Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Контейнерные надежды

29 ноября 2017

В рамках XI Белорусской транспортной недели состоялась международная научно-практическая конференция «Контейнеризация и эффективное управление в цепях поставок». Представители органов госуправления и заинтересованные участники внешнеэкономической деятельности обсудили наиболее волнующие в данной сфере вопросы, рассмотрели предложения бизнес-сообщества, наметили амбициозные планы на будущее

ПРЕИМУЩЕСТВА — В УНИВЕРСАЛЬНОСТИ

Сегодня в мировой логистике существуют два основных фактора, определяющих прогресс в развитии всех видов транспорта. Это активное использование контейнеров как основной логистической единицы при перевозке товаров и переход на электронное взаимодействие между участниками цепей поставок. Из года в год спрос на такой способ транспортировки растет — в первую очередь по причине его удобства и универсальности: обеспечивается не только быстрое проведение погрузочно-разгрузочных работ, но и высокая степень защищенности товаров от хищений, природных явлений и механических повреждений во время хранения и перевозки. А большое разнообразие контейнеров позволяет перевозить практически любые грузы.

По информации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, сегодня в мире до 98 % товаров в таре транспортируется в контейнерах, а доля нетарированных грузов составляет около 70 %. Неуклонно увеличивается объем контейнерных потоков в направлении Китай — Европа - Китай. По данным Координационного совета по транссибирским перевозкам (КСТП), в 2016 г. объем товаров, перемешенных в рамках данного маршрута, составил более 20 млн. контейнеров в 20-футовом эквиваленте, а товарооборот достиг 109 млрд. долл.

Активная контейнеризация различных видов транспорта и развитие мультимодальных перевозок привели к формированию транспортных сухопутных мостов, которые пролегают и через территорию Беларуси. Сегодня по железной дороге нашей страны транзитом перемещается чуть менее 1 % товаров, следующих по маршруту Китай — Европа — Китай. Однако, по мнению экспертов, на этот участок пути может быть переключено до 5 % перевозок данной цепочки. Но для этого необходимо развивать соответствующую инфраструктуру — создавать новые специализированные порты и депо, сухопутные контейнерные терминалы.

Кроме того, в целях привлечения части товаропотоков на евроазиатские, в том числе и белорусские, маршруты таможенными органами, железнодорожными администрациями, почтовыми операторами заинтересованных стран совместно с Всемирным почтовым союзом, Всемирной таможенной организацией, Организацией сотрудничества железных дорог разрабатывается проект по организации перевозок международных почтовых отправлений в универсальных контейнерах с помощью железнодорожного транспорта. Успех реализации этой задумки в условиях нашей страны во многом зависит от качества предлагаемых сервисов, скорости и регулярности перевозок, степени сохранности грузов. В связи с этим, согласно представленному на конференции докладу Министерства транспорта и коммуникаций, в Беларуси необходимо принять ряд мер: обеспечить движение контейнерных поездов по твердому расписанию, внедрить электронный юридически значимый документооборот, перейти на использование цифровых пломб и меток для автоматической идентификации транспортных средств и почтовых отправлений.

— Сегодня в нашей стране цифровые технологии активно внедряются во многие сферы, — отметил председатель Ассоциации международных экспедиторов и логистики «БАМЭ» Николай Горбель —

И на данный момент главная задача — объединить существующие фрагменты безбумажной торговли в единую национальную систему и создать цифровые коридоры, которые позволят нашим участникам ВЭД наладить связи с зарубежными партнерами. Для этого следует устранить неравномерность уровня информатизации различных контролирующих органов и транспортной системы, а также обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие при осуществлении административных процедур.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

С основными направлениями развития железнодорожных контейнерных перевозок в Беларуси участников конференции ознакомил первый заместитель начальника службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности Белорусской железной дороги Александр Евсюк. По его словам, несмотря на то, что такой способ доставки грузов является востребованным и перспективным во всем мире, его доля в общем объеме отечественных железнодорожных перевозок пока невелика — всего 3 %. Это связано в первую очередь с тем, что приоритет по-прежнему отдается автотранспорту в силу его некоторых преимуществ — в частности, возможности быстрой организации перевозки и доставки в любую точку страны от двери до двери.

