Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Дарагану и не снилось!

25 июля 2017

Билетная касса, поезд и вокзал — вот символы путешествия по железной дороге для простых обывателей. Все остальное остается за кадром — и система формирования составов, и организация их движения по рассчитанному до минуты графику, и виды тяги поездов. Как устроена «чыгунка» изнутри, что изменилось в ней за последнюю сотню лет? Осиповичские железнодорожники не стали скрывать свои профессиональные секреты и на время отворили двери туда, куда посторонним обычно вход воспрещен.

На перекрестие дорог

Вся трудовая биография Виталия Константиновича связана с родной станцией Осиповичи, начальником которой он работает более пяти лет. Кто, как не он, с ходу может емко охарактеризовать один из крупных железнодорожных узлов нашей страны:

— Это — одна участковая и девять промежуточных станций, локомотивное и вагонное депо, дистанции пути, сигнализации и связи, подразделения дистанции электроснабжения. Десятки километров путей, вокзал, стрелочные переводы, переезды, переходы, мосты. В сутки станция встречает и отправляет десятки грузовых и пассажирских поездов. Наша задача — сделать так, чтобы сложный механизм работал без сбоев, но при этом развивался и совершенствовался. Время ведь не стоит на месте, и мы должны ему соответствовать.

Об особенности «чыгункі» говорит уже тот факт, что у нее даже границы — свои. Осиповичский узел, к примеру, выходит за пределы Могилевской области и захватывает часть Минской. А идут поезда в самых разных направлениях — от Черного моря до Балтийского, на Петербург и Москву, в Польшу, Украину, Литву и Казахстан. В перечне основных грузов — лес, удобрения, нефть и нефтепродукты, металл, железобетонные изделия и строительные материалы.

Станция Осиповичи появилась осенью 1873-го — с открытием железнодорожного участка Минск - Бобруйск. Но тогда даже намека на дальнейший масштаб не было. Ситуация изменилась два с лишним десятка лет спустя, когда тогдашний начальник управления Риго-Орловской железной дороги, статский советник Осип Дараган, купил неподалеку от города участок земли и построил там узкоколейку. Дорога связала Осиповичи со Старыми Дорогами. Позже было открыто движение поездов по направлению Верейцы — Гродзянка, а станция стала бойким железнодорожным узлом.

Какая она сегодня, увидеть можно в комнате истории железнодорожного узла Осиповичи-1. Железнодорожники собрали здесь немало уникальных экспонатов. Особенно заметный вклад в дело сохранения страниц прошлого внесла заместитель начальника Осиповичского вагонного депо Людмила Чолоян. Среди раритетов - чемодан девятнадцатого века, старинные сигнальные фонари, аппарат Морзе. Внимание притягивает и действующий макет железнодорожной станции Осиповичи-1. Его масштаб к реальному — 1:120. Один из авторов-создателей проекта ведущий инженер-электроник информационного вычислительного центра Олег Саввин проводит своеобразную экскурсию. Дома, деревья, стрелочные переводы, линии электропередачи — все на своих местах. Даже шпалы по цвету отличаются: где в действительности лежат железобетонные, там и на макете они светлее. Точность «живой» схемы помогла обеспечить спутниковая фотография. В деле конструирования единственной такого рода в стране модели были использованы двадцать новейших технологий, в том числе ЗD-печать. Интерес к проекту неподдельный и у детей, и у взрослых. Ахают и иностранцы, наблюдая, как миниатюрные поезда и локомотивы проезжают мимо крошечных зданий, киосков, опор.

Концентрация — на грани фантастики

У главного «сердца» железнодорожной станции Осиповичи-1 есть и официальное название — пост электрической централизации. Попасть сюда могут только люди, непосредственно обеспечивающие его работу, но для нас сделали исключение. Уже от самой обстановки дыхание перехватывает: огромное выносное табло с сотнями кнопок, ячеек и лампочек разного цвета, мониторы видеонаблюдения, отражающие жизнь станции в реальном времени. За огромным пультом-манипулятором - дежурная по станции Людмила Клыкова. Она одновременно готовит маршруты для приема, отправления и пропуска поездов, передвижений маневровых составов и отвечает на вызовы, которые поступают по различным видам связи и множеству телефонов. Ответив по одному из них, Клыкова расшифровывает природу появления белых и красных ячеек:

— Это маршрут для маневрового состава, а дальше — видите? — зеленые лампочки загорелись. Здесь готов маршрут для грузового поезда, который идет на Слуцк.

