Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Почетный железнодорожник

17 июня 2016

Герою Социалистического Труда Федору Фадееву исполнилось 9О лет.

В мастерстве вождения составов особой массы и протяженности Федор Григорьевич официально признанный «тяжеловес». В конце 1950-х ему удалось то, что считалось невозможным довести до места назначения втрое превышающий допустимые нормы километровый эшелон с общим весом в 4500 тонн! Не славы и личного рекорда ради: такой подход ускорял доставку грузов по указанным адресам, делая ее менее затратной.

 

На десятом десятке можно позволить себе посвящать все свободное время, которого раньше так не хватало, внукам и правнукам, пре­даваться воспоминаниям. А вспомнить юбиляру есть что: дату 20 октября 1948 года, когда довелось стать у руля знаменитого «хлебного поезда» в полуголодное послевоенное время молодежь приграничного города собрала полторы тысячи тонн хлеба, распределенного по 75 вагонам, чтобы отправить его в дар тем, кто поднимал из руин белорусскую столицу. Словно самая ценная реликвия в доме хранится фотография, на которой он делегат XXI съезда КПСС запечатлен в Георгиевском зале Кремля вместе с Хрущевым, Брежневым, Косыгиным, Сусловым, Машеровым, Мазуровым, Баграмяном... В музее железнодорожной техники Бреста почетное место занимает грузовой паровоз Эр-17-750-01, кабина которого для виновника торжества оставалась главным рабочим местом на протяжении целого десятилетия. Именная музейная табличка сегодня напоминает посетителям: «На этом паровозе работал старшим машинистом комсомольско-молодежной бригады Федор Григорьевич Фадеев, который в 1959 году получил звание Героя Социалистического Труда»...

Первая запись в трудовой книжке Федора Григорьевича «помощник машиниста паровоза на Ташкентской железной дороге» датирована военным временем 12 июня 1943 года. В освобожденный от гитлеровских оккупантов город над Бугом он, будучи семнадцатилетним парнишкой, прибыл год спустя, в августе 1944-го. Вместе с ним на восстановление Брест-Литовской железной дороги в семидесяти пяти вагонах-теплушках из Узбекистана приехали машинисты паровозов и их помощники, движенцы, стрелочники, путейцы, связисты и даже бухгалтера. Вокзал Брест-Центральный на тот момент был сильно разбит, виднелись предупреждающие надписи «Заминировано». Отступая, фашисты специальным «плугом», которые тянули паровозами, разрезали на главных железнодорожных путях шпалы, чтобы прервать переброску на фронт войск, техники, боеприпасов...

Здесь в победном 1945-м Федор Фадеев закончил курсы машини­стов и начал водить товарные поезда. Как вспоминал впоследствии, «нелегко приходилось тогда. Паровозы битые-перебитые, латаные-перелатаные, в топки загружали сырые дрова, иногда сланец, изредка низкосортный уголь, в котором больше золы, чем калорий».

Как известно, инициатором массового движения вождения поездов повышенного веса считается украинский машинист Петр Кривонос, предвидевший при правильном грамотном подходе очевидные экономические выгоды от этого еще в 1935-м. Федор Фадеев на практике начал воплощать смелую идею в жизнь: при обычном на тот момент весе грузового поезда в 1500 тонн на участке БрестКовель он впервые повел поезда весом в 2,5 тысячи тонн, после в 2800 и 3000 тысячи тонн. Состав на участке БрестБереза-Картузская «весил» уже 3,5 тысячи тонн. И вот взят новый рубеж еще на тысячу тонн тяжелее!

...К своим тридцати трем годам герой публикации собрал в Брестском локомотивном депо комсомольско-молодежную бригаду «тяжеловесников». Вместе с единомышленниками обратился к дис­петчеру с просьбой подготовить поезд весом четыре с половиной тысячи тонн и длиной в 120 вагонов. Коллеги пытались отговорить ребят, но безуспешно. В тот памятный день поезд на участке КовельБрест растянулся в длину на целый километр! Особенно трудно пришлось на подъемах паровоз дрожал, а машинист, его помощник и кочегар были напряжены до предела. Бригаде помогло хорошее знание профиля пути, каждого пикета. Когда был преодолен последний подъем и паровоз начал набирать скорость, стало понятно это победа!

Тогда, на пике взлета, бригада Фадеева шесть кварталов подряд завоевывала почетный вымпел производственного соревнования. Начальник паровозного депо по этому поводу даже шутил: «Фадеев и на одном колесе уложится в график». В памятном 1958 году брестские паровозные бригады перевезли тяжеловесными поездами сверх нормы 2,5 млн. тонн грузов, расход топлива при этом снизился на 15 процентов. Разумеется, подобные успехи не могли остаться незамеченными даже на величественно-грандиозном масштабном всесоюзном фоне. В самый памятный момент своей трудовой биографии машинист был дома и отдыхал после рейса, когда кто-то позвонил из диспетчерской и сказал, что по радио сообщили о присвоении Федору Фадееву звания Героя Социалистического Труда он тогда не спал всю ночь... Вручали высокую награду в клубе железнодорожников, тогда же в одночасье ставший знаменитым на весь СССР машинист получил нагрудный знак «Почетный железнодорожник».

Вся жизнь Федора Фадеева связана с железной дорогой. Он ни разу не изменил своей профессии: в 1962 году без отрыва от производства поступил в железнодорожный техникум, учился по специальности «Тепловозное хозяйство», через три года успешно его окончил, получив диплом техника-механика. В 1965-м, когда появились тепловозы, Фадеева как опытного машиниста перевели на пассажирские поезда. С тех пор он еще два десятка лет ездил на Киев, Брянск, Гомель...

Уважаемый Федор Григорьевич ФАДЕЕВ!

Примите сердечные поздравления с замечательным юбилеем 90-летием со дня рождения.

Богатство Ваших лет наполнено героическим созидательным трудом. Вы прошли поистине славный жизненный путь, который выбрали в огненном 1943 году, став железнодорожником. А через год, прибыв в Брест, обеспечивали перевозку военных грузов для фронта. Работая в послевоенное время машинистом-инструктором локомотивных бригад, выступили инициатором вождения тяжеловесных составов, воспитали плеяду профессиональных машинистов железных дорог. Выйдя на заслуженный отдых, Вы стали активным участником ветеранской деятельности.

Ваш ратный и трудовой подвиг получил всеобщее признание и высокую оценку. Об этом свидетельствуют государственные награды: медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», орден Славы 3-й степени, орден Ленина, звание «Герой Социалистического Труда».

Спасибо Вам, дорогой Федор Григорьевич, за годы труда на благо Отечества. Доброго Вам здоровья, любви и заботы близких людей.

 

Брестский областной
совет ветеранов

Председатель областного совета ветеранов
В.В. ГУБАРЕНКО

Евгений ЛИТВИНОВИЧ
Заря
16.06.2016

К списку новостей за 2016 год