Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Локомотивному депо Калинковичи — 130 лет

15 февраля 2016

Вехи истории

В Российском государственном историческом архиве хранится «Дело об освидетельствовании работ на Лунинец — Гомельском участке Полесских железных дорог за 1884-1886 годы», сведения из которого удалось раздобыть А. Г. Прищепу. Из документов следует, что 26 ноября 1884 года были Высочайше утверждены технические условия сооружения Лунинец — Гомельского участка, строительство на котором завершилось в декабре 1885 года. К делу также приложена копия доклада Главной инспекции железных дорог. В ней указано, что на станции Мозырь (так до 18 апреля 1914 года именовалась в документах станция Калинковичи) имеется паровозное здание на три стойла и что «первый товарно-пассажирский поезд был отправлен после молебствия, совершенного в присутствии городских представителей, со станции Гомель в Лунинец 15 февраля 1886 года». С этой даты и начинается история локомотивного (тогда — паровозного) депо Калинковичи.

До Октябрьской революции приписной парк депо насчитывал 8 паровозов серии ОВ и один маневровый локомотив. В штате — 72 человека. Через станцию в сутки проходили два пассажирских и шесть грузовых поездов. Средний вес поезда составлял 500-600 тонн, скорость движения — 15 км/час. Расписания движения не было.

В ноябре 1917 года в Калинковичи пришла Советская власть. Активную работу по ее установлению проводили работники депо, они же при наступлении немцев в 1918 году уничтожили мост через реку Птичь. К периоду мирного строительства оборудование, паровозный парк предприятия, а это 12 паровозов серии ОВ, находились в запущенном состоянии, не хватало квалифицированных кадров. Паровозное и вагонное хозяйство были объединены, поэтому рабочим депо приходилось одновременно ремонтировать вагоны. Промывочный ремонт паровозов производился холодной водой от водопроводной сети. Норм на простой паровозов и ремонт вагонов не существовало. Механический цех имел малосильный движок, который приводил в действие три токарных станка. Механизация трудоемких работ отсутствовала, перетяжка бандажей колесных пар производилась нагревом бандажа на костре. Скатоспускной канавы не было, выкатка колес производилась вручную домкратами. Штат рабочих составлял 200 человек, многие из них жили в бараках на улице Подольской.

В 1936 году депо из оборотного становится основным. Наступило время технического перевооружения предприятия: была построена скатоспускная канава, введена электросварка, снабжение паровозов углем стало осуществляться паровозным краном, в приписном парке появились более мощные паровозы серии Э.

В первые дни Великой Отечественной войны коллективу депо была поставлена задача: эвакуировать в тыл паровозы, станки, оборудование. Последний эшелон, который вел машинист Андрей Плетнев, ушел с узла 22 августа 1941 года. В период немецкой оккупации депо сильно пострадало, но в начале 1945-го было полностью восстановлено. С других дорог сюда получили паровозы серии Э, с 1947 года в приписной парк задействовали трофейные паровозы серии ТЭ, а в 1948 году парк пополнился паровозами серии ТЛ. Техническое развитие продолжилось и в 50-е годы: сюда стали поступать паровозы серий СО и Д.

В 1965 году депо начало переходить на тепловозную тягу. Этот процесс закончился в 1973 году и потребовал переквалификации кадров основных профессий. С 1980 года и по настоящее время на предприятии построены здание цеха эксплуатации, котельная, прачечная, химчистка, столовая. Служебно-бытовые корпуса переоборудованы под учебные классы для повышения квалификации машинистов.

В разные годы Калинковичское депо возглавляли: заслуженный работник транспорта БССР М. А. Шелякин (был награжден орденом Ленина), Н. В. Фоменок, А. П. Удодов, О. И. Сидорейко, П. Н. Капитан, А. Н. Алексеев.

Современный этап

В настоящее время локомотивное депо Калинковичи является структурным подразделением республиканского унитарного предприятия «Гомельское отделение Белорусской железной дороги». С 2011 года его возглавляет Игорь Гордиенко, которого мы и попросили рассказать о сегодняшнем дне предприятия.

— Депо осуществляет перевозки по следующим направлениям: в пригородном движении — Калинковичи — Житковичи, Калинковичи — Гомель, Калинковичи — Словечно, Калинковичи — Василевичи — Хойники; в грузовом — Калинковичи — Лунинец, Калинковичи — Коростень, Калинковичи — Жлобин — Осиповичи, Калинковичи — Барбаров, Калинковичи — Могилев, Калинковичи — Гомель, Калинковичи — Хойники, Калинковичи — Минск; в пассажирском — Калинковичи — Минск. Наши локомотивные бригады и маневровые локомотивы обслуживают практически весь Полесский регион: Житковичи, Василевичи, Муляровку, Барбаров, Пхов, Козенки, Мозырь и Калинковичи.

Среди приоритетов — обеспечение безопасности движения и охрана труда. За 2015-й и начало нынешнего года в депо не зафиксированы события, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, производственными травмами.

