Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Language

Когда все под контролем

20 января 2018

Накануне Нового года в концертном зале Дворца культуры железнодорожников в Витебске прошел праздничный концерт. Но вначале всех собравшихся со 155-летним юбилеем дороги поздравил первый заместитель Начальника БЖД Игорь Шилов и в торжественной обстановке вручил начальнику Витебского отделения Алексею Булкину диплом Министерства транспорта и коммуникаций за III место в смотре-конкурсе «Лучшее информационное обеспечение охраны труда».

В отделении всегда ответственно подходят к вопросам организации работы по охране труда. Нынешнее признание на уровне Минтранса лишь подчеркивает правильность выбранного курса. О том, какая работа проводится на предприятии в этом важном направлении, рассказал начальник отдела охраны труда и промышленной безопасности Витебского отделения Белорусской железной дороги Андрей ЛЫЧКОВ.

— Для участия в конкурсе нужно было представить определенные материалы, показывающие как саму работу, так и ее эффективность, — говорит Андрей Николаевич. — Мне трудно судить, что в первую очередь повлияло на итоги конкурса, поскольку информационное обеспечение вопросов охраны труда у нас играет важную роль. По поручению службы ОТ и промышленной безопасности Белорусской железной дороги была разработана и внедрена автоматизированная система «Охрана труда», позволяющая оптимизировать вопросы, связанные с обеспечением безопасных условий труда.

Андрей Николаевич в своем рабочем кабинете на компьютере открывает программу и заходит в «Журнал нарушений».

Здесь фиксируются все нарушения охраны труда по каждому структурному подразделению нашего отделения, — поясняет Андрей Лычков. — В частности, сейчас мы видим, как работник одного из предприятий проигнорировал требования технологии выполнения работ на объекте в средствах индивидуальной защиты. Стоит дата нарушения, видны меры административного воздействия. Работник лишен талона предупреждения № 1 из удостоверения по охране труда. Его изъятие автоматически приводит к лишению премиальных до 50 процентов. В случае еще одного нарушения будет изъят талон предупреждения № 2, а это уже лишение премиальных на 100 процентов. Третий подобный случай обернется лишением талона предупреждения № 3, что чревато непродлением контракта. Учитывая, что данные в этом журнале доступны как на самом предприятии, так и в Витебском отделении и Управлении Белорусской.

— Белорусской железной дороги, ни один факт не остается без внимания. Но, главное, прослеживается четкая взаимосвязь между нарушением требований охраны труда и благосостоянием нарушителя. Проще говоря, о том, что при строительстве необходимо надевать каску, а при работе на токарном станке — защитные очки, известно каждому. Но иногда строители позволяют себе ходить без каски, а токари обходятся при работе за станком без защитных очков. Жесткая привязка вопросов соблюдения элементарных мер защиты к распределению премиальных заставляет каждого сотрудника соблюдать меры предосторожности.

Для чего необходимо внедрение автоматизированной системы охраны труда? Как известно, одной из важнейших проблем на предприятиях и в организациях является обеспечение безопасности и безвредности производства, а также профилактика травматизма и заболеваний, связанных с неблагоприятными условиями труда.

Для решения указанной проблемы необходимы соблюдение соответствующих правовых и технических норм в области безопасности и гигиены труда, правильная организация трудового процесса, постоянный контроль и отчетность перед вышестоящими административными и хозяйственными органами. Однако серьезной трудностью при решении подобных задач является то, что многие руководители среднего звена, а часто и рядовые работники не владеют доскональными знаниями в области техники безопасности и охраны труда. Выдвигая на передний план экономические задачи, они часто не соблюдают при этом ни правил охраны труда, ни санитарных норм, установленных для параметров рабочей зоны и экологии окружающей среды. Кроме того, порой у них отсутствует необходимая документация, регламентирующая законодательную и нормативную базу в области охраны труда и промышленной безопасности для конкретного производства или вида трудовой деятельности.

Безусловно, не следует уменьшать сложность решения подобных задач, поскольку на каждом производстве существуют свои травмирующие и вредные для здоровья факторы, связанные с трудовым процессом. Белорусская железная дорога — это сложный механизм. Для машиниста тепловоза одни требования, для строителя — другие, для фрезеровщика — третьи. Только наиболее полный и постоянный мониторинг опасных и вредных производственных воздействий, а также вызываемых ими случаев травматизма и заболеваемости позволит разработать комплекс защитных мероприятий, обеспечивающих безопасность и безвредность условий трудовой деятельности.