На этом диалог заканчиваем. Времени на посторонние разговоры у Людмилы нет — концентрация внимания у дежурного по железнодорожной станции должна быть фантастической. Посоперничать в степени ответственности с ними могут разве что коллеги, прокладывающие воздушные трассы для самолетов. Неудивительно, что выдержать подобное напряжение может не каждый, потому случайных людей здесь нет. «Сердце» железнодорожной станции не останавливается ни на минуту Даже если вокруг пропадет электричество, пост все равно продолжит работу. Подачу энергии в этом случае обеспечит специальный генератор.

...И музыкальный слух в придачу

Один из важных знаков отличия железнодорожников — форменная одежда. Званий, в принципе, нет, но есть знаки различия. Хотя негласно кого-то могут и к полковнику приравнять, и к лейтенанту. Да и ответственность, согласитесь, не меньше, чем у военных. Например, у тех же машинистов поездов. Начальник локомотивного депо Осиповичи Валерий Лайшев уверен:

— Случайные люди у нас не работают. Такой профессии учат в дорожном центре. Но в любом случае, прежде чем управлять локомотивом, нужно не менее трех лет проработать помощником машиниста.

Учитывая сложность, интенсивность профессии, для работников локомотивных бригад создали особую систему восстановления сил. На каждой из крупных станций есть специальные дома отдыха, где они могут отдохнуть, чтобы с новыми силами вновь отправиться в дорогу. «Многие работники любимому делу отдали десятки лет, — заметил Лайшев. — Пример в своем деле показывают наши опытные машинисты Василий Черепко, Владимир Клиш, Геннадий Буловацкий, Сергей Ващенко и другие».

Безопасность во многом зависит также от квалификации, ответственности и их Осиповичского вагонного депо. Кстати, это именно они осматривают вагоны во время остановок в пути следования. Сегодня в этом деле им помогают специальные электронные приборы», — тем не менее, поделился начальник депо Виктор Слабышев, требования к претендентам на должность остаются очень высокими. В частности, у осмотрщика-ремонтника слух должен быть идеальным — как у музыканта. Потому что, скажем, целостность вагонных колес и специальных буксовых узлов определяется путем отстукивания специальным молотком. Если «нота» сплошная, не расщепляется на несколько, значит, неисправностей нет. Можно двигаться дальше.

Осиповичская дистанция пути — тоже в списке лучших на Белорусской железной дороге. Содержать пути и спецустройства, при необходимости оперативно их восстанавливать им помогают как профессионализм, так и передовые технологии. В деле обеспечения безопасности движения, высоких скоростей и плавности хода мелочей не бывает! А дистанция сигнализации и связи всегда гарантирует коллегам высокую степень коммуникации. К слову, сегодня важно не только наладить качественную связь, но при этом разумно распорядиться ресурсами, сократить текущие эксплуатационные расходы. Например, внедрение микропроцессорной централизации позволяет управлять станциями дистанционно. Осиповичские железнодорожники практически полностью перешли на оптоволокно, и это тоже стало ступенькой вперед в деле повышения качества и надежности систем связи.

Любовь длиною в жизнь

Виталий Константинович не скрывает:

— Самая большая наша гордость — люди. Не будет преувеличением сказать, что для многих железная дорога стала родной. Здесь работают целыми семьями! Немало у нас и династий, общий стаж которых исчисляется столетиями.

Одна из представителей такой фамилии — Ирина Харитончик. Первым свою судьбу со станцией Осиповичи связал ее дедушка Иван Григорьевич. На службу сцепщиком шестнадцатилетним парнем он поступил сюда в 1921 году. Здесь же познакомился с будущей женой — Лидией Никитичной. Позже семейное дело продолжил их сын Павел, который тоже нашел на «чыгунцы» свою половинку. Ирина Харитончик призналась:

— Вопрос, какую профессию выбрать, передо мной даже не стоял. Бабушка нам с сестрой Светланой о магистрали рассказывала так, что дух захватывало!

Неудивительно, что, получив аттестат зрелости, Ирина Павловна отнесла документы в Брестский отраслевой техникум. Получив диплом, работала линейным электромехаником поездной радиосвязи. Потом занимала должности дежурного по станции Осиповичи-2, начальника железнодорожной станции Гродзянка. Сейчас вышла на пенсию. Стоит ли уточнять, что и ее магистраль познакомила с будущим мужем? Сегодня здесь трудится и их сын.

А фамилий в династии стало целых три. Кроме Харитончиков, это Шебашевы и Сухоцкие. Представляют же ее четырнадцать человек. Ирина Павловна подытожила:

— День железнодорожника для нас — семейный праздник. Да и в целом коллектив железнодорожной станции Осиповичи можно назвать одной большой семьей, где все ценят, уважают друг друга. Чтут традиции и, конечно же, дорожат честью своих мундиров.

 

Светлана Викторова

 Рэспубліка

25.07.2017

К списку новостей за 2017 год