Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Станционный смотритель

29 июля 2016

Тихая станция Дубица, кино и немцы в судьбе Александра Вакулича.

Дизель-поезд Брест — Влодава медленно катится по рельсам и плавно останавливается. С правой стороны — двухэтажное здание вокзала и узкий перрон, вымощенный тротуарной плиткой, слева — полувагоны, в которые загружают лес. На пригорке, под зелеными кронами вековых сосен, одинокий дом, окна которого спрятаны за высоким забором. Впереди — узкий переезд с полосатыми столбиками.

Коротким свистком машинист приветствует дежурного по станции Дубица Александра Вакулича. Уже более 30 лет Александр Николаевич в красивой, строгой форме железнодорожника встречает поезда, следующие из города над Бугом и в обратном направлении. На первый взгляд, в его работе нет ничего особенного. Но это только на первый взгляд. Когда знакомишься с железнодорожной станцией поближе, хочется остаться здесь дольше, чем на несколько часов командировки. Кажется, что о здешней размеренной жизни можно говорить бесконечно.

Александр Вакулич проводит для меня небольшую экскурсию:

— Этой железной дороге почти 130 лет. Первый поезд из Бреста на польский Хелм по ней прошел в июле 1887 года. А еще через 10 лет построили здание вокзала. Оно, кстати, сохранилось в первоначальном виде, несмотря на войны, природные катаклизмы, модернизацию, через которую прошли практически все подобные объекты.

Плотная, идеально ровная кирпичная кладка сразу приковывает взгляд. На многих кирпичах сохранились следы от пальцев — мастера в позапрошлом веке вручную клали их в печь.

Здание крепкое. Мой собеседник рассказывает, что зимой оно хорошо держит тепло, а в летний зной радует приятной прохладой. Александр Николаевич испытал это на себе. Его отец был железнодорожником. Когда-то давно приехал в Дубицу, получил служебную квартиру на втором этаже вокзала. Здесь вместе с семьей и остался.

В сотне метров от станции Вакулич-младший построил дом для детей, а сам вместе с супругой живет в той же служебной квартире в вокзальном здании. До работы всего несколько шагов, а красота крутом такая, что глаз не оторвать. Постройки со всех сторон окружены лесами. Поодаль — сосновый бор, рядом — тенистые дубы. Станцию и близлежащую деревню наверняка и назвали Дубицей из-за этих исполинов, которых много в округе. Неподалеку отсюда знаменитый дуб Новикова. В первый день войны в дупле огромного дерева на берегу реки Западный Буг младший сержант 15-й погранзаставы устроил оборонительную точку. Больше суток Алексей Новиков отражал атаки гитлеровцев. Только когда потерял сознание, истекающего кровью солдата фашисты сумели взять в плен. Отдали поляку из расположенного за рекой местечка Яблечно, где был монастырь. Там и похоронили.

— Когда-то из Бреста до станции Влодава через Дубицу ходил пригородный поезд "Комсомолец Новиков", — вспоминает Александр Николаевич. — Ребята интересовались у родителей, что за Новиков. Те рассказывали. А теперь все пассажирские составы, курсирующие через нашу станцию, безымянные...

Вот только сама Дубица нет-нет да и "засветится" на телеэкранах. Сколько кино в последние годы тут снимали, по пальцам уже вряд ли пересчитаешь. Первым был сериал "Курсанты" по автобиографической повести Петра Тодоровского "Вспоминай — не вспоминай".

Когда проводились съемки, станция работала в обычном режиме, принимала и отправляла поезда. Трудились всем коллективом, обеспечивали безопасность, решали организационные вопросы. Графика движения ни разу не нарушили. Правда, курьезные случаи возникали довольно часто. Пассажиры, к примеру, делились таким приколом. К перрону подошел поезд Брест — Влодава, а в это время здесь снимался военный фильм. Операторы работу приостановили, паровоз с теплушками стоял на соседнем пути, там же оставались и актеры с массовкой. Над входом в станцию была прикреплена временная вывеска — на немецком языке. И фашистская атрибутика рядом с дверью...

В этот момент в вагоне проснулась пожилая пассажирка. Глянула в окно (здание вокзала располагалось как раз напротив вагона) — и онемела от ужаса. Хорошо, что успокоительные капли у сидящих по соседству пенсионеров оказались под рукой.

На станции Дубица снимали эпизоды многих военно-исторических фильмов: «Тунгус. Снайпер", "Охота на гауляйтера", "Сага о хантах", "Брестская крепость", "Роль", "Прерванные воспоминания"... В кино о героической обороне цитадели над Бугом, сцены, связанные с железнодорожным вокзалом Бреста, отсняли в Дубице. Местная станция гораздо лучше подходила для этой цели, чем перестроенное после войны здание городского вокзала. Александр Вакулич вспоминает, что в массовках участвовали сотни брестчан. К станционной постройке добавили декорации, "состарили" перрон, а рельсы и шпалы остались почти такими же, как в военные времена. На путях ничего менять не пришлось. Даже стрелки переводились вручную. Не так давно вместо них установили автоматические, однако шпалы (в том числе и для будущих съемок) оставили деревянные Работать стало гораздо удобнее.

А ведь еще несколько лет назад сотрудникам станции приходилось направляться сначала в одну сторону путей, переводить стрелки, потом — в другую, затем возвращаться к вокзалу и отправлять поезда. Теперь при необходимости достаточно нажать кнопку на специальном пульте — автоматика срабатывает, как часы.

Александр Николаевич показывает старую телегу с деревянными колесами, которая стоит у сарая. Оказывается, это не просто деревенская повозка, а настоящий раритет. Участвовала в съемках трех фильмов, в том числе "Брестская крепость" и "Охота на гауляйтера". После того как. сделав свою работу, киношники уезжают, хозяину приходится телегу подправлять.

На станции есть альбом, где собраны некоторые документы, связанные с ее историей: приказы, распоряжения, письма, фотографии. Здесь же автографы и пожелания популярных актеров: Владимира Гостюхина, Марины Александровой, Гоши Куценко, Анастасии Заворотнюк... Александр Вакулич не без гордости замечает, что собранных материалов вполне достаточно, чтобы приятно удивить редких посетителей.

Медленно тянется рабочая смена. Утром на Влодаву ушел поезд, который вернется обратно только под вечер. Накануне пассажиры купят билеты на пригородный маршрут. Продает их дежурный по станции. Также он встречает и отправляет поезда — пассажирские и грузовые, выполняет десятки иных функций.

Когда идут съемки, на станции царит оживление. В остальное время здесь тихо и спокойно. За день пройдет несколько составов, стуча тяжелыми колесами по стальным рельсам. Их отдаляющийся гул за лесом слышен еще долго.

— Никогда не возникало желание уехать в город или большую деревню? — интересуюсь у Александра Николаевича. — Здесь ведь никакой цивилизации. Нет магазина, почты, школы, клуба. Да и зарплата невысокая.

— Нет. Я давно понял, что обосновался в Дубице навсегда. Здесь выросли дети, радуют внучата. Поэтому останусь на станции, которая для меня самая родная.

 

Александр КУРЕЦ

Народная газета

29.07.2016

К списку новостей за 2016 год