Романтика больших дорог: где учат помощников машиниста
14 июля 2017
Учащихся колледжа железнодорожников иногда путают с летчиками. Почему так получается и как проходит обучение будущих помощников машиниста, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».Сейчас второкурсник Минского государственного профессионально-технического колледжа железнодорожного транспорта имени Е.П. Юшкевича Алексей Бутримович проходит практику. Пока как слесарь по ремонту подвижного состава. В будущем есть перспектива стать помощником машиниста электровоза или тепловоза. Правда, в Европе помощника у машиниста уже нет. В том числе в стране-соседке Литве. В прошлом году на встрече администрации колледжа с руководством БЖД этот вопрос обсуждали. Преобразования, скорее всего, будут. Колледж готов к тому, чтобы выпускать и машинистов, — есть современное оборудование и необходимые тренажеры. Все учащиеся уже сейчас могут научиться управлять поездом или в рамках учебной программы, или в объединении по интересам.
Алексей, например, научился. Но на практике свои знания еще не применял, да и побыть правой рукой машиниста ему предстоит на третьем курсе.
Дефицита абитуриентов учебное заведение не испытывает. Наиболее популярные у ребят специальности — помощник машиниста и проводник вагонов. Понятно, перспектива поездить по стране и за ее пределами волнует молодую кровь. Замечено, что в колледж идут романтичные натуры. Но при этом они несут в приемную комиссию документы об образовании с высоким средним баллом. Так, в прошлом году среди будущих помощников машиниста проходной балл (обучение на базе 9 классов. — Прим. авт.) составил 7,59! Солидный показатель и у проводников — 7.
А ведь работа непростая. Воображение рисует картинку: в красивой форме встречаешь пассажиров, вместе с ними отправляешься в дальнее странствие. А на деле и вагон убрать надо, и матрасы потаскать, и общий язык с самыми разными людьми найти…
— Пассажирские поезда Минского вагонного участка — лучшие в СНГ, — уверен Алексей.
Конечно, может показаться, что полный энтузиазма учащийся дает преувеличенную оценку работе наших железнодорожников. Однако директор колледжа Владимир Русак, человек не только знающий от и до белорусскую железную дорогу, но и часто путешествующий на поездах стран-соседей, эту оценку подтверждает:
— Вот как у москвичей? Уборку вагонов осуществляет специальная экипировочная бригада в начале и конце движения поезда. А наши проводники следят за чистотой вагонов на всем пути следования.
— А как помощнику стать машинистом?
— Нужно отработать в качестве помощника минимум полтора года, затем пройти курсы в учебном центре БЖД, выдержать экзамен.
— Есть ограничения по здоровью?
— И очень серьезные! Почти как у космонавтов. В последние годы наметилась неутешительная тенденция: на стадии приемной кампании отсеиваем по состоянию здоровья 4-5 учебных групп — практически половину набора. Чтобы поступить на помощника машиниста, нужно пройти ЭКГ, УЗИ сердца, брюшной полости и другие медицинские исследования. Зрение — только единица на оба глаза…
Главный герой нашего рассказа Алексей Бутримович пришел на встречу в красивой форме синего цвета. Говорит, она визитная карточка колледжа. Требования в учреждении к внешнему виду единые, в форме ходят на работу и преподаватели. На кителе — позолоченные пуговицы, погоны. По последним можно определить «ранг» учащегося: есть лычка — значит, староста или его помощник. Еще один отличительный знак — нашивка БЖД. На ней изображена колесная пара с крыльями. Крылатый символ часто вводит в заблуждение несведущих — ребят путают с летчиками.
— Крылья для меня — это полет. Всем в шутку отвечаю: наши локомотивы не ездят, а летают, — смеется Алексей.
Он ведет нас на экскурсию в учебный кабинет. Подводит к тренажеру — аналогу пульта машиниста.
— Поступая сюда, понимал, что эта работа потребует большой ответственности, — говорит парень, усаживаясь в кресло машиниста. — Ты едешь в начале состава, а за тобой — сотни людей…
Тренажер не только учит управлять электровозом, но и помогает отрабатывать различные сложные ситуации: движение ночью, в дождь, снег или туман. Мы с Алексеем отправляемся в виртуальное путешествие по участку Минск — Барановичи. Перед нами — большой экран, который отображает реальные пейзажи за окном кабины.
— Разогнаться не проблема. Самое сложное — вовремя остановить поезд, ведь его тормозной путь составляет в среднем один километр, — уточняет Алексей.
Мы «едем» со скоростью 35 км/ч. На мониторе высвечивается допустимая — 65 км/ч.
— Если превышаешь, автоматически срабатывают тормоза. Поезд будет полностью остановлен. То же произойдет, если машинист не подтвердит свою бдительность, — говорит юноша.
На пульте управления в процессе движения время от времени загорается красный треугольник, и в кабине звучит резкий сигнал. После этого в течение 7 секунд машинист обязан среагировать — нажать на кнопку бдительности. Так система проверяет, не уснул ли он. Треугольник загорается чаще, когда состав подходит к станции или приближается к светофору, подающему красный сигнал. В такие ответственные моменты помощник машиниста даже не садится.
Что испытывают ребята, когда впервые заходят в кабину машиниста, а не в вагон в качестве пассажира?
Заместитель директора по производственному обучению колледжа Дмитрий Стурлис:
— Вспоминаю, как это было у меня. Пришел на практику — попал на тепловоз. Страшно, ведь раньше видел машину лишь в неподвижном состоянии. А тут машинист запускает двигатель, и земля словно из-под ног уходит. Казалось, полетели, как на крыльях, а не по рельсам поехали. И все, что ни говорил машинист, выполнял моментально.
В апреле ребята из колледжа Евгений Грицук и Руслан Теленков ездили в Вильнюс на международный конкурс профессионального мастерства учащихся по компетенции «Машинист локомотива». Задания были непростыми, особенно практическая часть — управление тепловозом на симуляторе, но парни справились и завоевали 1-е место!
Юлия Бурдо
http://minsknews.by/blog/2017/07/13/romantika-bolshih-dorog-gde-uchat-pomoshhnikov-mashinista/
13.07.2017 12:25
К списку новостей за 2017 год