Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Путь к сердцу

18 марта 2016

Героини нашей рубрики — начальник пассажирского поезда на Белорусской железной дороге Татьяна Шинкевич и ее дочь проводник Мария Метлицкая.

  • Профессия проводника в советское время считалась престижной?

Татьяна Шинкевич (Т. Ш.): Конечно! В детстве мне очень нравилась форма проводников. Всякий раз, когда видела свою соседку, работавшую на железной дороге, представляла себя на ее месте. Но после школы решила поступать в технологический институт. И только когда не прошла по конкурсу, подала документы в железнодорожное училище. Как и многие молодые специалисты, сначала витала в облаках. Но затем начался тяжелый труд. Проводник ведь обязан не только убирать в вагоне (для этих целей есть даже пылесос), но и раздавать пассажирам постельное белье, предлагать чай, кондитерские изделия. Самое сложное — найти контакт с клиентами, которые бывают разными. Случаются между ними и драки. В таком случае проводник обращается к начальнику поезда, а тот связывается со специалистами ближайшей станции и просит вызвать наряд милиции.

  • В каком направлении курсировал ваш первый поезд?

Т. Ш.: Из Минска в Киев и обратно. В то время Белорусскую железную дорогу старались сделать узнаваемой, поэтому появлялось все больше фирменных поездов. Таким стал и киевский. Фирменные поезда ходили быстрее, в составах были новые вагоны. Вводились дополнительные услуги, например, проводники застилали постели для пассажиров, предлагался широкий перечень продукции к чаю. С 1995 года работаю начальником поезда. Сегодня езжу из Минска в Ригу и обратно. В моих обязанностях — координация работы проводников.

  • Мария, а вы случайно не с мамой работаете?

Мария Метлицкая (М. М.): Нет, езжу в киевском направлении. На железную дорогу пришла в 2009 году. Правда, довольно быстро вышла замуж и отправилась в декрет. Вернулась на работу три года назад.

Т. Ш.: Если честно, Маша не собиралась быть проводником. В детстве, когда я находилась в рейсах, она очень скучала. Первое время дочери приходилось тяжело на работе. Бывало, возвращалась домой в слезах, говорила, что уволится. Не понимала, почему руководитель от нее требует то или иное. Это проблема многих молодых людей, им тяжело привыкнуть подчиняться кому-то еще, кроме мамы и папы. Иногда я ей говорила, что двух проводников дома быть не должно, хотя бы потому, что некому пыль вытереть (смеется).

М. М.: Со временем стала замечать плюсы в работе. Проводнику удается побывать во многих городах, познакомиться с интересными людьми.

Т. Ш.: В моем вагоне часто ездили артисты: Абдулов, Аллегрова, Бабкина, Долина, Буйнов, группа «Иванушки International». Многое зависит от того, направляются они на гастроли или возвращаются домой. В первом случае ведут себя вежливо, шутят, поют на весь вагон, во втором — просят не беспокоить.

  • Мария, ваш ребенок не обижается на вас из-за частого отсутствия дома?

М. М: Нет, ведь мы созваниваемся по мобильному телефону. За дочерью присматривают муж, бабушки и соседи, с которыми у нас хорошие отношения.

  • В дороге проезжаешь леса, поля, города. Успеваете хоть посмотреть в окно?

Т. Ш.: Иногда. Люблю сравнивать природу разных стран. Заметила, что в северной России деревья более крупные, на земле много валунов. Не зря это государство ассоциируется с медведем. Грозному зверю только в таком лесу и жить.

М. М: Помню, как в 2013 году застала в дороге циклон «Хавьер». Мой вагон был крайний. Иногда я выходила в тамбур, смотрела на петляющую колею и белоснежные поля через окно и думала о своем….

…М. М.: А мои коллеги обслуживали поезд, в котором в новогоднюю ночь ехал один- единственный пассажир. Направлялся он из Минска в Москву.

  •  Наверное, пассажиру в тот момент было очень одиноко...

Т. Ш.: Знаете, я много думаю о дороге, путешествующих. Кто-то садится в вагон с плохим настроением, кто-то — с хорошим. В поезде собираются люди с разными судьбами, но на какое-то время они становятся друг другу родными. Нередко здесь находят свою вторую половинку. Например, пассажиры-мужчины влюбляются в женщин-проводников. Когда я только пришла работать на железную дорогу, свободных мест в поездах не было. Люди очень часто куда-то ездили, общались друг с другом. Потом пришла перестройка. Перестали работать заводы, у людей стали возникать проблемы с деньгами, появились границы, а с ними и разные препоны. Сегодня мы живем лучше, но пассажиров в поездах мало.

  • Может, потому что появились маршрутки?

Т. Ш.: Но ведь поезд несравним с автомобилем. В вагоне ты с кем-то поговорил, посмотрел в окно, лег, чаю попил, газету почитал... А что можно делать в автобусе?..

  • Минчан выделяете в толпе пассажиров?

М. М.: Конечно. Человек с периферии более простой. Ты пошутишь — он в ответ засмеется, а столичный житель, скорее, промолчит. Минчане более требовательные, серьезные. В этом они похожи на москвичей.

  • С курильщиками в вагоне как боретесь?

Т. Ш.: Просим потушить сигарету. В ответ пассажиры жалуются на правила. Говорят, что не могут пересилить привычку, которая формировалась годами. Я их не осуждаю.

  • У проводников большие зарплаты?

Т. Ш.: В советское время Белорусскую железную дорогу называли государством в государстве, потому что она отличалась стабильностью. Своих работников она не обижает и сегодня, зарплату платит вовремя. Много ли получаем? Смотря как подойти к этому вопросу. Если учесть, чем нам приходится жертвовать ради работы, то это небольшие деньги.

  • В какие приметы верите?

М. М.: В вагон первым стараемся пропускать пассажира-мужчину. Тогда поездка пройдет гладко. Не кладем ключи на стол, иначе нагрянут ревизоры. Они могут зайти в вагон на любой станции, причем не только на территории Беларуси. Проверяют наличие билетов у пассажиров, сроки годности чайной продукции, соблюдение техники безопасности и так далее. Пройти проверку весьма непросто. За малейшие нарушения проводников лишают премии. Однажды попалась и я (смеется)…

  • В какие самые дальние точки курсируют поезда из Минска?

Т. Ш.: В Новосибирск. Время в пути туда и обратно — 6 суток. Второй по продолжительности рейс — Минск — Адлер... Поезд идет вдоль побережья. С одной стороны виднеются скалы, а с другой — море. В шторм брызги волн летят на окна вагонов. Красота!

 

Статья дана в сокращении

Юлия БАЛАКИРЕВА

Минский курьер

18.03.2016

К списку новостей за 2016 год