Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Сотрудничество между железнодорожными администрациями Украины и Республики Беларусь — логистика взаимопомощи и развития

24 апреля

Подписан договор о сотрудничестве между «Укрзализныцей» и Белорусской железной дорогой.

15.03.2018 г. в Минске был подписан договор о сотрудничестве ПАО «Укрзализныця» с Белорусской железнодорожной администрацией. Белорусскую сторону представлял Начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов, украинскую — делегация во главе с и. о. председателя Правления ПАО «Укрзализныця» Евгением Кравцовым.

Предыдущий договор о железнодорожном сообщении через государственную границу (в рамках межправительственного соглашения Украины и Республики Беларусь) был подписан почти девять лет назад — 19.03.1999 г. Кроме того, договоры между КМУ и правительством Республики Беларусь о межрегиональном и приграничном сотрудничестве между нашими странами действуют с 22.05.2013 г.

Взаимоотношения между двумя соседними железнодорожными администрациями регулируются также через участие в работе Совета железнодорожного транспорта государств-участников Содружества.

Согласно тарифным условиям, которые были подписаны на пятом заседании Совета, ежегодно проводятся тарифные конференции полномочных представителей железнодорожных администраций государств СНГ, где согласуется и принимается тарифная политика железных дорог Украины и Республики Беларусь. И, наконец, Украина и Беларусь являются участниками договоренностей о международном грузовом сообщении (СМГС).

По словам операционного директора ПАО «Укрзализныця» Виталия Жураковского, украинских и белорусских железнодорожников связывают крепкие, отрегулированные добрососедские отношения.

«Белорусы работают четко, всегда идут навстречу в рабочих моментах, например, БЖД многократно помогала нам в ситуациях с дефицитом зерновозов или другого специализированного подвижного состава, конечно, не бесплатно. Наши соседи умеют считать деньги, но я считаю, что это совершенно нормальные, цивилизованные деловые отношения. Все возникающие вопросы решаются оперативно и в целом ситуация управляемая, что для нас, как для железнодорожников, главное», — оценил совместную работу «Укрзализныци» с БЖД В. Жураковский.

В 2017 Г. ОБЪЕМ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК МЕЖДУ УКРАИНОЙ И РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ ВЫРОС НА ТРЕТЬ.

Украинские и белорусские железнодорожники позитивно оценили итоги работы по грузовым и пассажирским перевозкам в сообщении Беларусь — Украина в 2017 г. и рассмотрели перспективы их развития в 2018 г.

Было отмечено, что в 2017 г. сформировалась положительная динамика роста объемов грузовых перевозок по ввозу, вывозу и транзиту. Так, объем перевезенных грузов по белорусско-украинским межгосударственным стыковым пунктам за 2017 г. составил 16,67 млн. т, что на 3,9 млн. т, или на 30,6% больше, чем за аналогичный период 2016 г.

По данным «Укрзализныци», наибольшую долю объемов составили экспортные перевозки из Украины в Республику Беларусь — 8 млн. т, это на 2,7 млн. т, или на 50,3% больше, чем за 2016 г. Увеличение произошло за счет стройматериалов.

Также значительную долю в объемах занимают импортные перевозки грузов из Беларуси — 6,3 млн. т, что больше на 331,7 тыс. т, или на 5,6% по сравнению с 2016 г. Основную часть в импортных перевозках составляют нефть и нефтепродукты и химические и минеральные удобрения.

Транзитные перевозки по территории Украины из Беларуси за 2017 г. составили 2,2 млн. т, что больше на 871,7 тыс. т, или на 65,7%. Значительно увеличились транзитные перевозки лесных грузов и черных металлов.

Транзитные перевозки в Беларусь составили 113,4 тыс. т, что на 0,5 тыс. т, или 0,5% меньше, чем за 2016 г.

Стороны заслушали итоги работы за 2017 г. по перевозкам контейнеров, в т. ч. поездом комбинированного транспорта «Викинг» и контейнерным поездом ZUBR. На сегодня эти совместные интермодальные проекты соединяют инфраструктуру морских контейнерных линий Балтийского региона с аналогичной инфраструктурой Черного моря.

Поезда «Викинг» и ZUBR отправляются с украинских станций три раза в неделю по установленному графику движения, независимо от количества вагонов в составе поезда. Для своевременного формирования групп контейнеров для включения их в состав поездов «Викинг» и ZUBR по территории Украины операторы поездов обеспечивают подачу подвижного состава под погрузку контейнеров заранее, по заявкам экспедиторов или грузовладельцев.

