Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Экспорт в Китай встает на рельсы

4 сентября

Предприятия недостаточно используют возможности грузового железнодорожного сообщения с Китаем.

Товары из Китая в нашей стране найти можно без проблем. А вот в Поднебесной купить то, что «зроблена ў Беларусi» — непросто, хоть экспорт и вырос за первое полугодие на 116 %. Ситуацию должна улучшить сеть магазинов белорусских товаров под брендом Belarus commodity center — первые торговые точки уже открыты, а всего их должно появиться около ста. Помочь взаимной торговле призвано и грузовое железнодорожное сообщение, организованное с недавних пор между нашими странами. Однако профессор Джао Хуэйжун, представительница Китайской академии общественных наук, на семинаре в Минске, посвященном сотрудничеству по реализации инициативы «Один пояс. Один путь», недавно заострила внимание на том, что контейнерные поезда, прибывающие из Китая в Беларусь, на обратном пути загружены не полностью. То есть потенциал этого способа логистики не используется отечественными производителями на 100 %. Почему? И что все же везут грузовые поезда из Минска в Китай? Разобраться «СБ» помогли специалисты Белорусской железной дороги.

...Грузовая станция Колядичи — образец урбанистической четкости: железнодорожные пути как главные магистрали, между ними стройные ряды и «кварталы» контейнеров с выверенными расстояниями «улиц», строгий алгоритм передвижений техники и персонала. Сюда, на терминал Республиканского транспортно–экспедиционного унитарного предприятия «Белинтертранс — транспортно–логистический центр» Белорусской железной дороги, преодолев тысячи километров, прибывают составы из Китая и отсюда же, уже с белорусскими товарами, отправляются в Поднебесную.

— Из Китая контейнерные поезда приходят три раза в неделю, а через день — из Литвы, они доставляют из порта Клайпеды товар, прибывший морем. А загружаем на Китай примерно раз в две недели, — вводит в курс дела начальник станции Кристина Давидович.

Огромный погрузчик захватывает сверху 40–тонный контейнер и буквально за минуту ювелирно перемещает его с платформы поезда на точно определенное место на площадке. Разгрузить и загрузить состав с помощью этой мощнейшей техники можно всего за 20 — 25 минут! Прибывающие из Китая составы, доставляющие ткани, металлоконструкции, оборудование, одежду, расформировываются для белорусских потребителей. А потом формируются новые, в которых наши товары поедут в Поднебесную.

Чтобы курсировал контейнерный поезд, нужно собрать определенное количество вагонов — иначе его будет просто нецелесообразно отправлять. В случае с Китаем это не менее 40 платформ. Иногда часть контейнеров едут порожними. Как правило, возвращаются пустыми в Китай те, из которых выгрузили товар и их нужно вернуть отправителю. Конечно, их можно заполнять белорусской продукцией. Хороший пример отправки целого состава с белорусским товаром — поезд с ламинатом предприятия «Кроноспан». А сегодня, 4 сентября, пилотный контейнерный поезд, заполненный молочной продукцией наших предприятий, впервые отправится на станцию Туаньцзецунь (г. Чунцин).

Сейчас ускоренные контейнерные поезда ходят из Беларуси в три города Китая: Чунцин, Сиань и Чжэнчжоу. Оттуда при необходимости груз доставят в любую точку страны автотранспортом. В Поднебесную мы везем мясную и молочную продукцию (особый упор на сыворотку и сухое молоко), пиломатериалы, растительное масло, искусственные волокна, капролактам — вещество, применяемое при изготовлении пластмасс, искусственных нитей, упаковочной пленки. Китайский рынок осваивают «Беллакт» и «Савушкин продукт», Березовский и Слуцкий сыродельные комбинаты, Верхнедвинский маслосырзавод, Минский и Калинковичский молочные комбинаты, Могилевский мясокомбинат, предприятия «Нафтан» и «Полимир», «Вудтехинвест» и «Форест Фактор» и другие. Например, в середине августа в городе Чэнду прошла дегустация блюд китайской кухни, приготовленных с использованием нашей говядины, — так было отмечено прибытие первого контейнера с мясом от одного из предприятий Минской области.

