Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Language

Всегда по пути

4 июля

Вывеска на козырьке станции в молодечненском направлении глядит на холмы. Именно оттуда 3 июля 1944 года в сторону остановочного пункта, занятого немецкими эшелонами, пошли в наступление советские войска. Расчистили станцию и освободили город Заславль. Сегодня об этом напоминает памятная табличка на здании. Корреспонденты «Р» узнали, чем живет сегодня небольшой остановочный пункт с названием всей страны.

Вечное дижение

Минск — Молодечно — Минск — популярное направление. В часы пик региональные поезда ходят каждые 20 минут. За день станция обслуживает более двух тысяч пассажиров.

«На третий путь прибывает поезд городских линий до станции «Беларусь». Будет следовать в тупик», — гудок и голос диспетчера смыла волна шума проносящегося состава. Станция «Беларусь» — это вечное движение: поезда на путях, пассажиры на платформах.

Начальник станции Дмитрий Беляцкий показывает нам и невидимую сторону жизни железной дороги. Ведь «Беларусь» — это живой организм, в котором все взаимосвязано. «Релейная — сердце станции, — гордо представляет свою работу электромеханик Владимир Романовский. — В этом помещении все: стрелки, светофоры, рельсовые цепи». Он знает, как здесь поддерживается «кровообращение». «Моторчик» стучит, как тяжеловесные ходики. Аппараты вырабатывают коды: красный, желтый, зеленый. Локомотив принимает их и расшифровывает. Наверху, за пультом управления круглосуточно работает дежурный. Безопасность на железной дороге во многом на его плечах.

— Когда нужно провести работы на путях, работники согласовывают время с дежурным. Раньше стрелки вручную переводили, а с 1960-х годов рельсами в основном управляем автоматически, — объясняет электромеханик.

И снова гудок возвещает о прибытии поезда. Для Дмитрия Михайловича стук колес — неслышный, потому что привычный. Он руководит станцией уже десять лет. Окончил Белорусский государственный университет транспорта. Работал на станциях «Руденск», «Минск-Южный», а потом возглавил «Беларусь».

О другом жизненном пути Дмитрий Михайлович и не помышлял. Мама работала на железной дороге, жил в Орше на улице К. Заслонова. Герой Советского Союза до войны строил паровозное депо под Хабаровском, а в годы Великой Отечественной «Дядя Костя» подрывал немецкие паровозы. В 1941 году в составе группы железнодорожников Заслоно-ва отправили в тыл врага. Он командовал партизанами оршанской зоны и погиб во время боевой операции.

Но и сегодня легендарный «Дядя Костя» влияет на выбор профессии оршанцев. Например, супруга начальника работает по соседству, дежурной на станции «Ждановичи». Дмитрию Михайловичу нравится работа:

— Здесь нет рутины, постоянное движение — это и интересно. Люблю не только работать рядом с поездами, иногда и путешествую по железной дороге. Очень нравится.

О прошлом станции напоминают стенды исторической комнаты-музея, которую создал бывший начальник станции Сергей Сергеевич Лоба, отработавший здесь почти полвека! Есть здесь и железнодорожная станция «Изяславль», постановлением ЦИК БССР от 4 сентября 1925 года переименованная в станцию «Беларусь».

Бегут поезда через « Беларусь», бегут и события. Станция живет в такт стуку колес и времени.

— Впервые поезда городских линий в нашей стране пошли Именно до этой станции, — проводит по современным этапам остановочного пункта Дмитрий Беляцкий. — В 2014 году «Беларусь» принимала гостей Дня белорусской письменности в Заславле. А еще раньше обеспечивала движение грузов для подготовки города Молодечно к «Дажынкам». Мы принимали активное участие и в строительстве 2-й Минской кольцевой дороги. Станция стала лучшей по итогам 2014 года.

Сегодня, помимо пассажирских перевозок, обеспечиваем транспортировку грузов. В Заславле много предприятий, и эта услуга востребована. Принимаем и выдаем продукцию. Работаем со сборными, вывозными поездами. Это отцепка вагонов от поезда, прибывшего на станцию, под грузовые операции, а после — прицепка вагонов. Осуществляем подачу-уборку вагонов на погрузочно-выгрузочные и подъездные пути. Работаем и по другим востребованным направлениям.

Действительно, время и технологии изменили жизнь станции. И сегодня уже такими далекими видятся экспонаты из музея: стартстопный телеграфический аппарат для обслуживания связи на железной дороге, ручной керосиновый фонарь для подачи сигналов в ночное время. И даже куски прежних рельсов — когда-то и они, и поезда были легче. Сегодня составы тяжелее, а железная дорога — мощнее. И станция «Беларусь», хотя и стоит на привычном своем месте, но, как и вся страна, движется вперед.

 

Ольга Косякова

Рэспубліка
30.06.2018

К списку новостей за 2018 год