Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Белорусский транзит

01 октября 2015

Обеспечивается опережающим инфраструктурным развитием

Еще в советские времена Белорусская железная дорога выполняла функции основной пограничной магистрали, через которую происходил импорт и экспорт товаров в страны восточной и Западной Европы. Эту роль белорусскую магистраль играет и по сей день. Хотя с 2014 года для внешней торговли России, а также других стран СНГ наступили не самые лучшие времена, все же транзитные перевозки через Белоруссию сохраняются на довольно высоком уровне и продолжается развитие инфраструктуры пограничных переходов.

В основном сеть БЖД использует колею шириной 1520 мм. В пределах Брестского узла, а также на подходах со стороны Польши к станциям Гродно и Свислочь действуют участки западно-европейской колеи шириной 1435 мм. На приграничных участках колеи 1435 мм около Бреста и Гродно применяется электрификация на постоянном токе 3 кВ. Это позволяет электровозам и электропоездам Польских железных дорог (РКР) заходить на пограничные станции Белоруссии.

Остальные соседи Белоруссии используют широкую колею 1520 мм, и поэтому особых проблем с передачей составов на их магистрали не возникает.

Объемы

В прошлом году по Белорусской железной дороге было перевезено 141,4 млн. тонн грузов, из которых на транзит пришлось 45,1 млн. тонн. По сравнению с данными за 2013 год в прошлом году перевозки на дороге увеличились на 1%. Погрузка на Белорусской дороге достигла 83,5 млн. тонн, увеличившись по сравнению с 2013 годом на 5%.

Если анализировать структуру транзита по основным видам грузов, то картина получится следующей: наибольшие объемы приходятся на каменный уголь, которого перевезли 24,5 млн. тонн, а также на нефть и нефтепродукты — 8,4 млн. тонн. Перевозки черных металлов были выполнены в размере 1,9 млн. тонн, зерна — 1,7 млн. тонн, а минеральных удобрений 1,5 млн. тонн.

В основном транзит осуществляется с РЖД в сторону портов Балтики. Это хорошо видно из распределения транзитного потока по странам. Наибольший объем, 52% транзита, приходится на Латвию, еще 21% - на Калининградскую область и 15% следует в Литву. Лидерство латвийского направления объясняется тем, что в 2014 году в порты Вентспилс и Рига поступило 19 млн. тонн каменного угля из России.

По территории Белоруссии четко прослеживаются четыре направления следования транзитных грузов. Первое и наиболее мощное из них начинается по станции Заольша, служащей стыковым пунктом с Московской железной дорогой. Через Витебск и Полоцк составы с российским экспортом передаются на Латвийскую магистраль. Именно по этой линии осуществляются основные перевозки российского угля.

Второе и третье направления грузопотока имеют общий начальный пункт, станцию Красное, на которую поступают грузовые поезда с Московской магистрали. До Минска оба транзитных грузопотока следуют по одной линии Орша — Минск. В пределах столичного железнодорожного узла происходит разделение вагонопотоков. Один из них, наиболее мощный, через пограничную станцию Гудогай уходит в Литву, где разветвляется на Клайпеду и Калининград.

Менее мощный, но все же по республиканским меркам достаточно значимый, поток грузов следует в Брест для дальнейшей перегрузки товаров на колею 1435 мм и следования по магистралям Западной Европы.

Перевозки транзитных грузов по стыковым станциям с Юго-Западной и Львовской дорог в 2014 году были незначительны.

Из-за неблагоприятной экономической обстановки в первой поло­вине текущего года производственные показатели оказались куда более скромными, чем в 2014 году. В общей сложности с января по июнь было перевезено 63 млн. тонн грузов, что составляет лишь 90% объемов перевозок за аналогичный период прошлого года. Спад коснулся почти всех видов перевозок за исключением вывоза товаров за пределы республики. Например, транзит за первые шесть месяцев текущего года составил лишь около 19,5 млн. тонн, или 81% показателей годичной давности. Единственное исключение — вывоз товаров в другие страны. Здесь перевозки увеличились до 22 млн. тонн, что равно 104,3% уровня прошлого года.

Брестский узел

Крупнейший в республике перегрузочный район на стыке «пространства 1520» и европейской колеи 1435 мм действует в Бресте. При этом схема этого железнодорожного узла такова, что к нему ведет два подхода заграничной колеи со стороны Польши. Один из них соединяет станцию Малашевичи и Брест-Центральный. Второй подход начинается на польской станции Черемха и через белорусскую станцию Высоко-Литовск выходит на грузовую станцию Брест-Северный. Первый переход представляет собой электрифицированную линию, а второй действует на тепловозной тяге.

