За круглым столом в Белокаменной
05 декабря 2013
Белорусы и россияне говорили на одном языке — профессионалов
По инициативе руководства Белорусской железной дороги и Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации 28 ноября в Москве, в здании белорусского посольства, состоялся круглый стол на тему «Транзитный потенциал Республики Беларусь в обеспечении перевозок российских внешнеторговых грузов».
Целями мероприятия были привлечение к перевозке дополнительных объемов транзитных грузов, ознакомление грузовладельцев, экспедиторских компаний с тарифной политикой белорусской магистрали на 2014 фрахтовый год, а также демонстрация транзитного потенциала Беларуси в обеспечении перевозок российских внешнеторговых грузов.
Для участия в работе круглого стола была приглашена и наша газета.
Проведя ночь в превосходных купе фирменного поезда № 2 Минск-Москва, представительная белорусская делегация ранним утром прибыла в заснеженную российскую столицу. Забегая вперед, скажу, что зима продержалась всего несколько часов и к полудню от нее не осталось и следа. Две пересадки в метро, затем пару километров пешком — и мы на месте. Москва не Минск, и расстояния здесь совсем другие, нежели те, к которым привычны белорусы.
Встреча железнодорожников двух стран была по-домашнему теплой. Это и неудивительно, ведь для них проведение совещаний — явление обычное, поскольку специалисты железных дорог работают в тесном контакте уже много лет.
Белорусскую делегацию возглавлял первый заместитель Начальника Белорусской железной дороги Владимир Михайлюк. От имени руководства дороги он поблагодарил российских коллег за участие в работе круглого стола. Модератором мероприятия был опытнейший железнодорожник — начальник службы внешних связей Александр Сергиенко.
ПОВЕЗЕМ ВСЕ, ЧТО ПРЕДЛОЖАТ
Перед основными докладами участникам мероприятия продемонстрировали фильм, рассказывающий о сегодняшнем дне Белорусской железной дороги.
Первым выступал начальник службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности Игорь Згурский. Затем к микрофону поочередно выходили его заместитель Александр Евсюк, начальник отдела тарифов этой же службы Лина Кулик, начальник службы перевозок Иван Войтехович, генеральный директор государственного предприятия «БТЛЦ» Сергей Купреев. Но обо всем по порядку.
В своем докладе Игорь Згурский подчеркнул: Белорусская железная дорога сегодня — это современная транспортная система протяженностью 5,5 тысячи километров, из них 900 км электрифицировано (к 2015-му планируется электрифицировать уже 1300 км). Протяженность однопутных участков составляет 3,9 тыс. км, двухпутных — 1,6 тыс. км. На Белорусской железной дороге работает 366 станций, из них 238 осуществляют грузовые операции.
Белорусская магистраль имеет шесть крупных предприятий по терминальной обработке грузов и 44 их филиала, которые находятся в областных центрах и крупных городах республики.
Грузовой парк насчитывает более 30 тыс. вагонов инвентарного парка. Перевозки осуществляются поездами массой до 9 тысяч тонн и длиной до 1500 метров.
По итогам работы за 10 месяцев Бел. ж. д. перевезено 115,1 млн. тонн грузов, в том числе в международном сообщении (ввоз, вывоз, транзит) — 78,7 млн. тонн.
В структуре международных грузовых перевозок наибольший удельный вес (32%) приходится на транзит.
Доля таких российских внешнеторговых грузов, как каменный уголь, нефть и нефтепродукты, в общем объеме транзитных перевозок по итогам 10 месяцев по дороге составляет 91%.
За последнее десятилетие на территории Беларуси был сформирован ряд устойчивых железнодорожных направлений транзитных грузопотоков. В первую очередь это перевозки российских внешнеторговых грузов в сообщении с Калининградской областью и Литвой (40% от всего транзита), а также в порты Латвии по маршруту Заольша-Бигосово (объем — 36%).
Важное значение имеют перевозки в континентальные страны Евросоюза и обратно по 2-му Общеевропейскому коридору, а также перспективные перевозки по 9-му Общеевропейскому транспортному коридору между странами Балтийского и Черного морей.
ДРУГОГО НЕТ У НАС ПУТИ… КРОМЕ ИНТЕГРАЦИИ
Большие перспективы развития транзитных грузоперевозок в 2014 году открывает Единое экономическое пространство (ЕЭП). Интеграционные мероприятия, проводимые в рамках формирования Таможенного союза и ЕЭП, позволили значительно усовершенствовать процедуры таможенного оформления и контроля при перевозке транзитных грузов. А это создает благоприятные предпосылки грузовладельцам для организации транзитных перевозок через Беларусь.
