От проектов к реалиям
13 декабря 2013
В нашей симпатии к железной дороге есть что-то магическое. Возможно, разгадка в том, что в наш напряженный век только поездка на поезде, под ритмичный стук колес и мелькание пейзажей за окном, расслабляет и одновременно располагает к философским размышлениям. Но, скорее, дело в другом. В поезде нам спокойнее. Мы заранее знаем, что к месту назначения приедем точно в срок. Поэтому мы доверяем железной дороге. Кроме того, это доверие подтверждается сочетанием нескольких, весьма значимых в XXI веке факторов: безопасность, скорость, точность, комфорт, цена.
Все это не явилось нам по мановению волшебной палочки, а стало следствием точных прогнозов и расчетов. Профессионалы, которые ежедневно заняты этим делом — прогнозируют, просчитывают, проектируют, планируют и строят, — работают в государственном предприятии «Институт «Белжелдорпроект», который отмечает свой 75-летний юбилей. И все эти годы предприятие высоко держит планку основной организации по проектированию объектов железнодорожного транспорта страны.
На вопросы корреспондента отвечает директор государственного предприятия «Институт «Белжелдорпроект» Николай Никитюк.
Николай Николаевич, глядя на историю, нельзя не заметить некоторые детали, которые складываются в картину. В системе советского Министерства путей сообщения было множество железных дорог: Прибалтийская, Юго-Западная, Северо-Кавказская… Но только ваша — наша! — дорога издавна именовалась Белорусской.
— В прошлом Белорусская железная дорога много раз доказывала свою экономическую, политическую и военно-стратегическую значимость. Ее подтверждает история нашего института. Она ведется с декабря 1938 года, когда приказом Народного Комиссара путей сообщения был организован Дорпроект Белорусской железной дороги. Фактически то была проектная контора в Гомеле численностью 30 человек. Работа началась с развития станций Калинковичи, Кричев, проектирование обхода через Днепр. В послевоенные годы масштабы работ были огромны: восстановление строительство мостов, вокзалов паровозных депо, пунктов водоснабжения, складов топлива…
Замечу, что в советское время наша дорога выделялась передовым опытом. К примеру, на весь Союз прозвучал «белорусский метод маршрутизации». Тогда первую продукцию выдал Солигорский калийный комбинат, продукция которого вывозилась почти на 2 тысячи железнодорожных станций бывшего Союза. Суть метода была в ликвидации простоев, оптимизации маршрутов поставок и разгрузки. Опыт белорусских железнодорожников обобщался и внедрялся на дорогах всего СССР. После его распада мы пережили непростые годы. Ремонтные базы оказались за пределами республики, коллективу института пришлось проектировать собственные предприятия по капитальному ремонту подвижного состава. Мы справились.
— Что сегодня представляет собой государственное предприятие «Институт «Белжелдорпроект»?
— Надо учесть геополитическое положение страны и гигантскую отрасль, на которую институт работает. Белорусская железная дорога — это более чем 83-тысячный коллектив, сотни вокзалов и станций, производственных и ремонтных предприятий, 5,5 тысячи километров магистралей и тысячи единиц подвижного состава — это, согласитесь, о многом говорит.
Государственное предприятие «Институт «Белжелдорпроект», в котором сейчас трудятся более 400 человек, — один из крупнейших проектных институтов страны. У нас 13 производственных отделов, причем два из них появились в последние годы: в 2009-м был создан Гомельский производственный отдел, в 2011-м — Брестский. Это значит, что институт динамично развивается, ежегодно в институт приходят более 10 молодых специалистов и около 30% работников повышают квалификацию. У нас работают проектировщики более 30 специальностей. В самых ближайших наших планах — развитие института как инжиниринговой организации. Мы выполняем функции и генеральной проектной организации, и подрядной, то есть проектируем и строим для нужд дороги объекты любой сложности.
— Назовите, пожалуйста, некоторые.
