Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Language

Вокзал для миллиона

26 сентября 2013

Как мы уже писали, важнейшие части реконструируемого Гродненского железнодорожного вокзала — кассовый зал и зал ожидания — приняты в эксплуатацию. Сейчас ведутся работы по вводу третьего пускового комплекса.

— Железные дороги и вокзалы вносят значительные изменения в структуру городов, — говорит начальник Гродненского железнодорожного вокзала Александр СОКОЛОВСКИЙ. — Сегодня пограничный город предъявляет особые требования к комплексу вокзала и другим сооружениям. Специалисты знают, что направления первых железнодорожных линий, быстрый технический прогресс и урбанизация городского пространства формировали и продолжают формировать сеть железнодорожных коммуникаций в застройке города. Но как вписать их в «сюжет» областного центра? Трудность в том, что они всегда оказывают большое влияние на городское и пригородное пространство.

Гродненский вокзал находится практически в центре и «зажат» городскими территориями, транспортными и пассажирскими потоками. С другой стороны, он оказывает положительное воздействие на мобильность населения. В этом отношении Гродно похож на многие города Европы.

Но есть и драматический момент: старые здания вокзалов со временем перестают справляться со своими задачами, а строительство новых требует крупных капиталовложений и решения глобальных градо-строительных задач на уровне городской агломерации. Этот момент наступил в 2009 году, когда ситуация породила принятие согласованного со всеми заинтересованными организациями головного проекта по реконструкции здания вокзала. Потребовались решение проблемы постоянно увеличивающегося пассажиропотока, которому мешала пропускная способность вокзала, замена износившихся инженерных сетей, вентиляции, некоторых типов специфического оборудования.

Естественно, созданию проекта предшествовало изучение мирового опыта. Вот что сказал бывший директор института «Гродногражданпроект», а ныне заместитель председателя Гродненского облисполкома почетный гражданин Гродно Владимир Дешко: 

— Ле Корбюзье сравнивал вокзал с втулкой колеса, размещая его в центре города. По представлению великого архитектора, вокзал должен быть для всех видов транспорта, в том числе и воздушного. А вот Королевская академия искусств Великобритании пыталась вынести лондонские железнодорожные вокзалы за пределы кольцевой автострады. Английский вариант не сработал из-за колоссальных затрат, которые могли подорвать бюджет Лондона и компаний. Практика показала, что выгодное положение действующих вокзалов в центральной части крупных городов остается одной из главных причин их сохранения и дальнейшего расширения.

Из слов Владимира Иосифовича можно сделать вывод: сегодня оптимальным вариантом в Гродно является развитие существующего железнодорожного фонда путем перехода на принципиально новый уровень понимания транспортных проблем. А они связаны со стремительно возрастающими потребностями экономики в быстрой перевозке грузов и людей из точки, А в точку Б, транспортной логистики, экологической подчистки старинной части города, а также с условиями, которые диктуются пограничными факторами Гродно. В относительно недалеком будущем реконструкция будет осуществляться за счет освоения подземного пространства, рационального использования территорий над железнодорожными путями. Нынешняя — лишь начальный этап.

— Александр Иванович. в начале 80-х годов прошлого века руководство города, области и республики решило: старый железнодорожный вокзал не соответствует статусу западных ворот СССР. Новое здание было построено по проекту московских архитекторов…

— Говоря откровенно, этот проект был чужим. Московские архитекторы по определению не могли учесть наши проблемы. Сданное в эксплуатацию здание вызывало нарекания со стороны не только пассажиров, пограничников, таможенников, медиков, торговых работников, но и железнодорожников. Изменения, произошедшие в ре-спублике в начале XXI века, внесли свои коррективы. Вот несколько иллюстраций, имеющих отношение к текущей реконструкции. В районе вокзала находился устаревший железнодорожный переезд, который часто и надолго закрывался для автотранспорта и даже пешеходов, поскольку проходили поезда. Сегодня переезд заменила отличная двухуровневая транспортная развязка (сегмент новой кольцевой автодороги).

Не удовлетворяла жителей города и привокзальная площадь. Ее проект разрабатывался еще в 70-е годы. Проведена определенная реконструкция, и площадь сегодня намного удобнее прежней. Конфигурация почти не изменилась, но множество небольших архитектурных усовершенствований сделали пространство более просторным для людей и парковок автомобилей. Создано рациональное сочетание пешеходных и автомобильных зон. Почти все переходы стали регулироваться светофорами.

Реконструкция не обошла стороной и таможенные службы. Многие пассажиры, выезжающие за границу, удовлетворены более расширенным таможенным накопителем — его площадь увеличилась почти в полтора раза, большим количеством кабин паспортного контроля, что, естественно, значительно ускорило время оформления необходимых документов, а также санитарными условиями.

После ввода в действие долгожданного зала с билетными кассами я обратился к прорабу СУ-221 ОАО «Гроднопромстрой» Владимиру ЛЯХУ, от которого во многом зависела своевременность ввода. Владимир Феликсович осветил вопрос реконструкции с точки зрения строителя:

— Наше СУ работало здесь с начала реконструкции. Я со своими людьми пришел в начале 2013-го. До меня здесь работали бригада во главе с Татьяной Жук, выполнявшая штукатурку здания, и управление техническо-производственной комплектации «Гроднопромстроя». Мы вовремя завершили работы в кассовом зале и зале ожидания.

— Чем заняты сегодня?

— Третьей очередью реконструкции: часть подвала с переходом, пищеблок, интернет-кафе и другие сегменты. От СУ-221 здесь сейчас работает 25 человек — это облицовщики, маляры и другие специалисты. Все делаем строго по проекту. Материалы применяются новейшие. Проектировщики из института «Гродногражданпроект», в частности, главный архитектор Геннадий Горбачев — толковые специалисты. Работать по исполнению проекта приятно, шероховатостей нет. Все предусмотрено по финансовым возможностям и качеству. Каждый день проводятся планерки, на которых быстро решаются возникающие проблемы. Работать с железнодорожниками удобно. Начальник вокзала Александр Соколовский отношения с нами, строителями, строит на принципах оперативности и полного понимания важности задач. Любой вопрос решаем быстро и полно. Ведь все мы понимаем, что работаем для более чем миллиона пассажиров. Именно столько ежегодно обслуживает вокзальный комплекс станции Гродно.

Олег МАЛАШЕНКО
Транспортный Вестник
26.09.2013

К списку новостей за 2013 год