Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Language

Историческая магистраль

4 августа 2017

Первой железнодорожной линией, проложенной на белорусской земле, стал участок Гродно-Поречье.

От областного центра до приграничного местечка, расположенного среди живописных ландшафтов вблизи озера Молочное, без малого 30 километров. Пожалуй, побывать здесь стоит каждому, кто неравнодушен к истории Беларуси, — дорога займет чуть более получаса. Отсюда началась история Белорусской железной дороги. Поречье стало первой станцией, с которой почти 155 лет назад отправился первый в нашей стране поезд.

— А ведь стены эти еще в царские времена построены, — улыбается Василий Лазаренков, начальник станции Поречье, и приглашает на экскурсию в музейную комнату. В ней скрупулезно и бережно собрана богатая экспозиция: старые фотографии, газетные вырезки, документы, дорожные атласы и карты, нехитрые приспособления, железнодорожники в прошлом веке. Василий Федорович 17 лет возглавляет станцию и знает о ее истории почти все.

Начало строительству участка железнодорожного пути на белорусских землях положил циркуляр государя императора: по его «высочайшему повелению имеет быть начато сооружение Санкт- Петербургско-Варшавской железной дороги».

Строительство железнодорожного полотна курировали инженеры, выписанные из Парижа. Основной же рабочей силой были мужицкие артели из центральных российских губерний, которые уже имели опыт строительства Московско-Петербургской линии. Рельсы доставляли из Новгорода и Брянска, вагоны — из Риги, паровозы — из Тулы, а мелкое чугунное литье — из Сморгони.

— Здесь местность была болотистой, — рассказывает Василий Лазаренков. — Строительство линии велось одновременно со стороны Варшавы и Санкт-Петербурга, причем по тем временам с невероятной скоростью.

Историки того времени диву давались: вокзал в местечке получился богаче и больше, чем в губернском городе. «Построение в 30 верстах от Гродно громадной второклассной станции Поречье и при ней большого числа железнодорожных складов и мастерских; между тем в Гродно была сооружена крохотная трехклассная станция», — писал известный историк Гродненщины Евстафий Орловский.

До середины 90-х годов прошлого века поезда из Поречья расходились по трем направлениям: Вильнюс, Друскининкай и Гродно. Сейчас десяток дизель-поездов курсируют только в сторону областного центра.

Станция была знаковым местом и для советских кинорежиссеров: в местечко почти каждый год приезжали съемочные группы «Беларусьфильма» и Литовской киностудии. Старинный железнодорожный вокзал запечатлен в фильмах «Зимородок», «Двое на острове слёз», «Меня зовут Арлекино», «Живой срез» и других.

Поречский железнодорожный участок стал знаковым и для дорожного рабочего Иосифа Мазюка. Участие в его строительстве принимал его прапрадед. Представители этой династии более 700 лет (таков суммарный стаж) обеспечивают безопасность движения поездов.

— У нас в семье все путейцы, — признается Иосиф Станиславович. — Отец 53 года проработал здесь бригадиром, дед всю жизнь трудился на железной дороге. Да и я уже 40 лет стажа имею. По стопам старших пошел и мой сын Андрей. Иначе, наверное, и быть не могло: я родился под стук колес в доме для рабочих в 10 метрах от путей.

...На прощание Василий Федорович делится своей мечтой о том, что когда-нибудь, как и 155 лет назад, из Санкт-Петербурга в Варшаву и другие европейские города можно будет попасть кратчайшим путем — через Поречье.

Театрализованное представление «Прибытие первого поезда из Санкт-Петербурга»

на станции Поречье.

 

Инна ДОБРЫДЕНЬ

Беларускі час

04.08.2017

К списку новостей за 2017 год