депо внедрен автоматизированный технологический комплекс по ремонту колесных пар, который включает в себя моечные машины, манипуляторы, транспортеры, роботизированные установки наплавки и другое оборудование. Данный комплекс позволил автоматизировать процесс ремонта колесной пары, минимизировать влияние человеческого фактора и повысить качество ремонта.

Для механизации работ по ремонту и восстановлению деформированных кузовов полувагонов в Жлобинском вагонном депо внедрена вагоноремонтная машина «ИРТЫШ».

Обновление и расширение парка грузовых вагонов

На Белорусской железной дороге проводится целенаправленная работа по обновлению инвентарного парка грузовых вагонов. За период с 2002 по 2017 год Белорусская железная дорога закупила 14 577 вагонов, что позволило снизить износ инвентарного парка с 80 % до 51 %.

В 2018 году Белорусской железной дорогой планируется приобретение 1000 полувагонов и 300 крытых вагонов с объемом кузова не менее 150 м3.

Перспективным направлением в обновлении инвентарного парка является закупка грузовых вагонов с улучшенными техническими характеристиками (повышенной грузоподъемностью, увеличенными межремонтными сроками, а также сроком службы, сниженной массой тары, увеличенным объемом кузова).

Наиболее привлекательным инвестиционным инструментом, с помощью которого удается оперативно обновлять инвентарный парк, является финансовый лизинг с полным спектром сопутствующих лизинговому проекту услуг: логистика, страхование, таможенное оформление.

Обслуживание и диагностика

Немаловажным фактором в содержании грузовых вагонов является качественное техническое обслуживание в эксплуатации. На Белорусской железной дороге функционируют 47 пунктов технического обслуживания, 7 пунктов подготовки вагонов к перевозкам, 3 пункта опробования автотормозов.

Качественную подготовку грузовых поездов в рейс обеспечивают 19 устройств зарядки и опробования тормозов в поездах (УЗОТ-Р), установленные на пунктах технического обслуживания. С целью механизации трудоемких операций в процессе ремонта и технического обслуживания вагонов, а также увеличения объемов ремонта вагонов без отцепки их от состава поезда, планируется дооснащение пунктов технического обслуживания и участков текущего отцепочного ремонта вагонов средствами малой механизации.

Для диагностики технического состояния подвижного состава на Белорусской железной дороге используются 3 автоматизированные диагностические системы контроля дефектов поверхности катания колесных пар «LASCA», 266 комплексов технических средств многофункциональных (КТСМ) в составе автоматизированной системы контроля подвижного состава (АСК ПС).

Сделано в Беларуси

В структуре Белорусской железной дороги имеется собственное вагонное производство. 28 декабря 2016 года было создано ЗАО «Осиповичский завод транспортного машиностроения» (ЗАО «ОЗТМ»). Его учредителем является РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги». ЗАО «ОЗТМ» — это новое современное предприятие по выпуску грузового подвижного состава и контейнеров-цистерн. Основные направления деятельности: производство грузового подвижного состава (вагоны-платформы, вагоны-цистерны); производство контейнеров-цистерн, в том числе для химически агрессивных наливных грузов, для сжиженных углеводородных газов.

В настоящее время на ЗАО «ОЗТМ» налажен серийный выпуск длиннобазных (80-футовых) вагонов-платформ, предназначенных для перевозки крупнотоннажных контейнеров по железным дорогам колеи 1520 мм.

Кроме того, на ЗАО «ОЗТМ» организовано серийное производство контейнеров-цистерн типа Т11-254 (получена декларация о соответствии требованиям Технических регламентов Таможенного Союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» и сертификат ФАУ «Российский морской регистр судоходства»). Контейнеры-цистерны предназначены для безопасной транспортировки и временного хранения жидких безопасных и опасных грузов.

Ведутся работы по подготовке серийного производства контейнеров-цистерн типа Т50 различных модификаций для перевозки сжиженного хлора, сжиженных углеводородных газов (предусмотрены варианты контейнеров как с верхним, так и с боковым сливом-наливом), диметилового эфира, контейнеров-цистерн типа Т20 для агрессивных химических жидкостей.

Также идут работы по освоению новых видов грузовых вагонов: 40-футовых вагонов-платформ и вагонов-цистерн для перевозки светлых нефтепродуктов с диаметром котла 3,2 м.

В целях поддержки отечественных экспортеров в Республике Беларусь действует механизм стимулирования потребителей белорусской продукции, предусматривающий возмещение белорусской стороной части процентов банкам — нерезидентам Республики Беларусь или части лизинговых платежей лизинговым компаниям–нерезидентам Республики Беларусь.

Мультимодальные перевозки

Белорусская железная дорога активно развивает контейнерные перевозки и готова оказать комплексную услугу по организации перевозок с учетом технологии взаимодействия автомобильного и железнодорожного транспорта.

В качестве основных пунктов консолидации грузовой базы, в том числе при экспортно-импортных перевозках, используются возможности контейнерных терминалов на грузовых железнодорожных станциях — довоз груза автомобильным транспортом до клиента (услуги «последней мили»), а также белорусско-польских пограничных переходов (железнодорожные станции Брест, Брузги, Свислочь) — довоз груза автомобильным транспортом до грузополучателей в Польше и других странах Европейского союза.

Учитывая мировую тенденцию контейнеризации, а также торгово-экономический потенциал Китая, Белорусская железная дорога в сотрудничестве с транспортными компаниями Китая, Казахстана и стран Европейского союза создает необходимые условия для развития перевозок грузов в рамках инициативы «Один пояс. Один путь».

Полносоставные контейнерные поезда уже следуют из 36 китайских городов в направлении более чем 35 городов стран Европы. Это связано с конкурентными сроками доставки грузов, которые составляют от 14 до 16 суток железнодорожным транспортом вместо 45 суток морским.

Разработана соответствующая технология прицепки на станциях Белорусской железной дороги вагонов с контейнерами, загруженными белорусскими экспортными грузами, следующими назначением в Китай, к контейнерным поездам, курсирующим в сообщении Европа-Китай. При необходимости клиентам оказывается услуга по доставке контейнера автомобильным транспортом с дальнейшей перевозкой на станцию прицепки.

В сообщении с Украиной Белорусская железная дорога развивает перевозки в составе поезда комбинированного транспорта «Викинг» и контейнерного поезда «ZUBR».

Справочно:

Контейнер-цистерна — мультимодальная транспортная единица, позволяющая круглогодично осуществлять перевозки на железнодорожном, морском (речном) и автомобильном транспорте. Контейнер имеет прочную конструкцию, обеспечивающую его многократное использование, снабжен угловыми фитингами, используемыми для погрузки, разгрузки, штабелирования и крепления контейнера. Использование контейнеров-цистерн при транспортировке грузов позволяет минимизировать размер партии груза. Кроме того, при комбинированных перевозках не требуется проведение операций по переливу и организации специальных зон хранения.

 

В.В. Балахонов

Вагонный парк
2018 № 9


К списку новостей за 2018 год