Приграничный узел включает несколько станций, имеющих парки путей как российской, так и западноевропейской колеи: Брест-Центральный, Брест-Полесский, Брест-Восточный и Брест-Северный, где и происходит основная перегрузка из европейских вагонов в подвижной состав «пространства 1520».

Стоит отметить, что пути отечественной колеи продолжаются и на польскую станцию Малашевичи, представляющую собой крупный перегрузочный район. В последние годы между логистическими компаниями, работающими как с белорусской, так и с польской стороны границы, идет конкуренция за право производить перегрузку и другие грузовые операции.

Для выполнение операций по перегрузке в 2009 году было создано предприятие «Брестгрузтранслогистик» — филиал РУП «Брестское отделение Белорусской железной дороги». Основой для его создания послужила ранее существовавшая Брестская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ.

Данное предприятие занимается перегрузкой контейнеров, тяжеловесных, длинномерных, негабаритных и других грузов из подвижного состава одной колеи в вагоны другого стандарта. Терминалы «Брестгрузтранслогистики» расположены на станции Брест-Северный. Для грузовых операций используются мощные краны грузоподъемностью от 6 до 160 тонн.

Действует площадка по перегрузке большегрузных контейнеров, которая имеет пути российской и западноевропейской колеи и оснащена козловыми кранами грузоподъемностью 32 и 50 тонн. Одновременно могут производиться операции с двумя составами европейского подвижного состава. Здесь имеется возможность перегрузки 20- и 40-футовых контейнеров не только в вагоны, но и на автотранспорт. Длина контейнерной площадки составляет 1090 метров.

Отдельно функционирует площадка по перегрузке грузов из открытого подвижного состава, где осуществляются операции с колесной техникой, лесоматериалами, тарно-штучными грузами. Длина этого терминала 500 метров, он оснащен козловыми кранами грузоподъемностью 10,30 и 50 тонн.

Площадка для тяжеловесных грузов имеет длину 100 метров. Она оснащена краном грузоподъемностью 160 тонн.

Перевалка сыпучих грузов осуществляется на открытой площадке длиной 350 метров. Для этой цели применяются грейферные краны на железнодорожном ходу.

Для грузов, которые нуждаются в защите от атмосферных осадков, построен крытый склад ангарного типа. Внутри него могут разместиться 12 вагонов европейской и 12 единиц подвижного состава широкой российской колеи. Перегрузка из одного вагона в другой здесь производится при помощи дизельных автопогрузчиков. Помимо этого используется крытая грузовая платформа протяженностью 360 метров. Здесь также работают автопогрузчики, обеспечивая перемещение тарно-штучных и пакетированных грузов из одного вагона в другой.

И, наконец, оборудованы перегрузочные фронты для обработки скоропортящихся грузов. Их перемещение из одного рефрижераторного вагона в другой осуществляется внутри склада ангарного типа, имеющего полезную длину 350 метров.

По данным за 2014 год, всего по пограничным переходам Белорусской дороги с Польшей в обоих направлениях было перевезено 5,5 млн. тонн грузов, что составляет 92% от уровня 2013 года. При этом на пограничный переход Брест — Тересполь пришлось 3,7 млн. тонн, или 67% общего размера перевозок в Польшу. Объемы перевозок через Брест в прошлом году были практически стабильны, они составляли 98,4% к уровню 2013 года.

Свислочь — Семенувка

Севернее Бреста расположен пограничный переход Свислочь — Семенувка, открытый для грузового движения в 1969 году. В первой половине 1970-х годов на станции Свислочь была построена инфраструктура для перегрузки товаров. Для переработки тарно-штучных грузов, поступающих в крытом подвижном составе, был построен склад ангарного типа, оборудован пункт перестановки вагонов с тележек одной колеи на ходовые части другого стандарта. Пути европейской колеи заходят в этом месте на территорию республики на 14 км.

В то же время широкая колея заходит на польскую территорию до станции Семенувка, где действует открытая грузовая платформа для перегрузки подвижного состава.

В последние годы в Свислочи перегружают главным образом каменный уголь, кокс, известковый камень, древесину и древесную щепу. Здесь также могут перегружаться тарно-штучные грузы, перевозимые в крытых вагонах, с массой одного места до 3 тонн.

