Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Language

На созданных своими руками тренажёрах обучает будущих машинистов 78-летний преподаватель Николай Моторин

21 февраля 2018

Доброта, интеллигентность, багаж знаний, невероятная работоспособность, доступность изложения самого сложного материала… О человеческих качествах и профессионализме 78-летнего преподавателя Гомельского колледжа — филиала БелГУТа Николая Иосифовича Моторина его ученики могут рассказывать бесконечно. А их у него, без всякого преувеличения, тысячи.

- Кто-то нажил материальные блага, а у меня, перефразируя строку известной песни, мои ученики — моё богатство. Я уверен: в том, что стал преподавателем, а не практиком, как мечталось в юности, повинно провидение, — вспоминает Николай Иосифович. — В 1970 году, будучи уже без пяти минут выпускником БИИЖТА, поехал в Минск сдавать экзамен на право управлять тепловозом. И, наверное, удивил экзаменаторов смекалкой, умением излагать сложный материал. Вот и получил от руководства предложение — стать преподавателем специальных дисциплин в Гомельской технической школе машинистов локомотива (сегодня — Дорожный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров). Здесь я задержался на всю свою долгую трудовую жизнь, работал даже после выхода на пенсию: 14 лет — преподавателем и 23 года — заместителем начальника по учебно-производственной работе.

За годы преподавания дал путёвку в жизнь большому отряду машинистов тепловозов, электровозов, дизель- и электропоездов. Весом его вклад в развитие и укрепление учебно-материальной базы центра. Изданный совместно с преподавателем Станиславом Крупеней учебник «Управление тепловозом, дизель-поездом и их техническое обслуживание» долгие годы является настольной книгой для учащихся профильных учебных заведений и локомотивных бригад. За многолетний труд отмечен знаками «Почётный железнодорожник», «Выдатнік Беларускай чыгункі", «Ганаровы транспартнік». Мог бы, конечно, работать в центре и дальше, но его опыт, знания потребовались в Гомельском колледже — филиале БелГУТА, в который он перешёл в 2008 году.

В учебном заведении о Николае Иосифовиче с любовью говорят: «Он из категории «таких больше нет». Несмотря на почтенный возраст, даёт фору молодым, работает с удовольствием, заражая своим отношением к делу других преподавателей и учащихся.

Придя в колледж, Николай Иосифович начал с того, чем занимался в Дорожном центре по подготовке кадров. А именно, с изготовления наглядных пособий. Стал объединять умных, способных ребят в кружки технического творчества. Совместно изготавливались плакаты, разнообразные технические средства обучения. Что примечательно, на призыв их сделать охотно откликаются бывшие ученики, работающие уже много лет на железной дороге. Для них это такая удивительная возможность пообщаться с любимым преподавателем и помочь реализовать его замыслы. В итоге были собраны электрические схемы всех имеющихся на железной дороге тепловозов, электровозов, моторовагонного подвижного состава. Затем преподаватель перешёл к новому, не менее важному этапу своей работы в колледже, — созданию действующих тренажёров и внедрению их в учебный процесс. В прошлом году в колледже был смонтирован тренажёр «Электропоезд ЭР9», что очень актуально, так как этот тип подвижного состава начал эксплуатироваться в регионе. Для его создания руководство Гомельского отделения Белорусской железной дороги предоставило необходимые материалы. Преподаватель убеждён:

- Тренажёры помогают учащимся усваивать сложный материал в ясной и доступной форме, вызывают интерес к знаниям. А потому все вместе не перестаём экспериментировать. И этому, что очень приятно отметить, способствует то, что в колледже приветствуется нестандартная, поисковая форма проведения урока.

Кстати, руководство колледжа использует тренажёрные комплексы и в профориентационной работе. В 2016–2017 годах Николай Иосифович провёл семь занятий для учащихся средних учебных заведений нашей области, в Великом Новгороде, чем вызвал интерес у ребят к колледжу.

Не каждый сможет преподавать сложные специальные дисциплины, объединённые в понятие тягового подвижного состава. У наставника при этом должна быть не просто искра, а техническая жилка. А она у Николая Иосифовича от отца, который работал дорожным мастером дистанции пути Юго-Восточной железной дороги, что в Воронежской области. Семья, в которой рос Николай, была большая: восемь детей. Поэтому на свой хлеб перешёл после окончания семи классов. Тяга к знаниям подстегнула поступать в железнодорожное училище в Саратовской области. Получив специальность бригадира по текущему содержанию пути, распределился в местную дистанцию, где за два года вырос от старшего путевого рабочего до бригадира. Своеобразной точкой отсчёта, началом увлечения и последующей большой любви к технике стала служба на Балтийском флоте. Служил в машинном отделении — самом сердце боевого корабля, оснащённого по последнему слову техники.

Как считает Николай Иосифович, дизельные установки кораблей, на которых он служил, во многом совпадают с техническими характеристиками тягового подвижного состава. Перед демобилизацией в 1965 году он был уже главным корабельным старшиной. Его сослуживцы поехали поступать в российские вузы, а он — в Гомель. Наслышан был, что в БИИЖТе сильнейшая учебная база по подготовке кадров для стальной магистрали. Выбрал специализацию «тепловозы и тепловозное хозяйство». Днём учился, по вечерам и ночам подрабатывал на гомельском вокзале — разгружал вагоны. На старших курсах на каникулах работал действующим помощником машиниста. Так закалялся характер, росло мастерство. Воспитали с женой Розой, кстати, тоже закончившей БИИЖТ, двоих сыновей. А ещё у Николая Иосифовича есть два взрослых внука, одного из которых назвали в его честь, и три правнучки. Для них он не просто любимый дедушка, но и наставник. И его жизнь — образец для подражания. Для родных людей и тысяч учеников, все из которых любимые.

 

Евгения Мироновская

http://newsgomel.by/news/na-sozdannyh-svoimi-rukami-trenazhyorah-
obuchaet-budushchih-mashinistov-78-letniy-prepodavatel

20.02.2018 16:50

К списку новостей за 2018 год