Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Постой, паровоз, не стучите, колеса…

16 июня 2016

Когда Светлана Королева слышит эту песню, то всегда вспоминает своего дедушку Ивана Потапенко – кондуктора паровоза, награжденного орденом Ленина, основателя железнодорожной династии, которая насчитывает более двухсот лет.

В день нашей встречи мы извлекаем из семейного архива женщины немало интересных документов, старых фотоснимков и по крупицам воссоздаем историю рода Потапенко – Королевых, тесно переплетенную с Калинковичской железной дорогой.

Встреча в Варшаве

— Дедушка родился в 1887 году. Откуда он был родом я, к сожалению, не знаю. А вот бабушка – Мария Федоровна – уроженка деревни Полошково Климовичского уезда Могилевской губернии. Нянчила детей местного пана, вместе с ними постигала науку, а потому умела читать и писать. В пятнадцатилетнем возрасте выехала с семьей пана в Варшаву, — рассказывает Светлана Гавриловна.

Там, в столице Польши Мария встретила свою судьбу – кондуктора Ивана. При каких обстоятельствах они познакомились – для родных осталось тайной. Зато известно, что венчались молодые в 1914 году в Гомеле, а в 1915-м переехали на постоянное место жительства в Калинковичи.

Главный кондуктор Потапенко

Мария занималась домом и детьми, Иван трудился в кондукторском резерве. Сначала был тормозным кондуктором, потом назначили главным.

Главный кондуктор до середины 1960-х годов, по сути, являлся настоящим хозяином поезда, т.к. отвечал за все, что на нем происходило. Он вел маршрут поездки и сопроводительные документы на вагоны, передавал машинисту от дежурного по станции предупреждения о скорости, следил за расписанием, контролировал наличие свободных мест в вагонах различных классов и телеграфировал об этом на следующие станции. Но самое основное – своим свистком главный кондуктор подавал сигнал к отправлению поезда.

— Без этого свистка машинист никогда не трогался с места, — вспоминает Светлана Гавриловна, которую дедушка часто брал с собой в поездки. — Свисток означал, что поезд полностью готов к следованию, кондукторская бригада и смазчик на местах, пассажиры сели в вагоны.

Вслед за свистком звучал мощный гудок паровоза, и поезд отправлялся. Главный кондуктор размещался в одном из вагонов, если сопровождал пассажирский состав, или на ближайшей за паровозом тормозной площадке, если это был товарняк. На паровозе он ехал только в сильный холод, мороз, дождь. Менялась кондукторская бригада в пути, как правило, там же, где менялись и паровозы.

— Главные кондуктора соревновались с машинистами по важности и почету, — рассказывает Светлана Гавриловна. — Машинист приезжал из поездки и говорил: «Я приехал». А кондуктор приезжал и всегда говорил: «Я привел», как будто это он вел поезд.

Форма одежды у кондукторов была особая. Вот что по этому поводу говорит моя собеседница:

— Дедушка, сколько его помню, одевался видно, добротно. Фуражка, форменный костюм с кителем, на котором блестели пуговицы с железнодорожными символами, начищенные сапоги, кожаная сумка через плечо, часы на цепочке, медный свисток тоже на цепочке. Форму снимал крайне редко, в гости и на праздники – только в ней. Когда он шел по городу или перрону, я им гордилась, приводила одноклассников, друзей, чтобы на него посмотрели.

На счастье – пять лет

Жили Мария и Иван Потапенко на улице Липневская (ныне – Сомова) в собственном доме, воспитывали детей Валентину, Ольгу и Бориса. Все трое учились в Калинковичском высшем начальном училище (сегодня – СШ №4).

