Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Зачем рельсам костыли, а вагонам башмаки: как готовят железнодорожников-путейцев

10 июля

О том, как в столице готовят путейцев для Белорусской железной дороги (БЖД), корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали на Минской дистанции пути.

Обслуживает предприятие 4 направления: Минск—Орша, Минск—Брест, Минск—Осиповичи и Минск—Молодечно. В структуру входят 19 околотков, 69 путевых бригад, участки по ремонту искусственных сооружений, по эксплуатации и ремонту машин, механизмов и оборудования, другие подразделения. В ведении путевых бригад – 1 181 стрелочный перевод, 67 переездов и 16 глухих пересечений.

…В сопровождении представителя предприятия выходим на железнодорожное полотно. Осторожно двигаемся вдоль многочисленных рельсов. Терять бдительность здесь ни в коем случае нельзя. То и дело мимо проносятся составы, тепло- и электровозы, маневровые поезда. Приходим на один из участков станции Минск-Сортировочный, где трудится бригада монтеров пути под руководством Александра Федосюка. Вместе с бригадиром — 5 человек. В их числе молодой рабочий, монтер пути Денис Кривчик. Ловко орудуя большим молотком, он забивает под рельсу что-то, похожее на огромный гвоздь. Как оказалось, называется это костылем, хотя ничего общего с ортопедическим инвентарем не имеет.

— Зачем рельсам костыли? — поинтересовалась у путейца.

— Сначала укладывают шпалы, брусья, затем сверху специальные подкладки, а уж потом рельсы, — пояснил Денис. — Костыли загоняют в шпалу или брус таким образом, чтобы шляпка держала рельсу.

— И это уже навсегда?

— Нет, ничего вечного не бывает. В ходе эксплуатации, когда идут составы, отдельные компоненты от вибрации и нагрузки выходят из строя.

— Как же удается за всем уследить?

— Налажен постоянный контроль, наблюдение. Специалисты дистанции регулярно проводят профилактические осмотры путей. Также неполадки выявляют и наши бригады монтеров во время работ на железнодорожном полотне.

— В морозы тоже приходится трудиться?

— Зимой работать труднее, потому что плюс к холоду бывает еще и скользко, передвигаться надо очень осторожно. Очищаем от снега и наледи стрелочные переводы, пути, тормозные башмаки (устройства, предназначенные для остановки и закрепления вагонов в нужном месте. — Прим. авт.).

На участке Минск-Сортировочный грузонапряжение в разы больше, чем на любой другой станции Минского отделения БЖД. Но, несмотря на значительную нагрузку и ответственность, работа Денису кажется интересной и разнообразной. Сегодня — смена рельсов, завтра — шпал, послезавтра — брусьев… День на день не похож.

— Почему вы выбрали местом работы железную дорогу?

— На Минской дистанции пути трудились мои предки. Прапрадед пришел сюда примерно 150 лет назад. Потом его поочередно сменяли мои прадед, дедушка и отец. Прабабка и бабушка тоже железнодорожники. Я не мог нарушить династию. Поступил в Белорусский государственный университет транспорта в Гомеле. Но вскоре призвали на службу в ряды Вооруженных Сил. После армии в 2015 году устроился на Минскую дистанцию пути и продолжил учебу.

— Что здесь вначале показалось самым трудным?

— Тот же костыль забить не так-то просто. Ударишь сразу сильно — кусок металла может отлететь в лицо. Поэтому вначале надо сделать несколько легких, пробных ударов и только потом бить с силой. А еще здесь все время испытываешь сильное напряжение. Необходимо всегда быть внимательным и к себе, и к своим коллегам, следить за соблюдением техники безопасности, нормы охраны труда. Это не то место, где можно расслабиться. Работай и посматривай вокруг, ведь движение железнодорожного транспорта по путям не прекращается.

Тяжело поначалу было и физически. Денис сильно уставал, но постепенно освоился. Обучали бригадир Александр Федосюк, исполняющий обязанности дорожного мастера Александр Терех и другие опытные профессионалы. И конечно, в сложных ситуациях за советом Денис обращался к отцу и деду — потомственным железнодорожникам. Все это дало свои плоды. Уже через два месяца работы Денису Кривчику присвоили третий разряд монтера пути. А затем установили денежную надбавку по категории «профессиональное мастерство». Теперь кроме обязанностей по должностной инструкции молодой путеец имеет право выполнять дополнительные работы.

Этим летом Денис окончил четвертый курс Белорусского государственного университета транспорта. После защиты диплома по специальности «инженер-строитель путей и путевого сообщения» останется работать на дистанции. Высшее образование и практический опыт позволят ему продвигаться по карьерной лестнице.

Профессиональная подготовка специалистов железной дороги — процесс долгий и кропотливый.

— Труд путейцев не очень заметный, но на самом деле весьма ответственный, — отметил заместитель начальника по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Минской дистанции пути Сергей Гришель. — Ведь их задача — обеспечить безопасность и безаварийность движения, комфорт для пассажиров и сохранность перевозимых грузов.

Молодежи на дистанции много: средний возраст персонала – около 37 лет. Высшее образование имеют 86 человек, среднее специальное – 148, профессионально-техническое – 180. Пополнение приходит каждый год. Например, в 2016-м в коллектив влились около 80 выпускников вузов и ссузов с железнодорожным образованием, в 2017-м – еще 37. Нынче также ожидается 50 молодых специалистов. Плюс ежегодно около 30 человек проходит на предприятии производственную практику. Минская дистанция пути — одна из лучших на БЖД. Сюда едут перенимать опыт из разных уголков Беларуси.

— Традиционно трудовой стаж, независимо от образования, начинается у нас с рабочей должности, — продолжил С. Гришель. — В штате предприятия 19 мастеров, 5 начальников участка, главный инженер, руководитель Минской дистанции пути и 3 его заместителя. Каждый, в том числе и я, начинал с монтера пути. Потом продолжал бригадиром, дорожным мастером, начальником участка и двигались дальше. За вновь пришедшими всегда закрепляем самых опытных руководителей. Они учат и опекают новичков на первом рабочем месте, закладывают любовь к профессии. Поддерживаем их и материально: по коллективному договору иногородним на период статуса молодого специалиста компенсируются затраты на наем жилья в размере 10 базовых величин ежемесячно.

Молодых в обязательном порядке привлекают к участию в общественной жизни предприятия, в частности к спортивным мероприятиям. Арендуется спортзал для занятий футболом, есть где проиграть в теннис, бильярд, можно взять и бесплатный абонемент в бассейн.

— Тем, кто хочет у нас работать, но не имеет железнодорожного образования, помогаем поступить в колледж, расположенный на улице Семашко в Минске, — продолжил С. Гришель. — Люди учатся заочно и трудятся у нас. Могут продолжить образование и в вузе. Никто на одном месте не засиживается. На руководящие должности мы продвигаем своих сотрудников, которые прошли все ступени профмастерства начиная от рабочих.

 

https://minsknews.by/zachem-relsam-kostyili-a-vagonam-bashmaki-kak-gotovyat-zheleznodorozhnikov-puteytsev/

09.07.2018 16:08

К списку новостей за 2018 год