Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Прочнее чугуна и стали

12 мая 2016

Белорусские ученые создали новый, не имеющий аналогов в мире конструкционный материал под названием Monicu, из которого методом литья можно изготавливать железнодорожные рельсы.

Как сообщил БЕЛТА профессор Белорусского государственного университета транспорта Леонид Сосновский — один из авторов изобретения, новый материал по своим техническим характеристикам занимает срединное положение между чугуном и сталью. Его название образовано от начальных букв трех химических элементов: молибдена, никеля и купрума. Именно эти металлы, используемые в определенной пропорции в качестве добавок в процессе плавки чугуна, придают материалу особые свойства: прочность стали, высокие технологические и служебные свойства как высокопрочного чугуна (два в одном).

На протяжении уже более 100 лет во всем мире изготавливают только стальные рельсы. В процессе эксплуатации они изнашиваются и разрушаются. Ежегодно на их замену расходуются огромные средства. Например, 1 км в однониточном измерении стоит примерно 65 тыс. долларов.

Ученые утверждают, что если рельсы делать из Monicu, то их стоимость снизится вдвое. Литье — более простая и дешевая технология по сравнению с прокатом стальных аналогов. Только затраты на электроэнергию уменьшаются на 50%.

Было изготовлено четыре экспериментальных рельса Monicu. В течение 1 б месяцев проведена их эксплуатация на путях организованного движения поездов Гомельской дистанции. Затем рельсы сняли и обследовали. Результаты показали: их эксплуатационная стойкость примерно такая же, как у стальных.

Изобретение белорусских ученых проанализировано на заседании главных инженеров железнодорожных администраций государств Евразийского экономического союза, которое недавно прошло в Гомеле. Специалисты единодушно поддержали проект и рекомендовали провести дальнейшие испытания рельсов из Monicu. Сейчас готовится белорусско-российская встреча на высоком уровне, входе которой должен быть выработан план по организации производства литых рельсов.

В настоящее время развернутая длина железнодорожных путей России и Беларуси составляет более 150тыс. км. Кроме того, имеется еще 100 тыс. км подъездных путей к промышленным предприятиям. Потенциал рельсового рынка Союзного государства оценивается в 1 млн т в год.

 

Людмила Копать

Транспортный вестник

12.05.2016

К списку новостей за 2016 год