— Мама моя была самая старшая. В декабре 1935 года она окончила Гомельский химико-технологический техникум общественного питания по специальности «бухгалтер», — рассказывает Светлана Гавриловна, протягивая мне изрядно потрепанный аттестат Валентины Ивановны. А вместе с ним – снимок родителей, датированный 1936 годом, с которого на нас смотрят красивые молодые люди. Ей – 19, ему – 23. Они только-только расписались, а потому обоим кажется – впереди долгая и счастливая семейная жизнь. Никто и не предполагает, что на это счастье судьба им отмеряет всего пять лет…

1941-й. Лето

… На память об отце Гаврииле Касперове — уроженце Борисова, которого супруга перетянула в Калинковичи, — у дочери Светланы осталось всего пару снимков. Известно, что он работал связистом линейно-технического узла связи, где также трудились и мамин брат Борис, и муж ее сестры Ольги Геннадий. Все они летом 1941 года в один день ушли на фронт. Да вот только вернуться домой посчастливилось только Геннадию.

— Нас у родителей было двое – я и мой брат Евгений. Он родился в 1937-м, я – в сентябре 1940-го, — говорит Светлана Гавриловна. – До вой-ны мы жили с бабушкой и дедушкой, которые отделили старшей дочери часть собственного участка. На нем отец еще успел поставить сруб будущего дома, который достраивал уже дед – больше было некому.

Проведя Бориса, Гавриила и Геннадия на фронт, Иван Кириллович велел своим женщинам – жене и дочерям собираться в эвакуацию. Завыли бабы: куда ж мы поедем, как добро, нажитое таким трудом, оставим, на кого дом бросим? Но 53-летний мужчина, переживший Первую мировую и Гражданскую войны, был непреклонен: не материальное спасать нужно, а жизни. И в первую очередь – малолетних детей.

Делать нечего, собрали Мария Федоровна, Валентина и Ольга в узелки самые необходимые вещи да еду, взяли на руки Светлану и Евгения и отправились на вокзал. Там Иван Кириллович, пользуясь своей должностью, без проблем посадил их в товарняк, на котором женщины и дети благополучно добрались до Шурчи – города в Сурхандарьинской области Узбекистана.

— Дед с нами не поехал, т.к. по распоряжению Министерства путей сообщения был направлен на Московскую железную дорогу, где проработал всю войну, — рассказывает Светлана Гавриловна. — Домой и он, и мы вернулись летом 1944-го. Примерно через год пришло письмо от Бориса: жив, здоров, думаю, скоро свидимся. К письму прилагались вот эти снимки…

Герои войны

Женщина показывает мне две пожелтевшие фотографии: Борис запечатлен в кругу своих друзей-однополчан. На груди у гвардии сержанта Потапенко – орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа». Он прошел в составе 75-го гвардейского отдельного батальона связи всю войну, несколько раз был тяжело ранен, но, подлечившись, всегда возвращался в строй, а умер после Победы — неожиданно и нелепо.

— Заболел зуб, врач положил ему львиную долю мышьяка, после чего дядя Борис заснул и не проснулся, — вспоминает Светлана Гавриловна. — Когда дедушке и бабушке об этом сообщили, они несколько дней не находили себе места, потом порешили: кому-то обязательно нужно побывать на могиле сына (Борис Потапенко похоронен в Тбилиси, где в 1945-м проходил службу – прим. автора).

Ясное дело, поехал Иван Кириллович – главному кондуктору в те годы дорога везде была открыта. Вернулся с вестью, что врача, допустившего халатность, осудили на десять лет. Да какой толк? Сына ж этим из могилы не подымешь.

На сайте «Подвиг народа» читаем: «В боях за расширение плацдарма на реке Северный Донец тов. Потапенко со своим отделением наводил связь через реку, подвергаясь обстрелу и бомбежке. В районе Красный Яр лично исправлял порывы линий в течение 10-15 минут, давая возможность командованию вести беспрерывные разговоры с частями.

Во время освобождения Донбасса (недалеко от Николаевки) при выходе частей из окружения находился на наблюдательном посту. Подвергаясь пулеметно-автоматному обстрелу, Потапенко не оставил пост даже тогда, когда его товарищи были убиты, продолжил вести наблюдение и докладывать командованию обо всех замеченных в районе противника движениях». За мужество, проявленное в эти дни, Борис Потапенко награжден медалью «За отвагу».