Объемы перевозок контейнеров в составе поезда комбинированного транспорта «Викинг» и контейнерного поезда ZUBR за 2016-2017 гг. и январь 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составляют:

По данным коммерческого департамента «Укрзализныци», основную номенклатуру перевозимых грузов в составе поездов «Викинг» и ZUBR в направлении Украины составляют: утиль сырье, одежда б/у, плитка керамическая, глицерин, табак, битумные полимеры, рыба свежемороженая, капролактам, масло нефтяное, бумага, трактора; в направлении Беларуси и Литвы — моющие средства, ферросилиций, древесина топливная, ферросиликомарганец, алкогольные напитки, цемент, каолин, изделия из камня; в направлении Латвии — ферросплавы; в направлении Молдовы — плитка керамическая.

Участники проектов ежегодно подводят итоги эксплуатации поездов «Викинг» и ZUBR, определяют недостатки и перспективы развития их функционирования.

Для эффективного развития проектов, привлечения дополнительных грузопотоков, а также координации работы по организации курсирования поездов ПАО «Укрзализныця» определила по своей территории следующих операторов: поезд «Викинг» — филиал «ЦТС «Лиски» ПАО «Укрзализныця», ООО «Трансконтейнер Украина», АО «ПЛАСКЕ» и ООО «Левада Карго»; поезд ZUBR — филиал «ЦТС «Лиски» ПАО «Укрзализныця».

Участники проекта активно работают в направлении увеличения грузопотока в составе поездов. На постоянной основе проводится работа по информационной поддержке поездов «Викинг» и ZUBR, результатом которой стало присоединение к проекту «Викинг» новых участников:

- 2012 г. — ЕООО «БДЖ — Грузовые перевозки» (Болгария);

- 2013 г. — ГП «Железная дорога Молдовы»;

- 2014 г. — АО «ЧФР Марфа»;

- 2015 г. — АО «Грузинская железная дорога»;

- 2016 г. — ЗАО «Азербайджанские железные дороги».

Вместе с тем, к проекту как ассоциированные участники присоединились в 2015 г. компании ЗАО CONTAINERSHIPS и АО «Пароходство Болгарский морской флот», и как операторы поезда по территории Финляндии — Steveco Logistics, Турции — компания GEFCO, и в 2016 г. — компания CAG Lojistik A. S. В настоящее время имеется заинтересованность АО «Грузинская железная дорога» в участии в проекте контейнерного поезда ZUBR.

Ранее стороны проектов «Викинг» (в соответствии с Соглашением о перевозке грузов поездом комбинированного транспорта «Викинг») и ZUBR постоянно применяли сквозные единые ставки на перевозку крупнотоннажных контейнеров, которые были неизменными с 2008–2009 гг.

По инициативе белорусской стороны тарифы на перевозки поездами «Викинг» и ZUBR были изменены. 28.12.2017 г. Белорусская железная дорога официально уведомила всех участников проектов «Викинг» и ZUBR о том, что с 1.01.2018 г. по 30.06.2018 г. (включительно) на перевозку крупнотоннажных контейнеров транзитом по территории Республики Беларусь в составе поезда комбинированного транспорта «Викинг» и контейнерного поезда ZUBR тарифы повышаются на 10%, в результате чего применение сквозных единых ставок на перевозки контейнеров оказалось невозможным.

Для урегулирования ситуации по перевозке грузов с использованием поезда комбинированного транспорта «Викинг» и учитывая положения Соглашения о действии единых сквозных тарифов в проекте «Викинг», для избежания потери объемов перевозок грузов в дальнейшем было принято решение поддержать позицию белорусской стороны по индексации на I полугодие 2018 г. транзитных тарифов на 10% - до уровня, действовавшего в течение 2017 г. на перевозки крупнотоннажных контейнеров.

Более подробно об этом сообщает коммерческий департамент «Укрзализныци»: «С целью увеличения объемов перевозок для транзитных грузов по территории Украины из/в Беларусь установлены конкурентные тарифы путем предоставления скидок к базовым ставкам Тарифной политики железных дорог государств-участников ОСЖД на перевозки грузов в международном сообщении в долларах США за 1 т при перевозке грузов по конкретным направлениям:

— 70% — для вакуумного газойля;

— 60-70% — для мазута по маршруту пограничные переходы Республики Беларусь — припортовые станции Украины в зависимости от годового объема перевозки по данным направлениям;

 60% — для нефти сырой;

— 45% — для черных металлов по маршруту пограничные переходы Республики Беларусь до погранпе-рехода Львовской железной дороги;

— 58% — для черных металлов по маршруту пограничные переходы Республики Беларусь — припортовые станции Украины;

— 50-57% — для древесины в зависимости от ежемесячного объема перевозок;

— 30-57% — для лесоматериалов по маршруту Удрицк/Бережесть — Одесса-Лиски в зависимости от ежемесячного объема перевозок;

— 48% — для кислоты нитрилакриловой по маршруту пограничные переходы Белорусской железной дороги — Рени-Порт;

— 22-30% — для сахара по маршруту пограничные переходы Республики Беларусь — переходы Республики Молдова в зависимости от ежеквартального объема перевозок;

— 62% — для удобрений калийных, фосфатных и смешанных по маршрутам пограничные переходы Белорусской железной дороги — украинские припортовые станции».

