Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Коэффициент адаптации

15 августа 2014

Методике формирования ставок вагонов Единого парка придадут рыночный характер

Железнодорожные администрации постсоветского пространства подготовили предложения по изменению расчёта ставок платы за использование вагонов Единого парка.

В случае их принятия кардинально поменяется сам принцип Методики.

На совещании рабочей группы Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества по вопросам эксплуатации грузовых вагонов в новых условиях, прошедшем под председательством старшего вице-президента ОАО «РЖД» Анатолия Краснощека в Риге, принято несколько решений, связанных с работой Единого парка «пространства 1520».

Во-первых, предложено совместно с утверждением проекта «Методики определения базовых ставок платы за пользование грузовыми вагонами Единого парка» (далее – Методика) внести изменения в Соглашение о единой системе управления и использования парка грузовых вагонов (далее – Соглашение). А именно 6-ю статью Соглашения предлагается изложить в следующей редакции: «Базовые ставки платы за пользование грузовыми вагонами Единого парка устанавливаются Советом по родам грузовых вагонов в соответствии с Методикой определения базовых ставок платы за пользование грузовыми вагонами Единого парка».

Как пояснил заместитель начальника департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД» Евгений Ковырнов, сейчас в соглашении есть ссылка на методику, которая построена на затратных принципах формирования ставок за пользование вагонами: она основывается на затратах, которые несут железнодорожные администрации.

«В случае с Единым парком несколько иной подход. По сути, мы привлекаем вагоны собственников, поэтому наших собственных затрат (затрат администраций. – Ред.) здесь быть не может, – отметил господин Ковырнов. – И поэтому потребовалось соответствующее внесение изменений в соглашение, по которым принцип формирования ставок платы за пользование вагонами Единого парка должен основываться на рыночных правилах. Иными словами, рынок должен определить ставку вагону, который привлекается в Единый парк. В противном случае сама идея этого парка бессмысленна».

По его словам, инструмент определения ставки на рыночных принципах в рамках рабочей группы обсуждался неоднократно, и всем участникам он понятен. Это так называемый «коэффициент рыночной адаптации», который формируется на базе данных рынка в части цены за подвижной состав.

Предложение по внесению соответствующих изменений в Соглашение будет рассмотрено на 61-м заседании Совета.

Кроме того, на заседании российская сторона представила информацию об опыте работы ОАО «РЖД» с консолидированным парком приватных вагонов по управлению порожними рейсами: как о положительных эффектах, так и о проблемах, с которыми столкнулась компания. По словам Евгения Ковырнова, прямой привязки к Единому парку в данном случае нет, так как в рамках работы с консолидированным парком реализован другой принцип управления, нежели тот, который предполагается при работе с Единым парком. Но какие-то элементы опыта ОАО «РЖД» всё же могут быть учтены.

Ещё одним решением по итогам заседания стала разработка программного обеспечения по учёту и расчётам за пользование вагонами Единого парка.

«Мы практически на сегодня сформировали методологические решения по реализации работы Единого парка. И, естественно, необходимо внесение соответствующих изменений в программное обеспечение, которое обеспечивает нам прежде всего формирование справочной и итоговой информации о работе парка, на базе которой строятся финансовые расчёты и возникает финансовая ответственность, – подчеркнул Евгений Ковырнов. – Поэтому без решения вопросов, связанных с разработкой этого программного обеспечения, начало работы Единого парка невозможно».

Дирекция Совета проинформировала о том, что тема «Развитие ИБМУ. Система регистрации и учёта грузовых вагонов Единого парка» может быть включена в план НИОКР 2015 года. Данный вопрос сейчас находится на согласовании. И только после ввода в эксплуатацию соответствующего программного обеспечения, отмечается в протоколе заседания, будет целесообразным определить возможный срок введения в действие ЕСУ ПГВ – единой системы управления и использования парка грузовых вагонов.

Поучаствовать в разработке программного обеспечения для Единого парка при необходимости готовы и специалисты Белорусской железной дороги, сообщил начальник службы перевозок БЖД Иван Войтехович. По его словам, белорусская сторона будет участвовать в формировании и других нормативных документов для создания общего парка «пространства 1520», так как предполагается, что вагоны будут работать максимально эффективно. Главное, говорит он, чтобы у них было минимум порожнего пробега, а у администраций, соответственно, – экономических издержек.

Создание Единого парка поддерживает и Эстонская железная дорога, сообщила пресс-секретарь предприятия Лийна Халлик. Но, как будет работать этот парк, насколько эффективно проявит себя, покажет время. Пока «это всё-таки концепция», отметила она.

В ДОСЬЕ

Процесс реформирования железнодорожного транспорта и переход к рыночным отношениям обусловили необходимость совершенствования технологии перевозок в международном сообщении. В настоящее время многие железнодорожные администрации в ходе проводимых структурных преобразований передают свой инвентарных парк грузовых вагонов дочерним обществам. В этих условиях железнодорожные администрации начали сталкиваться со стихийным перемещением вагонов собственников на дороги погрузки при отсутствии грузовой базы и договоров с грузовладельцами. В результате возрастает порожний пробег вагонов и возникает большое скопление подвижного состава в ожидании перевозок выгодных грузов.

Для решения этих проблем по итогам 55-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества представители железнодорожных администраций подписали Соглашение о создании Единой системы управления и использования парка грузовых вагонов (ЕСУ ПГВ), которая должна обеспечить рациональное управление подвижным составом различной принадлежности, сокращение порожних пробегов, что, в свою очередь, позволит сократить нерациональные издержки транспортного производства, повысить производительность вагона.

Работа по реализации соглашения о ЕСУ ПГВ связана с подготовкой и принятием конкретных изменений и дополнений в действующие нормативные документы, а также с корректировкой программного обеспечения действующих автоматизированных систем. В связи с этим принято решение об образовании рабочих групп для подготовки необходимых нормативных документов.

 

Маргарита Меньшакова

Гудок 1520

http://www.gudok.ru/1520/newspaper/detail.php?ID=1207704&SECTION_CODE=99_08&PARENT_SECTION=2014

№ 99

14.08.2014

К списку новостей за 2014 год