Важнейший импульс развитию транзитного потенциала придала Декларация о евразийской экономической интеграции, подписанная 18 ноября 2011 года главами трех государств: Беларуси, Казахстана и России. В ней было заявлено о переходе с 1 января 2012 года к новому этапу интеграции — Единому экономическому пространству, обеспечивающему свободу движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.
Одним из главных направлений интеграционных процессов является формирование согласованной транспортной политики, основанной на едином понимании целей, задач и механизмов ее реализации.
Правительствами государств- участников ЕЭП определены основные принципы обеспечения доступа потребителей к услугам железнодорожного транспорта, соблюдения баланса экономических интересов между потребителями услуг железнодорожного транспорта и организациями железнодорожного транспорта, обеспечения условий доступа к инфраструктуре, которые закреплены в Соглашении о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, подписанном 9 декабря 2010 года в Москве.
Реализуя положения соглашения, с 1 января этого года в Республике Беларусь была проведена унификация тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования, включая экспортно-импортные и внутриреспубликанские перевозки. Аналогичные решения приняты и нашими партнерами в Казахстане и России, что позволило обеспечить равный доступ потребителей государств-членов ЕЭП к услугам железнодорожного транспорта. Плата за услуги при перевозке одного и того же груза по территории каждой из сторон определяется по унифицированным тарифам соответствующего государства, устанавливаемым по общим принципам, обеспечивающим прозрачность этих тарифов.
К 2015 году предстоит реализовать одно из важнейших положений соглашения — обеспечить равный доступ перевозчиков к приграничной инфраструктуре железнодорожного транспорта. Это, несомненно, будет способствовать интегрированности железнодорожных транспортных систем стран ЕЭП и формированию на этом рынке конкурентного сектора услуг.
Для решения данной задачи подготовлена правовая основа — коллегией Евразийской экономической комиссии одобрен проект Соглашения о Правилах доступа к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта и Правилах оказания услуг инфраструктуры в рамках ЕЭП.
В УСЛОВИЯХ ОСТРОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Ни для кого не секрет, что в условиях постоянно обостряющейся конкуренции на рынке транспортных услуг выгодное географическое положение и потенциальные возможности нашей страны сами по себе не могут обеспечить привлечение дополнительных транзитных грузопотоков.
Для обеспечения стабильного роста грузовых перевозок Правительством Беларуси утверждены и реализуются Государственная программа развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011-2015 годы, Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, Государственная программа развития железнодорожных пунктов пропуска на Государственной границе Республики Беларусь на 2007-2017 годы.
Основные направления реализации программ предусматривают совершенствование нормативной правовой базы, модернизацию транспортной инфраструктуры, проведение эффективной гибкой тарифной политики и внедрение современных информационных технологий.
Сегодня одной из задач международных организаций в области железнодорожного транспорта является создание эффективной площадки по вопросам унификации железнодорожного права. Работа в этом направлении уже начата и ведется, о чем свидетельствуют создание и внедрение унифицированной накладной ЦИМ/ СМГС, разработанной совместно ЦИТ и ОСЖД. Это позволит ускорить продвижение грузопотока на внешней границе Таможенного союза и обеспечить выполнение требований Евразийской экономической комиссии о введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую территорию ТС железнодорожным транспортом.
По разработанному проекту, согласованному экспертами таможенных служб государств-членов Таможенного союза и соответствующих органов исполнительной власти, предварительное информирование таможенных органов станет обязательным при перевозках грузов железнодорожным транспортом с 1 октября следующего года.
Для реализации принятого решения в таможенные органы Республики Беларусь необходимо будет в электронном виде подавать предварительную информацию. В случае перевозки груза железнодорожным транспортом такая декларация должна быть подана как минимум за 2 часа до его ввоза на территорию Таможенного союза.
Активное внедрение унифицированной железнодорожной накладной ЦИМ/СМГС для контейнерных перевозок в сообщении Восток-Запад-Восток позволяет осуществлять перевозки на всем пути следования по всей Евразии по одной накладной без переоформления на белорусско-польской границе, ускорить сроки доставки, усовершенствовать вопросы организации перевозок грузов и тем самым создать условия для привлечения дополнительных объемов перевозок. По таким накладным уже выполняются все перевозки контейнерными поездами «Чунцин-Дуйсбург», «Фольксваген РУС» и «Пежо-Ситроен».
Игорь Петровский, Минск-Москва-Минск
Фото Виктора Дулебо
05.12.2013
К списку новостей за 2013 год