Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

«Моника» для рельсов

17 марта 2016

Знаете ли вы, что поставленная более 100 лет назад проблема объединения механики и термодинамики была успешно решена учеными БелГУТа - профессором Леонидом Сосновским и доктором физико-математических наук Сергеем Щербаковым. В прошлом году исполнилось 30 лет со дня создания новой технической науки - трибофатики.

В юбилейном номере журнала «Вести БелГУТа», изданном на русском и английском языках, напечатаны обобщающие статьи по трибофатике и механотермодинамике.

По словам ректора БелГУТа Вениамина Сенько, Гомель в течение 30 лет остается первым городом на пути трибофатики: здесь проведены первые фундаментальные эксперименты, сформулированы новые концепции, получены основополагающие теоретические результаты.

И именно в университете транспорта состоялся очередной, седьмой по счету Международный симпозиум по трибофатике. В ходе мероприятия прошло заседание главных инженеров железнодорожных администраций государств - членов Евразийского экономического союза под председательством вице-президента ОАО «Российские железные дороги» Валентина Гапановича. Ученые БелГУТа представили новый конструкционный материал «Моника», имеющий высокие технологические и служебные свойства. Его прочность и сопротивляемость усталости не хуже, чем у легированной термоупроченной стали, износостойкость - выше. К тому же налицо высокая способность к гашению колебаний, снижение шума в процессе эксплуатации, что особенно важно для метро и трамваев.

Из этого современного высокопрочного материала профессор Леонид Сосновский предложил изготавливать методом литья железнодорожные рельсы. Он также отметил, что при одинаковой эксплуатационной стойкости тех и других они будут обходиться более чем в два раза дешевле обычных.

Говоря о новом конструкционном материале в интервью накануне своего 80-летия, Леонид Сосновский сказал: «Напомню, в середине XIX века рельсы были чугунными - тогда промышленного производства стали еще не было. Но вот уже более полутора столетий их делают только стальными - по условиям прочности. Практически до нашего столетия прочность рельсовой стали была примерно вдвое выше прочности так называемых высокопрочных чугунов. Мы совершили прорыв в металловедении чугуна и создали сталистый высокопрочный чугун. По прочности и сопротивлению усталости он не уступает современным рельсовым сталям, а сталь по этим свойствам превосходит. Для нас ясно, что пришло время делать литые рельсы из сталистого чугуна. Первоочередное применение таких рельсов - для подъездных путей промышленных предприятий, узкоколеек предприятий по добыче полезных ископаемых, для Полесской железной дороги трамвайных путей, и, возможно, для метро. А главная перспектива - Великий Шелковый путь...»

Проект белорусских ученых поддержал основной потребитель тяжелых железнодорожных рельсов - ОАО «Российские железные дороги». В производственном объединении «Гомсельмаш» под руководством Леонида Сосновского сделаны первые такие рельсы. Они успешно прошли опытную эксплуатацию в Гомельской дистанции пути. В настоящее время получено принципиальное согласие на проведение испытания опытной партии рельсов на экспериментальном кольце Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта в Подмосковье. Теперь главная задача (довольно тяжелая в научном, техническом и финансовом плане) - изготовить опытную партию. Ну и, конечно, экспериментально доказать, что рельсы из сталистого чугуна также безопасны, как и стальные.

 

Людмила КОПАТЬ

Транспортный вестник

17.03.2016

К списку новостей за 2016 год