Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Железнодорожники Шестуновы

24 ноября 2017

Сколько династий дали железной дороге наши Калинковичи со времени открытия здесь движения в 1882 году? Десятки? Нет, наверное, уже сотни. Определенно можно сказать одно — профессиональная преемственность присуща калинковичским железнодорожникам. И семья Шестуновых — характерный тому пример.

Дом у дороги

Судьба этой семьи тесно связана с железной дорогой еще с довоенных времен. А началось все с далекие 30-е годы прошлого столетия, когда на магистраль пришел молодой путевой рабочий Сергей Шестунов. Сорок пять лет отработал он путейцем, 35 из них в должности бригадира. Бригада Шестунова была лучшей в Калинковичской дистанции пути. Добросовестный труд Сергея Тимофеевича отмечен медалью «100-летие Белорусской железной дороги», нагрудными знаками «Отличник-путеец» и «Отличный работник».

Жена и верная спутница жизни Сергея Шестунова Татьяна Павловна – также железнодорожница. Ровно четверть века она отработала билетным кассиром, продолжала трудиться на родном остановочном пункте «Полесье» и в пенсионном возрасте.

Из пяти детей только дочь Мария стала учительницей, а остальные четверо связали свою жизнь с «железкой». Но об этом чуть позже. Пока же мысленно отправимся в начало 50-х ХХ века, в небольшую хатку Шестуновых на окраине Рудни Горбовичской, что «притулилась» у самого железнодорожного полотна. По дороге круглосуточно проносятся поезда как грузовые, так и пассажирские, так что жизнь семьи проходит под постоянный стук колес, как и у героев, повести Михася Лынькова «Міколка-паравоз».

Спешат по своим неотложным делам пассажиры. В деревне нет остановочного пункта, и люди идут за билетами прямо к Шестуновым, где в одной из двух комнат хатки установлены стол и кассовый аппарат.

Пока отец на работе, а мать занята выдачей проездных билетов, дочери Мария, Анна и Ольга помогают по хозяйству: уберут в доме, начистят картошки, выполнят другую посильную детям работу. У парней Сергея и Ивана — другие хлопоты: принести воды да дров. Управившись, дочери внимательно присматриваются к матери, как она вежливо обращается с пассажирами, как профессионально выполняет работу кассира. Интересуются. Расспрашивают. Просят разрешения самим постоять за кассой. Мать доверяет, но контролирует и думает про себя: «Может, кто-то из них пойдет по моим стопам?»

Вслед за мамой

Так и произошло. Профессию матери выбрали Анна и Ольга. Анна Шестунова сразу пошла в швеи и шесть лет отработала на промкомбинате. Но поняла, что это дело не ля ее. Как говорится, родительские гены позвали на железную дорогу. Начинала она дежурной по выдаче справок, а затем двадцать пять лет трудилась билетным кассиром на станции Калинковичи. Она — «Выдатнік чыгункі».

В августе нынешнего года Анна отпраздновала 55-летнюю годовщину семейной жизни с супругом Владимиром Ефимовичем, кстати, сыном путевого обходчика.

Пожилая семейная чета не скучает на пенсии. Проживая на даче в Антоновке, они ухаживают за домашним хозяйством, огородом и садом. Владимир Ефимович с детства любит пчел и занимается их разведением. Анна Сергеевна увлечена выращиванием цветов.

Родственники, друзья и знакомые Владимира и Анны Змушко с уверенностью вам подтвердят, что даже после стольких лет семейной жизни супруги не утратили теплых чувств друг к другу.

Анна Сергеевна с уважением говорит о муже:

— Мой Владимир 43 года отработал водителем крана в тресте «Главполесьеводострой». Он — шофер I класса. На работе его ласково называли «трудоголик», потому что человек очень любил свое дело и полностью ему отдавался.

Быстро и незаметно, по словам супругов, пролетело время. Будто вчера они поженились, а вот уже столько лет идут по жизни душа в душу! Но главное — встретили очередной юбилей совместной жизни с радостью и гордостью за своих детей, за прожитые вместе годы.

Они вырастили и воспитали троих детей, дали им хорошее образование. Старший сын Александр — директор нефтяной компании Нижневартовске. Дочь Татьяна трудится в Калинковичском РУЭС. А самая младшая Ирина продолжила династию железнодорожников.

У Анны Сергеевны и Владимира Ефимовича пятеро внуков и столько же правнуков, которые с удовольствием навещают своих дедушку и бабушку в Антоновке.

— Володя и Аня для меня, после родителей, первый пример во всем: в жизни, в работе, в семейных отношениях, — говорит Ольга Шестунова.