— Это проектирование нескольких крупных заводов: Осиповичского вагоностроительного, авиаремонтного в Национальном аэропорту «Минск», завода по производству железнодорожного и городского пассажирского электрического транспорта в Фаниполе… Это реконструкция вокзалов и станций, среди которых выделяется пассажирский комплекс станции Брест-Центральный. Это организация перевозок поездами городских линий на участках Минск—Руденск и Минск—Смолевичи, электрификация нескольких участков: Гомель—Жлобин—Осиповичи, Жлобин—Калинковичи, Молодечно—Гудогай—госграница…
Результат нашего труда способствует внедрению современных систем управления движением поездов. На это направлена реализация таких проектов, как строительство пассажирской технической станции в минском узле, развитие Центра управления перевозками белорусской дороги.
Белорусская железная дорога проводит масштабную работу по техническому перевооружению грузовых терминалов, которые знаменуют новый этап ее развития. Наш институт выполняет функции генерального проектировщика и генерального подрядчика городской товарной станции Колядичи, которая будет представлять собой так называемый сухой порт, имеющий связь с морскими через выстроенную транспортную инфраструктуру. Это один из ключевых грузовых объектов Белорусской железной дороги, входящий в состав государственного предприятия «Белинтертранс — транспортно-логистический центр» (БТЛЦ). В планах дороги создать современные транспортно-логистические центры во всех областях республики.
Замечу также, что в Минском районе уже введен в эксплуатацию ТЛЦ «Минск-Белтаможсервис», по которому наше предприятие выступило генпроектировщиком.
— Впечатляет. Но в наше время, согласитесь, авторитет предприятия или института убедительнее всего доказывает его международная конкурентоспособность…
— Признанный и высокий статус доказывают создание совместного белорусско-швейцарского ОАО «Электрический транспорт» и строительство завода в Фаниполе при участии компании Stadler Rail AG. Проектирование этого завода также в арсенале нашего института. Здесь, в частности, будут строить суперсовременные поезда для российских аэроэкспрессов: двухэтажные, с корпусами из алюминиевых сплавов, способные развивать скорость до 160 километров в час… Помимо статуса, это доказывает наличие в нашей стране персонала высочайшей квалификации: от проектировщиков и конструкторов до механиков и слесарей. Это значит, что у нас сохранилась школа.
Если говорить об институте, то у нас много крупных заказчиков помимо железной дороги: «Белоруснефть», «Белгипродор», «Метропроект», «Полимир»… Мы реализуем также проекты в ближнем и дальнем зарубежье. Это реконструкция на станции Шкиротава в Латвии, создание микропроцессорной централизации на участке Литовской железной дороги, строительство нового вагоноремонтного депо в Калининграде и обходной железнодорожной линии вокруг Тбилиси… Экспортные услуги мы оказываем также в Казахстане, Узбекистане, Молдове… Государственное предприятие «Институт «Белжелдорпроект» входит в Объединение проектных организаций транспортного комплекса России, там открыто представительство института. В ближайшем будущем мы планируем открыть представительство в Азербайджане…
— Возвращаясь в нашу страну, отметим еще один знаковый факт. В Минске, оказавшись со временем фактически в центре столицы, по-прежнему действует… детская железная дорога. Летом ее вагоны не пустуют, на ней по-прежнему работают юные, но вполне ответственные железнодорожники в форменном облачении…
— Это значит, что у нас есть будущее, что престиж профессии по-прежнему высок. Это значит, что в колледжи и вузы придут
молодые люди, которые станут проектировщиками и конструкторами, механиками и слесарями, механиками и проводниками… Это будет смена нашим ветеранам, которым
я прежде всего адресую поздравления с юбилеем и благодарность за труд.
Проектно-изыскательское републиканское унитарное предприятие «Институт «Белжелдорпроект»: 220006, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Свердлова, 28 Тел./факс: (+375 17) 225-03-11, 225-33-57 E-mail: brrp@brrp.by.
Виктор Киселев
Беларусь сегодня
13.12.2013
К списку новостей за 2013 год