Кстати, где именно располагается производитель, решивший попробовать свои силы на китайском рынке, не важно. Товар заберут со склада в любой точке Беларуси, привезут в терминал, загрузят в контейнер и отправят по суше или морем. Морским путем дешевле, но дольше — от 45 до 60 суток. По железной дороге — до 20 дней. Это большое преимущество, например, для скоропортящейся продукции, которую перевозят в специальных рефрижераторных контейнерах. В течение всего пути они сохраняют ту температуру, которую укажет отправитель. О том, как меняется динамика взаимной торговли, Кристина Давидович судит из своего опыта:

— Два года назад на станцию из Китая прибывал один контейнерный поезд, а мы ничего не отправляли. Сейчас прибывают уже три. В этом году раз в 2 — 3 недели поступают заявки на отправку. Прогресс есть, появились постоянные поставщики. К нам часто приезжают китайские делегации смотреть терминал, мощности. Если учесть, что в Китае 23 провинции, а работаем мы с несколькими, поле для роста есть.

Кстати, посол Беларуси в Китае Кирилл Рудый отметил на семинаре в Институте экономики НАН, что импорт из Китая растет более высокими темпами, чем наш экспорт, — 128 % против 116 % за первое полугодие. Но при этом есть хорошая тенденция — меняется структура экспорта. Доля калийных удобрений, которая всегда была достаточно высокой и в 2015 году составляла 81 %, в последние годы сократилась до 65 %. А вот сельхозпродукция начинает занимать более сильные позиции — с 4 % в 2016 году до 13 % в этом. Очевидно, что все больше белорусских производителей ищут и находят свои ниши на китайском рынке.

Компетентно

Александр Евсюк, первый заместитель начальника службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности Белорусской железной дороги:

— С начала 2018 года из Беларуси в Китай по сухопутному маршруту отправлено 1 000 контейнеров с белорусской продукцией. Организация контейнерных перевозок идет во взаимодействии с Россией и Казахстаном, в рамках реализации китайской инициативы «Один пояс. Один путь». Это новое направление. Традиционно грузовые потоки между Беларусью и Китаем идут через порты Черного и Балтийского морей, в основном Клайпедский. Мы предлагаем альтернативу — сухопутные перевозки ускоренными контейнерными поездами. Это в 2 — 3 раза быстрее, чем морским транспортом, и в два раза дешевле, чем воздушным.

Сегодня для белорусских предприятий БелЖД в основном организует прицепку платформ для перевозки контейнеров к грузовым поездам Европа — Китай. Мы вынуждены применять такую технологию, так как экспортных грузов еще недостаточного для организации собственного контейнерного поезда регулярного сообщения с Китаем. Это наша цель, и дорога готова к такому формату.

Главный фактор, который сдерживает перевозки, — отсутствие субсидий со стороны Китая для наших предприятий. Например, для стран Евросоюза есть более 10 субсидий в разных регионах Китая, что дает существенное, от 30 до 40 %, удешевление транспортировки и позволяет товарам из Европы быть более конкурентными по сравнению с нашими. Ожидается, что этот вопрос будет вынесен на рассмотрение комиссии по торгово–экономическому сотрудничеству белорусско–китайского Межправительственного комитета. Если он будет решен, экспорт увеличится в разы и регулярное сообщение станет нормой.

В прошлом году мы провели большую работу с Российскими железными дорогами по снижению тарифов на перевозку контейнеров по территории РФ. Для грузов из Беларуси они были выше, чем для тех, которые шли из ЕС. В итоге тарифы уменьшились на 40 %, и это позволило белорусским экспортерам экономить от 1 200 до 1 500 долларов на одном контейнере. Сегодня задача БелЖД — оптимизировать логистику поставок на всем пути и предоставить более выгодную услугу.

Цифры «СБ»

За 2017 год из Беларуси в Китай было отправлено 1 262 контейнера: 67 % — через морские порты, 33 % — сухопутным ж/д маршрутом.

Кстати

Транзит через Беларусь контейнерных поездов Китай — Европа — Китай постоянно растет. В 2011–м их было всего 21, в 2017–м — уже 3 217.

 

Юлия Василишина

Советская Белоруссия

https://www.sb.by/articles/eksport-v-kitay-vstaet-na-relsy.html

04.09.2018

К списку новостей за 2018 год