Сама она сразу после школы пошла, работать в справочную калинковичского вокзала, а затем перешла на должность билетного кассира. Словом, повторила трудовой путь старшей сестры Анны. Они и трудились одно время вместе под руководством вначале Федора Ивановича Воронцова, а затем Владимира Францевича Герина – нынешнего начальника вокзала. В 1986 году Ольга Сергеевна, решившись на перемены, переехала в далекий Нижневартовск, где трест «Белнефтедорстрой» прокладывал автодороги к нефтяным скважинам. Там она работала оператором котельной в ДСУ-39. Впечатлений, конечно, таежный край оставил немало, но окончательно и бесповоротно влюбить в себя полешучку не смог. Сердце Ольги Сергеевны все время рвалось домой, на калинковичскую землю, и через семь лет она вернулась на малую родину, на родное предприятие и стала работать дежурным помощником начальника вокзала. Всего же за плечами Ольги Сергеевны 31 год железнодорожного стажа.

Много общего в биографии родных сестер Анны и Ольги Шестуновых. Вот их дочери Ирина и Светлана трудятся старшими билетными кассирами на вокзале в Калинковичах, продолжая дело своих матерей.

Сын же Ольги Сергеевны Павел живет и работает в Минске. Наибольшую радость бабушке Оле приносят успехи ее внуков — Таисии и Ивана.

Непроходящая боль

Необходимо рассказать и о судьбе сыновей Сергея Тимофеевича и Татьяны Павловны — Сергея и Ивана.

О братьях написал журналист Александр Грушецкий 5 августа 1972 года в районной газете «За камунізм»:

“Па слядах бацькоў пайшлі і дзеці Сын Іван пасля службы ў арміі вярнуўся дамоў, а потым паехаў у Гомель, каб набыць прафесію чыгуначніка. Цяпер ен працуе памочнікам машыніста цеплавоза. Камсамолец любіць працу, як і бацька, сумленна адносіцца да яе. Перад выездам у рэйс па некалькі разоў старанна аглядае лакаматыў. Але чаго толькі не бывае. Непрадбачаная сітуацыя здарылася і ў гэтым рэйсе. Іван вёў састаў на Оўруч. Недалека ад Ельска ён заўважыў, што трэснула аўтацыстэрна. Гэта ж парушэнне!

Вагон давялося адчапіць. За пільнасць яму аб’явілі падзяку і ўзнагародзілі грашовай прэміяй

А колькі радасці ў Таццяны Паўлаўны, калі ўдалечыні ў акенцы цеплавоза паказваецца Сяргей! Параўняўшыся, сын кіўне галавой. А на твары — вяселая ўсмешка. Значыць, усе добра. Маці памахае рукой. Шчаслівага шляху, сынок!

Адстукалі колы. Далека відаць апошні вагон. А маці стаіць і ўсе глядзіць у той бок. Яна ганарыцца сынамі і хвалюецца за іх. А праз некалькі гадзін зноў выходзіць сустракаць эшалон, які вядзе Сяргей з адваротнага рэйсу.

Мне остается добавить, что Сергей учился вместе с братом Иваном в Гомельской дорожной технической школе. Там получил специальность помощника машиниста, а начинал свой трудовой путь в Калинковичской дистанции пути рабочим на мотовозе, потом работал помощником машиниста мотовоза. Какое-то время Сергей Сергеевич был помощником и машинистом в локомотивном депо Калинковичи. Основная же веха в его трудовой биографии связана с ОАО «Калинковичихлебопродукт», куда он пришел в 1980 году и почти 30 лет отработал машинистом тепловоза. Не одну тонну зерна и других необходимых предприятию грузов перевез за это время Сергей Сергеевич.

Иван же стал машинистом на маневровых локомотивах, а с 1995 по 2010 годы работал председателем профкома на родном предприятии — локомотивном депо, награжден знаком «Выдатнік чыгункі». Огромным, ничем невосполнимым горем и непроходящей болью для всех стал уход из жизни Ивана Сергеевича в 2011 году.

Сергей, Анна и Ольга Шестуновы сегодня на пенсии, но династию железнодорожников, как вы уже знаете, продолжают двоюродные сестры Ирина и Светлана. Кроме того, разъездными билетными кассирами на станции Калинковичи уже три года работает внучка Сергея Сергеевича Вероника.

Время идет. У Шестуновых подрастают правнуки, и как знать, может, и кто-то из них продолжит трудовую династию? Во всяком случае, такого варианта нельзя исключать.

 

Сергей САКОВИЧ

Калінкавіцкія навіны

23.11.2017

http://www.knews.by/?p=40633

23.11.2017

К списку новостей за 2017 год