Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Language

Эти парни «лечат» тепловозы

05 июня 2015

В приписном парке локомотивного депо Калинковичи — 46 единиц подвижного состава: 25 тепловозов серии ЧМЭ3, 4 тепловоза серии ТМЭ1, 3 — ТМЭ3, 7 — М62, один — 2М62, 3 дизель — поезда ДП1, грузоподъемный кран на железнодорожном ходу, два паровоза.

За их бесперебойную работу отвечает коллектив цеха по ремонту и обслуживанию локомотивов, которым руководит Николай Капитан.

 

— На нашем предприятии создана хорошая, надежная ремонтная база, — рассказывает он. — Не подумайте, что хвалюсь, но не могу не отметить, что наши слесаря по ремонту подвижного состава часто бывают в командировках по всем депо Белорусской железной дороги, где делятся с коллегами и опытом работы, и внедренными рационализаторскими предложениями, которых, к слову, через наш цех в среднем за год проходит порядка 30 — 40.

Одно из последних — разработка связи «пассажир-машинист» для современных дизель-поездов ДП1. Создатели данной железнодорожной техники в Польше запросили за эту услугу баснословные деньги. Слесаря, специализирующиеся на ремонте электронного оборудования, прокорпев некоторое время над микросхемами, предложили свой вариант связи, который оказался удачным: ею уже оборудован один дизель-поезд. На очереди — еще пять: два собственных и три — локомотивного депо Могилев, где по достоинству оценили новаторскую идею коллег — калинковичан. Экономический эффект от рацпредложения составил 1 млрд. 280 млн. рублей. В его разработке активное участие принимали Павел Гридасов и Юрий Судаков. В слесарное дело каждый из них пришел своим путем. Обоим интересен именно ремонт электронного оборудования, требующий не только внимательности, но и изучения новой компьютерной техники, знаний в области программирования. В общем, постоянного профессионального совершенствования, которое характерно для всех членов коллектива цеха. А это — 88 человек, распределенных по трем участкам: участок ТО-2, участок ТО-3 и участок по восстановлению узлов и агрегатов.

— Участок ТО-2 занимается текущим обслуживанием всех тепловозов (за исключением пассажирских), проходящих через станцию Калинковичи. На него по регламенту отводится всего 72 минуты, за которые нужно произвести осмотр ходовой части, тормозной системы, тяговых двигателей, вспомогательных машин, трансформаторов и электрических аппаратов, и, если все в порядке, отправить тепловоз дальше по маршруту следования. Слесарю, работающему на этом участке, необходимо обладать профессиональным чутьем, умением действовать в команде: ведь тепловоз одновременно осматривают семь человек под руководством мастера. Их движения отточены до автоматизма, потому что превышение лимита времени недопустимо: поезд не должен отклоняться от графика, — рассказывает Николай Николаевич и предлагает познакомиться с одним из мастеров участка ТО-2 Дмитрием Мельником — молодым, перспективным специалистом, начинавшим свой профессиональный путь после окончания БелГУТа в цеху слесарем. Его мы застали у токаря Сергея Капитана, который трудится на предприятии более 20 лет, за обсуждением рабочих моментов.

— Не обидно было, получив высшее образование, взяться за гаечный ключ и молоток? – интересуюсь я.

— Нет, что вы! В нашем деле, как не грызи теорию, без практики никуда, — говорит Дмитрий. — Пока своими руками не ощупаешь все детали тепловоза, не осмотришь каждую неисправную запчасть, хорошего слесаря, а тем более мастера, из тебя не получится. И потребуются на это не год — два, а минимум десять. Поэтому, честно признаюсь, невзирая на занимаемую должность, я не стесняюсь советоваться с более опытными коллегами.

Участок ТО-3 выполняет техническое обслуживание (на него отводится до 8 часов) только приписных тепловозов. Объем работ в этом случае включает обслуживание и испытание тормозного оборудования. Автосцепных устройств, скоростемеров, автоматической локомотивной сигнализации, колесных пар и многое другое.

Немногословный слесарь Евгений Кудравец ответственно трудится здесь более десяти лет и уже хорошо знает все сильные и слабые места, характерные «болезни» каждого тепловоза. Накопленный опыт помогает быстрее выявить неисправность и оперативно их устранять.

— «Старички» ЧМЭ3 и М-62, которые эксплуатируются на магистрали долгие годы, требуют особого внимания, заботы, — рассказывает он. — Мы научились «лечить» их настолько качественно, что, невзирая на преклонный возраст, они достойно выглядят рядом с нашей «молодежью».

«Молодежь» — это тепловозы ТМЭ1 и ТМЭ3, которые пополнили приписной парк локомотивного депо в прошлом и текущем годах. Они славятся быстротой, маневренностью, минимальным расходом топлива. Тепловозы ТМЭ1 сегодня обслуживают станцию Барбаров. Экономический эффект от их приобретения по концу года составит 2,5 млрд. рублей. В числе «старичков» — и два паровоза, один их которых — 1946 года выпуска. Понятное дело, они давно не «бегают» по рельсам, но и не простаивают бесцельно: в отопительный период используются в качестве котельных.

Рассказывая о работе слесарей, Николай Капитан отмечает:

— Обычно у них есть определенная специализация. Например, один отвечает за ремонт двигателя, второй — топливной системы, третий — тормозов. Но когда долгое время трудишься рядом, то волей неволей вникаешь во все особенности работы напарника, можешь без проблем прийти ему на помощь, подменить на определенном участке. Вот слесаря Григория Белого, который специализируется на ремонте тормозной системы, куда не поставь — везде справится. Такому мастерству предшествовал десятилетний стаж работы и желание досконально освоить профессию.

В среднем за месяц коллектив цеха проводит текущее обслуживание в объеме ТО-2 более 600 секций локомотивов, ТО-3 — 25-27. Кроме того, осуществляет текущий ремонт 4-5 секций в объеме ТР1. Последний включает в себя осмотр, ремонт и ревизию основных узлов ходовых частей, рессорного подвешивания, ударно-сцепных устройств, песочного оборудования, тяговых двигателей, пуско-тормозных резисторов и т. д. На него отводится до 36 часов, за которые бригада слесарей должна ликвидировать неполадки и вернуть тепловоз в строй.

Также коллективом недавно был освоен ремонт ТР2, на очереди — освоение ТР3 для дизель — поездов серии ДП1. Для привлечения дополнительных доходов берутся здесь и за оказание работ для сторонних организаций, в которых имеется железнодорожная техника. В числе постоянных заказчиков — ЭЛОХ «Лясковичи» и ОАО «Мозырский спиртоводочный завод».

— Когда машина приходит на ремонт, мастер, прежде всего, изучает бортовой журнал, — рассказывает Николай Капитан. — Смотрит, какие есть замечания, обнаруженные локомотивной бригадой в пути следования, рассказывает о них слесарям. Те вдобавок, каждый на своем участке, скрупулезно ищут неисправности. Ничто не ускользнет от их наметанного глаза. Ведь вы сами понимаете: неисправный тепловоз в пути — большие проблемы, которые мы допустить не вправе.

 

Татьяна Зубец

Калінкавіцкія навіны

04.06.2015

К списку новостей за 2015 год