Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Приказано: жить

7 мая

В эти майские дни, напоенные ароматом сирени, радующие цветением садов и теплой погодой, свою 91-ю весну встречает участник Великой Отечественной войны, ветеран-железнодорожник Михаил ГИРИЛОВИЧ. За плечами этого мужественного человека-легенды — большая жизнь с ее радостями и горестями, борьбой с фашистской нечистью, упорным трудом и счастьем от сознания того, что мы живем под мирным небом.

Накануне великого праздника — Дня Победы — вспоминает Михаил Михайлович своих родителей: простых трудолюбивых крестьян, а также довоенную жизнь и учебу в сельской школе. Жили Гириловичи в деревне Черная Вирня Жлобинского района. У Михаила было три старших брата, которые помогали ему в учебе, а отец, глядя на то, как сидят они над книгами, любил повторять: «Мир освещается солнцем, а человек — знанием». Сейчас трудно сказать, о чем мечтал крестьянин Михаил Гирилович в те далекие довоенные годы... Одно бесспорно: он хотел, чтобы его сыновья выучились и пошли в большую жизнь образованными людьми, чтобы пользовались уважением среди товарищей, родных и сослуживцев.

К сожалению, этим отцовским помыслам не суждено было сбыться. Началась Великая Отечественная война, и трое старших сыновей Михаила Гириловича ушли на фронт, где пали смертью храбрых. Младший, Михаил, в 41 -м был четырнадцатилетним подростком и вслед за братьями рвался на фронт, но это было нереально. Парнишка стремился отомстить фашистам за их зверства и, как только представилась возможность, летом 1943 года ушел в партизаны. Тогда ему было 16 лет. Партизанский отряд имени Фрунзе, в котором он воевал с оружием в руках, в то время базировался неподалеку от его родной деревушки. Окружающую местность юный мститель знал хорошо и прекрасно ориентировался на ней. Среди партизан было немало земляков Михаила, в том числе и командир отряда Владимир Павлов.

В партизанах парень получил боевое крещение, ходил на задания, не жалел в схватках с гитлеровцами ни врага, ни себя. В 1944 году партизанский отряд в брянских лесах соединился с частями Красной Армии. И в этом же году Михаил Гирилович был направлен в 40-й учебный полк, где готовили младших командиров.

После войны, вплоть до 1951 года, он служил на Балтийском флоте, куда, как известно, слабаков не берут. К моменту призыва на флотскую службу Михаил уже имел боевой опыт, отличался крепким здоровьем, был честным, открытым, располагающим к себе человеком, готовым прийти на помощь товарищам. Он охотно постигал морскую науку, никогда не дрейфил и не прятался за спины других. Закаленный в боях с фашистами Гирилович бывал в ситуациях, когда приходилось смотреть смерти в глаза, и всякий раз фортуна спасала его, как бы приказывая долго жить.

Служба на флоте хоть и трудная была, но, по мнению Михаила Михайловича, морально и физически он был готов к ней и считал это не только сыновьим долгом, но и человеческим счастьем, которое не каждому дано. Уходя в морские походы, вспоминал свою малую родину, тосковал по ней.

Уволившись в запас, Михаил Гирилович вернулся на Жлобинщину. Этот край, где во время войны шли жестокие бои с гитлеровцами, восстанавливался благодаря энтузиазму людей. Они радовались победе и мирной жизни, верили в счастливое будущее. Гирилович тоже был из числа оптимистов, он хотел направить все свои усилия на какое-нибудь очень важное дело. Поразмышляв, выбрал железную дорогу. К трудностям ему было не привыкать, а на «железке» не забалуешь — работа там серьезная и ответственная.

Демобилизованного флотского парня, бывшего армейца, грудь которого была в орденах и медалях, с готовностью приняли на работу в паровозное депо. Такая крепкая молодежь, не по возрасту рассудительная, надежная и уже испытанная жизнью, там была очень нужна. Грядущие перемены на железной дороге обещали развитие отрасли и перспективы ее работникам, в том числе молодым.

Михаил Михайлович свою трудовую деятельность начал в депо кочегаром паровоза. Затем занимал должность помощника машиниста паровоза. Это было время, когда на стальной магистрали пахло гарью, керосином, смазкой, шпальной смолой, песком. Самое удивительное, что для Гириловича и многих его товарищей на железной дороге была своя романтика: огонь, вода, ветер, уголь, пар, скорость! И эта романтика самым непостижимым образом сочеталась с очень трудной работой: нужно было держать пар должного давления, а это своего рода искусство.

Позже Михаил Михайлович работал помощником машиниста крана на железнодорожном ходу. На заслуженный отдых ушел с должности машиниста-инструктора крановых бригад, отработав в локомотивном депо 36 лет. Он всегда был в гуще жизни коллектива, с которым шагал в ногу. Всегда гордился и гордится тем, что принадлежит к великой армии людей, называющих себя железнодорожниками.

С уходом Гириловича на пенсию в коллективе, конечно же, о нем не забыли. В Жлобинском локомотивном депо вообще отношение к ветеранам войны и труда трепетное и особое. Этим людям выказываются почет и уважение, которые они заслужили по праву всей своей жизнью.

— К сожалению, бег времени неумолим, и участники Великой Отечественной войны, трудившиеся в нашем депо, уходят из жизни, — с горечью говорит заместитель начальника депо Сергей Лашкевич. — Но в нашей памяти остаются те, кто ценой своей жизни и великим трудовым подвигом ковал победу над врагом. Достоянием истории стали имена многих работников депо, которые были призваны в Красную Армию и с оружием в руках защищали Родину от фашистского нашествия. На разных фронтах сражались Михайловский, Андрухов, Мартынов, Здоровцов, Глазков и многие другие. Во время войны профессии машиниста и помощника машиниста были боевыми — на своих рабочих местах эти труженики находились, как на фронте. Для обеспечения перевозок были созданы колонны особого резерва - НКПС. В них работали машинисты депо Майсейков, Будников, Сергеев, Кудрявцев и другие. Они не шли в наступление, не сидели в окопах, но почти каждый день попадали под жестокие бомбежки и артиллерийские обстрелы. Без их беззаветного и героического труда не готовилось ни одно наступление на врага.

Сергей Владимирович отмечает, что в ветеранской организации депо в прошлом году было пять участников Великой Отечественной войны. Но этих героических людей, которые являлись живой легендой нашей истории, становится все меньше. В прошлом году ушел из жизни машинист паровоза Евгений Анатольевич Пекарский. Нет среди нас и участника ВОВ бывшего начальника Жлобинского локомотивного депо Андрея Сергеевича Елисеева и других. Из участников войны в живых остался только Михаил Михайлович Гирилович.

Сегодня, 5 мая, у нашего уважаемого ветерана — очередная жизненная дата: ему исполняется 91 год. В эти яркие майские дни он принимает поздравления и с Днем Победы, и с днем рождения. Он выходит к гостям с улыбкой и в хорошем настроении, и грудь его — вся в наградах. В числе самых важных для него — орден Отечественной войны I степени, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другие. К многочисленным искренним и сердечным поздравлениям в адрес ветерана присоединяются руководство локомотивного депо, профсоюзная организация, совет ветеранов и трудовой коллектив. А для Михаила Михайловича главное - видеть такое же, как и 73 года назад, мирное небо над головой, цветение яблоневых садов и счастливые улыбки детей.

 

Валентина Шинкевич

Транспортная безопасность

05.05.2018

К списку новостей за 2018 год