Средств на новое оборудование и внедрение передовых технических процессов, направленных на повышение качества оказываемых услуг и производительности труда, экономию материалов и запасных частей мы не жалеем. В числе недавних приобретений — станция для проверки и диагностики систем кондиционирования воздуха, переносной газоанализатор, система тепловозных домкратов, гелиоводонагреватели и многое другое.

В планах на перспективу — переподготовка машинистов тепловозов и дизель — поездов для работы на электроподвижном составе в связи с предстоящей в ближайшие годы электрификацией направления Жлобин — Калинковичи.

— В 1917 году приписной парк депо насчитывал всего девять единиц подвижного состава… А сейчас?

— В приписном парке 44 единицы: 22 тепловоза серии ЧМЭ3, 7 тепловозов серии М-62, 6 -ТМЭ1, 3 — ТМЭ3, один — 2М-62, 2 дизель-поезда ДП1, грузоподъемный кран на железнодорожном ходу, два паровоза, которые задействованы в качестве стационарных установок для производства теплоэнергии. Подвижной состав постепенно обновляется: тепловозы ТМЭ1, ТМЭ3, 2М-62, дизель — поезда ДП1 пополнили парк в течение последних двух лет. Благодаря обновлению, а также профессионализму локомотивных бригад и инженерно-технических работников экономия топлива за прошлый год составила 457, 8 тонны на сумму 5002, 3 млн. рублей.

За бесперебойную работу подвижного состава отвечает коллектив цеха по ремонту и обслуживанию локомотивов.

На предприятии создана мощная ремонтная база, ведется постоянный поиск новых способов выполнения качественного ремонта и путей снижения стоимости обслуживания. Наши слесаря часто бывают в командировках по всем депо Белорусской железной дороги, где делятся с коллегами и опытом работы, и внедренными рационализаторскими предложениями, которых, к слову, через депо в среднем за год проходит порядка 30-40. Одно из последних — разработка связи «пассажир-машинист» для современных дизель — поездов ДП1.

Слесаря, специализирующиеся на ремонте электронного оборудования, подумав над проблемой, предложили свой вариант связи, который оказался удачным — уже оборудованы два дизель-поезда ДП1. Экономический эффект от рацпредложения составил 1 млрд. 280 млн. рублей. В его разработке активное участие принимали Павел Гридасов и Юрий Судаков. К слову, вышеназванные опытные работники и слесарь по ремонту подвижного состава Юрий Игнатович недавно прошли обучение по обслуживанию и ремонту кондиционеров и теперь успешно возвращают к жизни оборудование не только подвижного состава предприятий Гомельского отделения, но и всей Белорусской железной дороги.

Коллектив цеха выполняет ремонт и обслуживание ТР-1, ТО-3 и ТО-2 тепловозов и ТР-1, ТО-3 и ТО-2 дизель-поездов. В 2016-м планируется освоить средний ремонт в объеме СР-1 для дизель-поездов ДП1. Для привлечения дополнительных доходов мы беремся и за оказание работ для сторонних организаций, в которых имеется железнодорожная техника. Среди постоянных заказчиков — ЭЛОХ «Лясковичи» и ОАО «Мозырский спиртоводочный завод».

— Локомотивное депо — одно из крупных предприятий нашего города. Игорь Анатольевич, сколько человек трудится в возглавляемом вами коллективе?

— Всего — 544. Из них 61 имеет высшее образование, 129 — среднее специальное, 279 — профессионально-техническое. Учеба в ВУЗах и ССУЗах только приветствуется. Работники распределены по следующим подразделениям: цех эксплуатации, цех по ремонту и обслуживанию локомотивов, база топлива, участок по обслуживанию и ремонту инженерных сетей, дом отдыха, котельная.

Наш коллектив — это дружная, сплоченная команда единомышленников, которая умеет целенаправленно и ответственно трудиться на общий успех. Так, по итогам работы за 2005 и 2013 годы, за I полугодие 2008-го, 2009-го и 2013-го среди локомотивных депо Белорусской железной дороги предприятие занимало первое место. По результатам 2011 года цеху по ремонту и обслуживанию локомотивов присуждена премия им. машиниста В. А. Яцкевича, по результатам 2013-го аналогичной премией отмечен весь коллектив депо. По результатам 2014 года получен диплом I степени за лучшую организацию идеологической работы среди трудовых коллективов предприятий транспорта и связи Гомельщины. В прошлом году машинист Евгений Федорук и помощник машиниста Станислав Змушко одержали уверенную победу в конкурсе «Лучшая молодежная локомотивная бригада Белорусской железной дороги». Совсем недавно стало известно, что депо отмечено в числе предприятий Белорусской железной дороги, добившихся лучших результатов в организации безопасности движения с безусловной гарантией сохранности жизни и здоровья пассажиров, сохранности перевозимых грузов и высокого уровня сервисного обслуживания, а колонне маневрово-грузового движения, работу которой курирует машинист-инструктор Павел Смыковский, присуждена премия им. В. А. Яцкевича.