Вопрос дальнейшей дифференциации тарифов на транзитные перевозки контейнеров, в т. ч. одиночных, группами и в составе поезда будет рассмотрен на внеочередном совещании 28—29.03.2018 г. в Минске.

Подписанное Соглашение о сотрудничестве в организации и осуществлении международных пассажирских и грузовых перевозок через белорусско-украинскую государственную границу отдельным пунктом предусматривает паритетное содержание железнодорожной инфраструктуры приграничных участков.

Белорусская сторона проинформировала о проведенных работах по электрификации железнодорожных участков за период 2011–2017 гг., поставках нового электроподвижного состава и о планах по электрификации участка Жлобин — Калинковичи — Барбаров в период 2018–2020 гг. в соответствии с Государственной программой развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016-2020 гг.

БЖД выразила заинтересованность во взаимодействии с украинскими коллегами по вопросу перспектив электрификации железнодорожных линий на приграничных направлениях Калинковичи — Коростень и Гомель — Чернигов. Украинская сторона обещала рассмотреть возможные сроки и этапы реализации проектов электрификации железнодорожных линий на направлениях Коростень — Калинковичи и Чернигов — Гомель.

Программой мероприятия также было предусмотрено рассмотрение вопросов по организации приема/передачи грузовых поездов, вагонов и контейнеров через пограничные железнодорожные переходы, работы локомотивов и локомотивных бригад на приграничных участках, взаимного использования парка грузовых вагонов.

Железнодорожные администрации планомерно уходят от бумажных накладных, переходя на электронные аналоги. Стороны обсудили положение дел по организации железнодорожных перевозок между Республикой Беларусь и Украиной на основе юридически значимых электронных перевозочных документов (накладных СМГС). Белорусская сторона высказала просьбу об ускорении украинской стороной процесса согласования направленного проекта Соглашения о взаимодействии Доверенных третьих сторон Государственного объединения «Белорусская железная дорога» и ПАО «Укрзализныця» при осуществлении трансграничного электронного документооборота при перевозках в двустороннем железнодорожном грузовом сообщении.

ПРИМЕЧАНИЕ

Ранее, 21.05.2013 г., было заключено Соглашение об осуществлении перевозок грузов, а также приватных, арендованных порожних вагонов между Украиной и Республикой Беларусь по безбумажной технологии с внедрением электронного документооборота. На основании заключенного Соглашения состоялись тестовые перевозки порожних вагонов по электронной накладной СМГС.

Стороны отметили позитивные тенденции в развитии пассажирских перевозок — по итогам работы за 2017 г. в сообщении БеларусьУкраина международными пассажирскими поездами перевезено 333,8 тыс. пассажиров, что составило 106,3% к уровню 2016 г.

В рамках переговоров проговаривались вопросы дальнейшего развития международного железнодорожного пассажирского сообщения между Республикой Беларусь и Украиной, состоялся обмен информацией о принимаемых мерах, в т. ч. в сфере тарифной политики и маркетинговых инициатив.

На страничке ПАО «Укрзализныця» в Фейсбук Е. Кравцов рассказал, что «Укрзализныця» и Белорусская железная дорога в ответ на спрос и потребности пассажиров активно развивают международное пассажирское сообщение. «Пассажирское сообщение между Республикой Беларусь и Украиной постоянно увеличивается, в среднем ежемесячно путешествуют около 20 тыс. пассажиров. Но наши планы касаются не только сообщения между Республикой Беларусь и Украиной. Мы надеемся на то, что совместно с литовскими и латвийскими железными дорогами продолжится проработка вопроса организации курсирования нового поезда сообщением Киев — Минск — Вильнюс — Рига», — сообщил глава «Укрзализныци».

На сегодня, в соответствии с действующим графиком движения поездов, потребности в международных пассажирских перевозках между Республикой Беларусь и Украиной обеспечиваются курсированием семи пассажирских поездов и шести — в приграничном пригородном сообщении.

 

Алиса Пинчук

Транспорт

2018 № 3

 
К списку новостей за 2018 год