Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Language

Современные дизель-поезда в Беларуси

9 января 2015


В. А. Мазец, первый зам. начальника службы локомотивного хозяйства
ГО «Белорусская железная дорога» (БЧ)

В 2014 году по белорусской железной дороге впервые начали курсировать трехвагонные дизель-поезда производства польской компании PESA Bydgoszcz SA. Новый подвижной состав с 1 мая текущего года введен на международном маршруте Минск — Вильнюс и уже продемонстрировал свою востребованность у пассажиров. Населенность составов в зависимости от дня недели составляет от 80% до 100%. Всего согласно контракту, заключенному в феврале 2013 года, на железную дорогу в 2013–2014 годах были поставлены 3 трехвагонных дизель-поезда ДП3.

Успешное сотрудничество


Дизель-поезда
ДП3 (рис. 1) являются новой разработкой PESA Bydgoszсz SA, которые были заказаны БЧ в соответствии с техническим заданием. Проведения корректировки нормативной базы под данный подвижной состав не потребовалось.

Все этапы проекта, включая проведение сертификационных испытаний и опытной эксплуатации, были реализованы в запланированные сроки. Испытания новой техники осуществлялись ООО «Балтийский испытательный центр» при участии PESA Bydgoszcz SA и БЧ на территории Польши и на участках белорусской магистрали. При проведении сертификационных испытаний проверено и обработано более 250 показателей безопасности. Завершающим этапом стала официальная передача сертификата соответствия НБ ЖТ ЦТ 01-98 «Дизель-поезда. Нормы безопасности» на трехвагонные дизель-поезда ДП3.

Предназначение и технические характеристики

Дизель-поезд ДП3 предназначен для перевозки пассажиров на неэлектрофицированных железнодорожных путях БЧ и стран ближнего зарубежья с шириной колеи 1520 мм (табл. 1).

Табл. 1. Технические характеристики дизель-поезда ДП3
 

Табл. 2. Периоды по межремонтным пробегам для дизель-поездов ДП3

Машинисты, осуществляющие эксплуатацию данных дизель-поездов, прошли соответствующее обучение и подготовку в Польше и Беларуси. В настоящее время обслуживание дизель-поездов проводится на базе и силами специалистов локомотивного депо «Минск» под техническим надзором производителей. По сравнению с существующим на БЧ подвижным составом дизель-поезда ДП3 имеют увеличенные межремонтные пробеги, а также меньший объем работ при их обслуживании. Межремонтные пробеги дизель-поездов ДП3 компании PESA более, чем в 2 раза превышают аналогичный показатель дизель-поездов серии ДР1, что позволяет сократить эксплуатационные расходы в 4,3 раза (табл. 2). Как в настоящее время, так и в дальнейшем обслуживание силовых единиц дизель-поезда будет отдано на аутсорсинг.


Что касается оборудования тягового привода дизель-поезда ДП3 с гидродинамической передачей, то оно не потребовало специальных доработок подвижного состава с учетом электромагнитной совместимости с инфраструктурой колеи 1520 мм (рис. 2).

Кузов и тележки

Дизель-поезд ДП3 состоит из трех вагонов — двух моторных и одного прицепного. Кузов каждого вагона сварной и представляет собой закрытую несущую конструкцию, опирающуюся на две двухосные тележки посредством пневматической рессоры (воздушной подушки). Ведущая и ведомая тележки типа 5MSg и 11ASg предназначены для движения с максимальной эксплуатационной скоростью (до 140 км/ч). Тележки и их элементы соответствуют требованиям UIC, а также ГОСТ 9238. Моторная тележка 5MSg оснащена передачами VOITH типа КЕ485 и СК485 и шарнирным валом. Пневматические подушки и пружины тележек обеспечивают гашение вибраций, действующих на кузов. Рама тележки представляет собой пространственную сварную конструкцию, которая состоит из двух лонжеронов и поперечной балки. Стояночный пружинный тормоз работает при помощи тормозных цилиндров — по одному на каждой колесной паре и имеет два зажимных механизма с фрикционными накладками. Для уменьшения износа колесных пар тележки оборудованы системой смазки гребней колес. Именно это дает хорошие ходовые свойства в сфере безопасности и комфорта, минимизацию износа рабочей поверхности колес за счет применения дискового тормоза и простоты конструкции.

