Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Language

Весь транспорт — под контролем

10 июля 2017

26 июня работники органов прокуратуры отметили 95-летие со дня ее образования.

Транспортная является специализированной и входит в единую систему органов прокуратуры Республики Беларусь. Наш собственный корреспондент Геннадий Закржевский накануне этой даты встретился с прокурором Витебской транспортной прокуратуры, старшим советником юстиции Александром Цариковым.

— Александр Анатольевич, что входит в ваши обязанности?

— Транспортные прокуроры расследуют уголовные дела о преступлениях, отнесенных законом к подследственности следователей прокуратуры, совершенных на полотне железной дороги, вокзалах, платформах, остановочных пунктах (в пределах посадочных платформ), в поездах и другом подвижном составе, на территориях станций (в границах входного и выходного светофоров железнодорожных путей) со всеми зданиями и сооружениями, грузовыми дворами, контейнерными площадками (пунктами), стационарными прирельсовыми складами, сортировочными рампами, пакгаузами и ангарами, в полосе отвода вне населенных пунктов, на железнодорожных подъездных путях общего пользования от стрелки примыкания до откидного бруса или знака границы подъездного пути, на территориях и объектах, расположенных в границах аэропортов, в зданиях аэровокзалов (кроме преступлений, посягающих на установленный порядок таможенного регулирования), на воздушных, речных и морских торговых судах, в речных портах, на причалах и пристанях, а также совершенных по службе работниками железнодорожного, водного, воздушного транспорта, промышленного железнодорожного транспорта, транспортного строительства. Расследование преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта независимо от государственной или ведомственной принадлежности транспортных средств осуществляется по месту их совершения, а на судах и самолетах, приписанных в Республике Беларусь, находящихся вне ее территории, — по месту приписки.

Транспортные прокуроры и их заместители с участием следователей, судебно-медицинских экспертов, специалистов железнодорожного, водного, воздушного транспорта обязаны незамедлительно выезжать на места катастроф, крушений и аварий, гибели людей и других происшествий, повлекших тяжкие последствия.

Словом, Транспортная прокуратура следит за обеспечением законности на всех видах транспорта. Кроме того, под ее надзором находятся Витебская таможня, филиал Транспортной инспекции Минтранса по Витебской области, представители ТИ по маломерным судам и Белорусской инспекции речного судоходства в Витебской области.

Оршанский регион до сих пор обслуживала Оршанская транспортная прокура­тура. Однако согласно Указу Президента Оршанская и Барановичская транспортные прокуратуры с 1 июля ликвидируются. Участки оршанского региона переходят к нам. В нашу зону ответственности войдет вся Витебская область. В Орше в штате Витебской транспортной прокуратуры будут постоянно находиться мой заместитель и помощник прокурора. Словом, у нас расширяется зона обслуживания.

— 2017 год скоро перешагнет свой экватор. Чем можете похвастаться?

— Что касается преступности, то она снизилась в целом на 30 процентов, по линии уголовного розыска - на 20 процентов. Среди правонарушений - в основном кражи личного имущества. Летом с увеличением пассажиропотока растет и число злоумышленников. Но раскрываемость у нас высокая - около 80 процентов.

Большую помощь оказывает техническое обеспечение объектов транспортной инфраструктуры. Только в Витебске на железнодорожном вокзале располагается около 160 камер видеонаблюдения, а всего их в витебской зоне обслуживания - более 350. Все точки, где могут происходить преступления, перекрыты видеонаблюдением.

— Лето — это еще и школьные каникулы...

— Нас очень радует снижение преступности среди несовершеннолетних. Если в 2015-м имело место шесть фактов правонарушения, то в 2016-м и за прошедший период 2017 года не было ни одного. Правда, это не повод, чтобы расслабляться.

Бесконтрольность подростков, нахождение их на железнодорожных путях приводят к печальным последствиям. Буквально несколько дней назад в Витебском районе подростки забросали камнями пассажирский состав. К счастью, никто не пострадал. Об этом инциденте в милицию доложил помощник машиниста. Проводится расследование.

— Транспортная прокуратура всегда уделяла большое внимание профилактике травматизма на железной дороге...

— Это — одна из основных наших задач. И если в 2016 году на обслуживаемой нами территории было травмировано 13 человек, из них девять - смертельно, то в этом году травмы получили четыре человека, в том числе два - смертельные.

К несчастным случаям приводит игнорирование элементарных требований безопасности. В прошлом месяце на железнодорожных путях получил травму мужчина. Как впоследствии выяснилось, он был глухонемым, поэтому не слышал ни шума приближающегося поезда, ни звуковых сигналов, которые подавал машинист. Впрочем, аналогичная ситуация возникает, когда люди идут в наушниках. В прошлом году в районе станции Лучеса при аналогичных обстоятельствах был травмирован спортсмен. Он остался жив, но о большом спорте ему теперь придется забыть.

Стоит отметить, что на железной дороге большое внимание уделяется профилактическим мероприятиям. Все предупреждающие знаки установлены, сообщения о необходимости соблюдать осторожность на вокзалах и в поездах периодически звучат из репродукторов. Проводятся пейды сотрудников милиции вместе с членами добровольной дружины. Кстати, при Витебском отделении Белорусской железной дорги создано 17 добровольных дружин: десять – в Витебске, семь – в Полоцке.

— В последнее время достаточно регулярно появляются сообщения о контрабанде сигарет в Евросоюз с помощью железнодорожных составов.