Тем не менее, с учетом мировых тенденций и участия Беларуси в реализации глобальных проектов, например таких, как китайская инициатива «Один пояс, один путь», развитие контейнерных перевозок для БЖД является одной из стратегических целей. Так, в июне 2017 г. разработана концепция развития контейнерных перевозок до 2020 г., в соответствии с которой планируется реализовать ряд важных задач. Среди них — предоставление полного комплекса необходимых услуг с помощью современных информационных технологий, а также обеспечение доступности, оперативности и простоты их получения, использование эффективных транспортно-логистических схем доставки, формирование конкурентоспособных тарифов и развитие терминальной инфраструктуры. Докладчик отметил, что в последнем случае, исходя из предполагаемого увеличения объемов контейнерных перевозок в международном сообщении, Белорусской железной дороге следует проработать вопросы концентрации контейнерных терминалов на границе с Евросоюзом. Кроме того, одним из перспективных направлений является развитие контейнерных хабов — своеобразных логистических центров, в которые поступают партии грузов с дальнейшим распределением по местам их назначения, — в крупных международных узлах.

— Помимо этого, ожидается запуск специализированного интернет-портала, содержащего всю необходимую информацию о контейнерных перевозках. Также планируется наладить обратную связь с клиентами для ускорения и упрощения их обслуживания. В последнем случае, получив ключ удаленного доступа к соответствующей информационной системе, пользователи смогут осуществлять различного рода запросы, просматривать данные действующего договора, лицевого счета, акты выполненных работ, акты сверки и многое другое, — рассказал Александр Евсюк.

ТАМОЖЕННЫЕ НОВАЦИИ

Развитию контейнерных перевозок в Беларуси во многом способствует совершенствование таможенного администрирования. В Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, который вступит в силу 1 января 2018 г., основной упор делается на активное использование в таможенной сфере информационных технологий и организацию взаимодействия между таможенными и иными государственными органами, а также участниками ВЭД посредством обмена сведениями и документами в цифровом формате. Реализована возможность использования механизма «единое окно», определен приоритет электронного декларирования. Помимо этого, ТК ЕАЭС установлена возможность подачи предварительной информации в виде электронного документа с использованием цифровой подписи.

Вместе с тем, как отметил главный инспектор отдела организации перемещения под таможенным контролем главного управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Андрей Полянский, успешное взаимодействие сторон во многом зависит от желания и умения субъектов хозяйствования применять современные технологии в своей практической деятельности.

В настоящее время проводится эксперимент по автоматическому выпуску (без участия должностного лица таможни) отдельных категорий товаров в соответствии с таможенной процедурой транзита. Так, за январь — сентябрь нынешнего года РПТО, размещенными в автодорожных пунктах пропуска, «в автомате» выпущено более 2,3 тыс. транспортных средств. С начала нового года, согласно ТК ЕАЭС, этот эксперимент станет обычной практикой.

— Преимущества автовыпуска состоят в том, что при отсутствии контакта между таможенным инспектором и перевозчиком исключаются любые коррупционные проявления. Кроме того, данный подход значительно ускоряет процесс осуществления таможенной процедуры транзита: как правило, на различные документарные формальности затрачивается около 20 минут вместо нескольких часов, — подытожил Андрей Полянский.

К эксперименту по автоматическому выпуску транзитных товаров не так давно подключился и железнодорожный транспорт. Так, с 6 июля по 30 сентября 2017 г. в РПТО «Молодечно» подобным способом было оформлено 1264 контейнера. Таким образом, взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности и таможни переходит на новый, прогрессивный уровень, что, в свою очередь, должно оказать положительное влияние на развитие отечественной бизнес-среды и рост экономического потенциала Беларуси в целом.

 

Марина Бруяко

Таможенный вестник

2017 № 11

К списку новостей за 2017 год