Автоматизированная система охраны труда, разработанная программистами информационно-вычислительного центра Витебского отделения и внедренная на Белорусской железной дороге, не только позволяет видеть всю картину в целом, но и является незаменимым помощником для каждого ответственного лица. Начиная от специалистов отделов ОТ подразделений, мастера, главного инженера и начальника предприятия до руководителей более высокого звена.

— Информационное обеспечение вопросов охраны труда у нас играет важную роль, ведь это одна из приоритетных задач предприятия. Мы понимаем, что обязаны проинформировать каждого работника о существующих рисках, говорит Андрей Лычков. — Но проинформировать — это только половина успеха. Важно заставить работника соблюдать установленные требования и контролировать весь процесс. С помощью автоматизированной системы я в своем кабинете вижу все подразделения. Перед глазами — все работники Витебского отделения: около 9 тысяч человек. На учете — даже те, кто никогда ничего не нарушал. О каждом можно получить информацию. В личной карточке работника — время приема на работу, профессия, должность, проведение инструктажей, проверка знаний, медицинское обследование и получение средств индивидуальной защиты...

Инструктажи, проверка знаний, проведение медицинских осмотров — важный элемент в работе начальника отдела охраны труда. В автоматизированной системе мы видим, где проведена проверка знаний, а где нет. Инженерам по ОТ не нужно вести вручную протоколы по проверке знаний. А значит, им стало легче. Более того, система облегчает контроль за общей ситуацией.

После внедрения автоматизированной системы охраны труда на Витебском отделении Белорусской железной дороги уменьшилось количество повторяемых нарушений. Как говорится, люди учатся на чужих ошибках. Снижается и общее число нарушений. Наиболее распространенные из них — игнорирование использования средств индивидуальной защиты, пользование неисправным инструментом или приспособлениями, нарушение технологии, когда не выполняются промежуточные операции. Причины большинства нарушений — личная неосторожность и безалаберность, недобросовестность.

Кроме того, в отделении внедрена автоматизированная система «Контроль состояния промышленной безопасности». С ее помощью, например, осуществляется техническое освидетельствование грузоподъемных механизмов. Программа позволяет контролировать сроки технического освидетельствования и техническое диагностирование оборудования на всех объектах повышенной опасности. Если время просрочено — в программе этот пункт выделяется красным цветом. Главный инженер видит, когда и что надо диагностировать.

— Использование программного обеспечения в вопросах охраны труда не отменяет практику применения наглядной агитации, — продолжает Андрей Николаевич. — Образно говоря, плакат «Не влезай, убьет!» по-прежнему актуален. На предприятии ведется постоянное и планомерное обновление наглядной агитации по вопросам охраны труда. Добиться идеала очень тяжело. Это работа всего коллектива — как руководителей, так и каждого работника.

Огромная роль в вопросах охраны труда принадлежит обучающим программам.

Буквально недавно на станции Чепино был снят журналом ОТТБ учебный фильм по безопасной эксплуатации водогрейных котлов. В нем четко от начала до конца рассказано о правильной эксплуатации котельного оборудования. Например, как производится чистка котла или его аварийная остановка. Это наглядное пособие будет применяться на всей дороге. Сценарий фильма писал старший инспектор по котлонадзору Витебского отделения Геннадий Журов со специалистами службы охраны труда и промышленной безопасности Управления Белорусской железной дороги, а наши работники выступали в роли главных героев.

Реализация конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда является одной из приоритетных задач государства. Очевидно, что среди важнейших рычагов для их решения — информационное обеспечение как организаций, так и непосредственно самих работников по вопросам охраны труда.

Конкурсы, направленные на пропаганду основных направлений и приоритетов государственной политики в данной области, совершенствование информационного обеспечения на местах, привлечение внимания к вопросам улучшения условий труда и культуры производства, изучение и распространение передовых форм и методов организации работы по охране труда, активизацию профилактики по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний дают возможность качественно улучшить работу. Проведение ежегодных смотров-конкурсов в Министерстве транспорта и коммуникаций стало традицией — они стимулируют работу предприятий, играют профилактическую роль в предупреждении несчастных случаев и профзаболеваний, а также повышают заинтересованность работодателей в создании здоровых и безопасных условий труда.

 

Геннадий Закржевский

Транспортная безопасность

20.01.2018

К списку новостей за 2018 год