Благодаря сохранившимся письмам, фотографиям и сайту «Подвиг народа» родные хотя бы что-то знают о фронтовом пути Бориса Потапенко. А вот на их запрос о солдате Гаврииле Касперове неизменно приходил ответ: «По спискам убитых, умерших от ран и пропавших без вести в Центральном бюро не зарегистрирован». Вот так – был человек и нет его.

Труженица-общественница

— Отца мне и брату заменил дедушка, — говорит Светлана Гавриловна. – На работе он был строгий и требовательный начальник, чрезвычайно ответственный работник (орден Ленина тому подтверждение – такую награду просто так не давали), а дома мы, дети, из него веревки вили. Помню, когда получала плохую отметку, спешила именно к дедушке, ведь от мамы могла получить на орехи. Он меня всегда выгораживал, оправдывал, поддерживал. Вместе с бабушкой они помогали мне растить сына Сашку.

К слову, училась Светлана Гавриловна в той же школе, что и ее мама, проработавшая на железной дороге почти тридцать лет. После войны Валентина Ивановна устроилась бухгалтером на восстановительный поезд, потом была старшим бухгалтером дистанции пути, а на пенсию уходила с должности главного бухгалтера локомотивного депо. На восстановительном поезде она встретила своего второго супруга Владимира Екименко, уроженца Новгород-Северского района Украины. Они сошлись в 1955 году, в 1958-м у них родилась дочь Наталья.

Воспитываясь в окружении железнодорожников, Светлана Гавриловна уже лет с десяти была уверена, что свяжет свою жизнь с железной дорогой. В 1957 году она окончила десятилетку и по протекции мамы пришла работать телеграфисткой в дистанцию сигнализации и связи, которой в итоге отдала 38 лет. Всегда – в передовиках, на Доске почета, причем не только за трудовые заслуги, но и за общественную нагрузку, активное участие в самодеятельности.

Секретарь комсомольской, потом – партийной организаций, член профкома, спортсменка и артистка, объехавшая с агитпоездом половину Беларуси… Это все о Светлане Королевой. Как подтверждение сказанному – многочисленные снимки: вот она ведет партсобрание, а вот – участвует в отраслевой спартакиаде. Еще на нескольких – на сцене старого Дома культуры железнодорожников: поет, танцует, примеряет образы героинь различных сценок и пьес (в те годы калинковичские железнодорожники славились своим драматическим кружком).

Шутки и песни жить помогают

— Голос и слух достались мне от мамы, а я передала их своему сыну Александру и внуку Денису, — рассказывает женщина и тут же добавляет: — Передала вместе с профессией. Я ведь лет десять перед пенсией трудилась электромехаником связи, эту же профессию выбрали сын и младший внук, чем меня особенно порадовали. Старший внук – Александр, по сути, тоже железнодорожник: он — преподаватель БелГУТа. Хотя мой супруг-машинист (Евгений Королев – прим. автора) хотел, чтобы сын и внуки пошли по его стопам.

Евгения Ивановича нет уже шестнадцать лет. В детские годы он хлебнул лиха: во время освобождения Калинковичей погибли его мама, брат и сестра, после чего пятилетний мальчик попал в детдом. Там, вернувшись с фронта, и нашел его отец: худого, больного – еле выходил.

— С мужем мы были знакомы со школьной скамьи, жили на соседних улицах, вместе бегали гулять, в кино и на танцы, а потому, когда решили пожениться, родные не удивились, — рассказывает Светлана Гавриловна. – Он был веселый, шумный, любил и умел к месту пошутить – душа компании. Помню, мама поначалу все удивлялась: «Как с таким балагуром жить можно?» А спустя годы постановила: «Правильно ты себе, Светка, мужа выбрала – любую ссору в шутку обернет. Посмеялись – и в доме лад. А что еще женщине нужно?»

Так и жили Королевы: он шутил, а она пела. Параллельно — строили дачу, растили сына и дочь, нянчились с внуками Александром и Денисом, которые сегодня продолжают их славную железнодорожную династию.

 

Татьяна ЗУБЕЦ

http://www.knews.by/2016/06/postoj-parovoz-ne-stuchite-kolesa/

15.06.2016

К списку новостей за 2016 год