За всеми достижениями — ответственные люди, к которым в депо особое отношение, акцент сделан на социальную поддержку и внимание к каждому. Наверное, поэтому и недостатка кадров мы не ощущаем. Если необходимо, квалифицированных специалистов нам поставляют профильные учебные заведения, а рабочим специальностям для ремонтного цеха обучаем на месте. О комфортной, благоприятной атмосфере, царящей в коллективе, свидетельствует и преемственность поколений, большое количество семейных династий. Трудовой стаж некоторых из них составляет более 150 лет! Например, династия Толкач-Гамульских имеет общий трудовой стаж 195 лет, Касьян-Алексеевых — 157.

Многие работники локомотивного депо награждены высокими наградами и знаками «Почетный железнодорожник», «Выдатнік Беларускай чыгункі", «Отличный работник Белорусской железной дороги». Знак «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» появился только в 2014 году, но в нашем коллективе его уже успели получить машинисты Александр Денисенко и Александр Петрушенко, мастер Игорь Лось. Нагрудным знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 100000 км» отмечены машинисты Александр Шахтарин, Александр Петрушенко, Владимир Пастушенко, Михаил Дуб, Сергей Трубкин, Николай Тишкевич, Виктор Урбан, Владимир Михайленко, машинист-инструктор локомотивных бригад Михаил Прищеп, а «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км» — машинисты Виктор Бондаренко, Владимир Титовец, Иван Смыковский, Михаил Крент, Владимир Дешкович, Александр Зиновенко. Почетную грамоту Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в прошлом году получил машинист Петр Гвоздь. В общем, достойных работников в депо очень много и перечислить всех просто-напросто не представляется возможным.

— Но, насколько мне известно, коллектив предприятия живет не только производственными заботами, трудовыми достижениями. Умеете вы и отдыхать…

— Активно, интересно, полезно, весело, познавательно — отдых и труд в депо рядом идут. Наши работники являются постоянными участниками спортивно-массовых мероприятий, творческих и интеллектуальных конкурсов, которые проводятся в районе, на Калинковичском железнодорожном узле и Гомельском отделении дороги. У нас сильные команды по волейболу, мини-футболу, настольному теннису. Не занимать юмора и находчивости команде «Точняк» Клуба веселых железнодорожников.

Для коллектива давно стали традиционными экскурсионные поездки как по Беларуси, так и за ее пределами, посещения концертов, которые проходят в нашем городе или в Доме культуры железнодорожников (г. Гомель), чествование юбиляров. Здесь, конечно, не могу не отметить активную работу нашего профсоюзного лидера Ирины Дашкевич. Человек на своем месте, а потому профсоюзная жизнь в депо бьет ключом.

Что касается социальной поддержки работников и ветеранов предприятия — она у нас стабильная и надежная: коллективный договор и программа «Забота», предполагающие защиту со всех сторон, реализуются в полном объеме. Для комфорта и удобства сотрудников на территории депо круглосуточно работает столовая, в каждом цеху оборудованы комнаты отдыха и приема пищи, а для тех, кто увлекается спортом или просто следит за здоровьем, открыты два тренажерных зала. Кроме того, наши работники имеют возможность бесплатно посещать бассейн (2 раза в неделю) или футбольный зал (один раз) в ДЮСШ №1, всего за 15% от стоимости путевки ежегодно оздоравливаться в Гомельском железнодорожном санатории. Там же могут отдыхать и ветераны предприятия, и несовершеннолетние дети сотрудников в сопровождении родителей.

— Игорь Анатольевич, что вас, как человека, отдавшего одному предприятию более двадцати лет, радует в юбилей?

— В свое время я окончил БелГУТ. Прошедшие годы показали: с выбором профессии не ошибся. И сегодня меня особенно радует, что мне нравится моя работа и я иду на нее с удовольствием — это важно для любого человека. Ведь если выбранное дело не в радость, ты перестаешь ставить новые вершины и их покорять. Еще меня радует, что в коллективе депо много сотрудников, влюбленных в свою профессию. Они — поддержка и опора руководителя.

Что-то хотите пожелать работникам и ветеранам предприятия накануне юбилея?

— Обязательно! Здоровья, семейного и материального благополучия, удачи и успехов во всем, вдохновения и инициативы в работе, любви, добра и понимания в жизни. Пусть вас никогда не покидают хорошее настроение и уверенность в завтрашнем дне. Ветеранам — отдельное спасибо за их вклад в развитие предприятия, молодежи — терпения, выдержки, оптимизма в нашем непростом, но таком интересном и нужном деле.

Татьяна Зубец

http://www.knews.by/2016/02/lokomotivnomu-depo-kalinkovichi-130-let/

12.02.2016

К списку новостей за 2016 год