По своей перерабатывающей способности переход Свислочь — Семенувка сильно уступает другим стыкам с Польскими железными дорогами. Так, в прошлом году здесь было перегружено лишь 460 тыс. тонн грузов, что составляет 9% международных перевозок между Белоруссией и Польшей. Однако вопреки общей тенденции на сокращение перевозок по направлению Восток — Запад и обратно здесь объемы транзита увеличиваются. Так, например, показатель 2014 года составил 118% к уровню 2013 года.

В этом году рост перевозок через Свислочь продолжился — за пять месяцев 2015 года перевозки по этому переходу достигли 234 тыс. тонн, что в 1,4 раза больше, чем в тот же период прошлого года.

Летом 2015 года на станции Свислочь и подходе к ней выполнялись работы по замене рельсошпальной решетки. Вместо верхнего строения пути на деревянных шпалах велась укладка звеньев с железобетонными шпалами.

Гродно — Кузница-Белостокская

Вторым по значению пограничным переходов в Польшу в пределах республики можно считать перегрузочный район Гродно — Кузница-Белостокская. На этот стык в 2014 году приходилось 24% всех перевозок из Белоруссии на сеть РКР. В абсолютных цифрах здесь в прошлом году пропустили через границу 1,3 млн. тонн грузов, что составляет лишь 73% от уровня 2013 года.

На всем протяжении линии Кузница-Белостокская — Гродно эксплуатируются главные пути как колеи 1435 мм, так и колеи 1520 мм. Фактически здесь параллельно работают две однопутные линии разной колеи.

Магистраль европейского стандарта электрифицирована и заходит вглубь Белоруссии на 22,3 км, а по главному пути широкой колеи поезда следуют на тепловозной тяге. В пределах этого участка расположены также станции Брузги и Лососна.

В основном в Польшу следуют уголь, лесные грузы, удобрения, метанол и бензин. В обратном направлении транспортируют нефтяные масла, кокс, известковый камень, строительные и химические грузы.

Несколько лет назад в глубине территории Польши на перегоне между станциями Кузница-Белостокская и Сокулка был построен перегрузочный терминал Centrum Logistyczne w Lososnej. Название, в которое входит топоним «Лососна», может вызывать некоторую путаницу, поскольку станция с таким же названием есть и в Белоруссии, причем на этом же пограничном переходе. Применение этого названия обусловлено тем, что река с названием Лососна протекает вдоль трассы железной дороги и соответственно может применяться к ее ближайшим окрестностям.

Польский терминал был открыт 15 января 2010 года на месте бывшего гравийного карьера. Здесь построили три пути европейской и три пути широкой колеи. Общая площадь терминала — 40 га. В основном он используется для перевалки каменного угля.

В условиях спада

Белоруссия обладает хорошо оснащенными пограничными переходами, соединяющими ее с соседними странами. Перегрузочные мощности терминалов, расположенных на белорусско-польской границе, вполне достаточны для обеспечения сложившихся грузопотоков. Более того, есть резервы их перерабатывающей способности.

Однако общая экономическая нестабильность как в России, так и на международном рынке сырья, особенно нефти и угля, не позволяет сделать благоприятный прогноз для транзитных перевозок по Белоруссии. Значительный спад перевозок, произошедший в первом полугодии, по всей видимости, сохранится до конца текущего года. В любом случае объемы перевозок на этот год по Белорусской железной дороге будут существенно ниже прошлогодних. При этом данная тенденция затронула не только грузовые, но и пассажирские перевозки.

Несмотря на это, на Белорусской дороге продолжается обновление путевой инфраструктуры на переходе Свислочь — Семенувка, а станция Брест-Центральный подготовлена к пропуску поездов Talgo сообщения Москва — Берлин.

Думается, что позиция БЖД, несмотря ни на что развивающей свои стыки с рельсовыми путями соседних государств, абсолютна правильная. Экономическая конъюнктура быстро меняется. Проекты же по развитию инфраструктуры всегда требуют для своей реализации довольно длительного времени. Так что готовиться нужно заранее.

ТОЧКА РАЗДВИГА

В январе 2015 года испанские и белорусские специалисты установили в Бресте переводное устройство для изменения колеи у вагонов Talgo. При пропуске этих вагонов через данное устройство колея изменяется с 1435 на 1520 мм или наоборот. Для запуска этого оборудования работники Белорусской дороги выполнили переустройство железнодорожных путей, устройств СЦБ. Предполагается, что благодаря подвижному составу Talgo время пересечения пассажирским поездом границы сократится с 2 часов до 30 минут. Такая экономия будет достигнута благодаря ненужности смены тележек для вагонов Talgo.

 

Транспорт

2015 № 9

К списку новостей за 2015 год