Что касается кузова, то основные его элементы выполнены из сталей S355J2 и 555W optima. Лобовые части кабины головных вагонов оборудованы системами поглощения энергии от соударений (краш-элементы). Для соединения между собой дизель-поезда ДП3 имеют автосцепки Шафенберга; с локомотивами, оборудованными автосцепками СА-3, — специальные адаптеры.

Внутрисалонное устройство

Новый подвижной состав соответствует современным требованиям безопасности движения и комфорта. К услугам пассажиров — просторные салоны, мягкие кресла с индивидуальными регулировками положения спинки и подлокотников (рис. 2а, 2б). Среди преимуществ поезда — установленная в каждом вагоне система кондиционирования воздуха, устройство тепловых завес входных дверей, препятствующих поступлению холодного воздуха снаружи и выходу теплого из салона, пониженный пол (600 мм), позволяющий быстро осуществлять посадку и высадку.

Дизель-поезд оснащен прислонно-сдвижными входными дверями с электроприводом, закрывающимися и открывающимися после нажатия внешних или внутренних специальных кнопок, расположенных на них, а также оборудованных системой, которая препятствует зажатию пассажира. Для удобства посадки и высадки на платформы высотой 200 и 550 мм входные двери имеют выдвижные ступеньки. Для пассажиров с ограниченными физическими возможностями с низких платформ предусмотрены ручные трапы.

В поезде установлены два туалетных комплекса вакуумного типа, один из которых приспособлен для пассажиров с ограниченными физическими возможностями, а также оборудован откидным пеленальным столиком для пассажиров с детьми (рис. 3).

Что касается окон, то одни из них — глухие и являются одновременно аварийными выходами, другие имеют открывающуюся верхнюю часть. Также дизель-поезд оборудован системой голосового и визуального (информация по маршруту следования на пассажирских информационных мониторах) оповещения пассажиров. Для обеспечения общей безопасности в салоне дизель-поезда ведется видеонаблюдение.

Двигатели, система обогрева и тормозная система

Для привода использованы два двенадцатицилиндровых, четырехтактных двигателя фирмы МАN тип D2842LE622, мощностью 577 кВт каждый, с трехступенчатой гидропередачей Т212 фирмы Voith. Для обогрева салона задействована тепловая энергия системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Кабина машиниста обогревается от наддува теплого воздуха из подогревателя водяной системы GЗ619 фирмы Konvekta. На дизель-поезде установлены два комплекта никель-кадмиевых аккумуляторных батарей SRX. Внутри поезд и отсек двигателя контролируются противопожарной сигнализацией. Параметры работы, состояния устройств и дислокации поезда регистрируются системой Teloc HASLER.

В дизель-поезде применены механические, пневматические и электропневматические тормоза производства Knorr Bremse. Электропневматический и пневматический воздействуют на тормозные диски обеих тележек. Для уменьшения износа колесных пар дизель-поезд оборудован гребнесмазывателями.

Кабина машиниста

Кабина машиниста оборудована пультом управления (рис. 4), регулируемыми креслами для машиниста и его помощника и дополнительным — для машиниста-инструктора. С целью улучшения условий труда локомотивных бригад в кабине установлены система кондиционирования воздуха, холодильник и микроволновая печь.

Видимость пути обеспечивает лобовое стекло с электрическим обогревом. Для хорошего обзора используется система омывания и очистки стекол, для этого в кабине расположен бачок с жидкостью объемом 10 л. Светофильтры лобового и боковых стекол позволяют регулировать попадание солнечных лучей внутрь кабины. Пульт управления машиниста оборудован комплексным локомотивным устройством безопасности КЛУБ-У, цифровой поездной радиосвязью стандарта GSM и телемеханической системой контроля бодрствования машиниста ТСКБМ. Дополнительно для обеспечения безопасности движения рабочее пространство машиниста оборудовано монитором для отображения информации системы наружного и внутреннего видеонаблюдения.

 

В. А. Мазец

Техника железных дорог

2014 № 4

К списку новостей за 2015 год