Опасность — исключить
27 ноября 2017
Опасность — исключить
Всякое движение таит в себе опасность, поэтому не случайно железную дорогу называют зоной повышенной опасности. По этой причине среди многочисленных факторов, характеризующих деятельность железнодорожного транспорта, безопасность движения играет первостепенную, главенствующую роль.
Среди актуальных вопросов, рассмотренных участниками семинара «Обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспорта», проведенного в рамках деловой программы XI Белорусской транспортной недели, стала тема контроля за обеспечением безопасности движения поездов.
О работе, проводимой ГО «Белорусская железная дорога» в этом направлении, рассказал заместитель главного дорожного ревизора по безопасности движения поездов Николай Улащик.
В соответствии со статьей 26 Закона о железнодорожном транспорте организациями железнодорожного транспорта общего пользования обеспечиваются безопасность движения и эксплуатации железнодорожных транспортных средств и безопасные условия перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа. Обследование на предмет соответствия требованиям эксплуатации и безопасности движения проводит ГО «Белорусская железная дорога». Осуществление контроля и обеспечение безопасности движения поездов регламентированы пунктами 11 и 13.7 Устава БЖД, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.01.2009 № 19.
Во исполнение требований закона и устава в Управлении и отделениях Белорусской железной дороги созданы структурные подразделения. В число их основных задач и входит организация данной работы. В отделениях ее ведут аппараты главного ревизора по безопасности движения поездов, в Управлении — служба безопасности движения поездов.
Основополагающим документом в данной работе является приказ Начальника Белорусской железной дороги от 05.01.2012 № 4Н «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности движения поездов на Белорусской железной дороге». Документ позволил создать работоспособную систему, направленную на профилактику и предупреждение нарушений безопасности движения поездов, а также установил порядок расследования этих нарушений.
В обеспечении бесперебойного функционирования созданной системы на первом месте находится работа ревизоров по безопасности движения поездов как отделенческого, так и дорожного уровня. Они должны найти пути своевременного вскрытия недостатков и воздействия на «узкие» места в работе железнодорожного транспорта общего пользования таким образом, чтобы ошибки, недоработки и упущения отдельных железнодорожников не заканчивались нарушениями.
Работа в данном направлении проводится в плановом порядке. Прежде всего, это комплекс взаимосвязанных организационных, технических, экономических и социально-психологических мероприятий, направленных на усиление дисциплины и повышение надежности в работе технических средств.
Планирование всего комплекса работ проводится ежегодно, более детально — ежемесячно. В основе планирования — анализ состояния безопасности движения поездов, требования приказов и распоряжений руководства магистрали по вопросам обеспечения безопасности.
В целях выявления «узких» мест в организации перевозочного процесса и для разработки предложений по повышению уровня безопасности существующая ситуация постоянно анализируется. Данные материалы подразделяются на годовые и периодические (месячные, квартальные).
Годовой анализ составляется по каждому отделению и в целом по ГО «Белорусская железная дорога». Периодические анализы предназначаются для объективной оценки обеспечения безопасности движения поездов и составляются службами Управления Белорусской железной дороги, непосредственно участвующими в перевозочном процессе, а также отделами отделений дороги по отраслям и аппаратом главного ревизора по безопасности движения поездов отделения дороги. Основной задачей такого анализа, прежде всего, является определение главных причин, повлекших нарушение безопасности движения поездов. Их устранению уделяется основное внимание.
В целом анализ должен быть непрерывным и наглядным. Ведь на основе полученных данных и данных за аналогичный предыдущий период, а безопасности движения поездов планируется таким образом, чтобы он как можно больше времени находился на предприятиях, среди непосредственных исполнителей.
В качестве профилактических мер по предупреждению нарушений безопасности движения поездов можно выделить проводимый еженедельно единый День безопасности, в течение которого руководители и специалисты структурных подразделений Управления Белорусской железной дороги, руководители организаций и их структурных подразделений должны посетить трудовые коллективы, встретиться с работниками, тщательно изучить положение дел и дать оценку проводимой деятельности по организации безаварийной работы. Проведение дней безопасности позволяет своевременно вскрывать недостатки, оперативно принимать меры по их устранению, а в случае необходимости привлекать к ответственности работников, допустивших нарушения.
Положение о порядке передачи информации, служебного расследования, разбора и учета нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на Белорусской железной дороге утверждено приказом № 4Н-2012. Документ устанавливает классификацию нарушений безопасности движения поездов, единый порядок передачи информации о допущенных нарушениях безопасности движения поездов, отказах технических средств, порядок и сроки служебного расследования, разбора и учета нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на Белорусской железной дороге, разработки мер по их предупреждению.
В соответствии с положением нарушения безопасности движения в поездной и маневровой работе классифицируются на транспортные происшествия и события, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В основу классификации транспортных происшествий (а это — крушения и аварии) положены тяжесть последствий от причиненного вреда здоровью человека и материальные убытки.
К событиям, связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, относятся 33 вида нарушений безопасности движения поездов, которые по характеру случая, величине различного вида последствий несут угрозу обеспечению безопасности движения поездов.
Служебное расследование нарушений безопасности движения поездов в зависимости от классификации проводят руководители Белорусской железной дороги, структурных подразделений ее управления, руководители подведомственных организаций и их структурных подразделений. Расследование случаев нарушений безопасности движения возлагается на руководителей организаций БЖД и их структурных подразделений.
По окончании расследования в установленные сроки проводится оперативное совещание по разбору нарушения безопасности движения поездов под председательством лица, возглавлявшего служебное расследование. На основе материалов служебного расследования транспортного происшествия, результатов проведенных проверок разрабатываются и осуществляются мероприятия по предупреждению повторения подобных нарушений.
Проводимая на Белорусской железной дороге работа по контролю за обеспечением безопасности движения поездов позволила снизить количество нарушений безопасности движения поездов с 2000 по 2016 год втрое (со 195 до 60 случаев).
Достигнутый положительный результат обеспечения безопасности движения — это правильное и экономное использование имеющихся ресурсов, позволившее повысить уровень безопасности движения поездов и качество предоставляемых услуг.
Елена Петрова
Транспортная безопасность
27.11.2017