— Это еще один значимый вопрос, который постоянно находится на нашем контроле. Контрабанда сигарет в Латвию - очень доходный бизнес, а потому контрабандисты работают, как каскадеры. Порой на ходу, когда поезда встречаются, они запрыгивают в вагоны с углем, идущие в соседнюю страну, и прячут там сигареты. В Полоцке задержана организованная группа из 13 человек. Возбуждено уголовное дело.

— А еще в Витебской области постоянно кто-то врезается в продуктопровод с дизтопливом.

Врезки в трубопроводы были, есть и будут. Любители легкой наживы не переведутся никогда. А это - простой способ завладеть имуществом с наименьшими потерями и наибольшей выгодой. Продуктопровод «Гомель- транснефть» идет по территории семи районов Витебской области. В Сенно и Миорском районе находятся перекачивающие станции, которые создают давление. Обнаружить врезки тяжело. В этом году мы их еще не находили, однако ранее была задержана преступная группа. Дело передано в суд, под следствием - восемь человек. Их сообщник на перекачивающей станции поставлял необходимую информацию. Достаточно сказать, что рукав от продуктопровода на заброшенный хутор имел протяженность около двух километров. Дизтопливо сливалось и впоследствии реализовывалось. В этом случае мы имели дело с организованной преступностью. Не каждый сможет осуществить врезку в продуктопровод, где топливо подается под давлением.

Чтобы исключить преступные действия, работает служба собственной безопасности, организовано постоянное патрулирование, отслеживаются показатели давления в трубе. Но преступным бизнесом занимаются неглупые, знающие специфику работы люди. К тому же они привлекают квалифицированных специалистов. Мы здесь можем лишь проконтролировать, как организована работа службы собственной безопасности и как соблюдаются установленные требования.

— На каком виде транспорта наиболее четко соблюдается законодательство?

Железную дорогу царь-батюшка построил с таким запасом прочности и дисциплины, что люди, приходя работать на магистраль, невольно проникаются этим духом. Там действительно железная дисциплина. Поезд должен идти по расписанию, и сбои в работе в принципе недопустимы…

— А как быть с железнодорожными переездами?

— В этом году ДТП на них, к счастью, не было, а в 2016-м зафиксировано два происшествия. Кстати, в зоне нашей ответственности находится 268 неохраняемых железнодорожных переездов. Нами регулярно проводятся рейды, ведется профилактика.

В прошлом году за нарушение правил проезда через железнодорожные пути к ответственности было привлечено 35 водителей, в этом году - восемь. Как правило, все надеются проскочить. Многие знают, что сигнал срабатывает за 300 метров по хвосту и за 800 - по голове поезда. Но то, с какой скоростью в данный момент движется состав и только ли в одном направлении, неизвестно.

— К представителям транспортных предприятий вопросов у вас возникает немного. А пассажиры доставляют проблемы?

К сожалению, как только человек садится в вагон, у него возникает желание выпить и поесть. Потом начинаются тосты за знакомство, а вот чем все закончится... Но мы боремся с этим явлением. Пьяный человек не всегда контролирует свое поведение. Со своей стороны мы рекомендуем работникам железной дороги активнее привлекать пассажиров за распитие спиртных напитков. При посадке в вагон в пьяном виде надо смелее отказывать пассажиру в праве на поездку, сообщать о таких фактах работникам милиции, чтобы они составляли административные протоколы. Про распитие спиртного в вагоне сообщать через машинистов в милицию, которая встретит поезд на ближайшей станции. Можно снять пьяного человека с поезда. Были такие случаи. Уже в этом году милиционеры отстранили от поездки четырех человек.

— А что делать пьяному, если его снимут с поезда?

Это его проблемы. Никто пить не заставляет. Если человек ведет себя нормально, с поезда его не снимут. Хотя проводники не хотят вмешиваться, мы ориентируем их, чтобы они исполняли свои обязанности. Кстати, к ним тоже иногда возникают вопросы. Был случай, когда проводники после рейса в парке отстоя были замечены за распитием спиртных напитков.

— Сейчас железнодорожники активно борются и с курильщиками...

На станциях для курения выделены специальные места, а в поездах курить запрещено. Контролем занимаются работники милиции и проводники.

— Самая распространенная в общественном транспорте кража - мобильного телефона. Какова раскрываемость таких преступлений?

Примерно 60 процентов. Техника шагнула далеко вперед. Если с краденого ноутбука вышли в Интернет или позвонили с ворованного мобильного телефона, мы видим это и даже знаем местонахождение гаджета. Кроме того, при желании можем увидеть и всех пассажиров. В этом году мужчина забыл в вагоне планшет, написал заявление. Мы вычисляли по видеозаписи людей, выходивших на следующих станциях. Вышли на семейную пару. Установили, что люди ехали на дачу, определили ее местонахождение. Человек сознался, что взял забытый планшет и пользовался им. Открывал файлы, а потом, испугавшись ответственности, выбросил его. Мужчина добровольно возместил ущерб потерпевшему. Было принято решение прекратить уголовное дело с привлечением виновного к административной ответственности.

Также нами раскрыта кража кошелька по карте скидок «Евроопт». В Витебске в Транспортную милицию обратилась женщина, которая рассказала, что у нее пропал кошелек. Вскоре всплыла информация, что по ее карточке приобрели товар в Минской области. Как выяснилось, карточку с кошельком украла подруга, которая ехала вместе с ней.

Чтобы избежать неприятностей, советуем пассажирам найденное имущество сдавать проводнику, начальнику поезда или сотруднику милиции. К тому же на вокзалах есть камеры хранения забытых вещей.

 

Транспортная безопасность

08.07.2017

К списку новостей за 2017 год