Лауреаты
18 апреля 2013
Приятным событием для коллектива Могилевского вагонного депо явилось присуждение Советом Министров (Постановление от 30 января 2013 года №71) звания лауреата Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества. Оно ежегодно присваивается лучшим предприятиям страны за внедрение высокоэффективных методов управления качеством и обеспечение на этой основе выпуска конкурентоспособной продукции.
В условиях спада обновления вагонногo парка в последнем десятилетии прошлого века качество продукции вагоноремонтных предприятий приобрело большое народно-хозяйственное значение. Улучшение качества ремонта грузовых вагонов повышает безопасность движения поездов, сокращает время перевозок, увеличивает ресурс и сроки безремонтной эксплуатации вагонов, снижает себестоимость перевозок.
К этой награде коллектив Могилевского вагонного депо целенаправленно шел на протяжении многих лет. Качество выполняемых работ подтверждено внедрением международной системы менеджмента качества СТБ ISO 9001-2001, действующей на предприятии с 2005 года.
Качество изготовления и ремонта грузовых вагонов характеризуется совокупностью показателей надежности и долговечности благодаря точности обработки деталей и сборки узлов, технологичности, включающей технико-экономические показатели трудоемкости, себестоимость ремонта, расход материалов и энергоресурсов. Оно достигается в процессе производства изделия и реализуется в сфере его эксплуатации. Управление качеством — это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня при разработке, производстве и эксплуатации продукции, осуществляемое посредством применения передовых технологий, а также систематический контроль параметров и точечное воздействие на влияющие на его уровень условия и факторы. Качество отремонтированных Могилевским депо вагонов по технико-экономическим показателям соответствует международным стандартам и лучшим зарубежным образцам, что подтверждено международным сертификатом.
Могилевское вагонное депо производит деповский и капитальный ремонт вагонов для перевозки минеральных удобрений, зерна, цемента, вагонов-самосвалов (думпкаров) и других, а также отцепочный ремонт вагонов на пунктах текущего от- цепочного ремонта и безотцепочный — в поездах. Депо также производит техническое обслуживание и осмотр грузовых и пассажирских поездов в парках приема и отправления станций Могилев-2, Могилев-1, Луполово, Кричев, Предзаводская, подготовку под погрузку УП «Белорусский цементный завод» на станции Предзаводская.
- Для выполнения работ по плановым видам ремонта, техническому обслуживанию вагонов в депо постоянно модернизируется оборудование, внедряются передовые технологии, позволяющие осуществлять работы по ремонту и обслуживанию вагонов в минимальные сроки и с высокой эффективностью, — говорит главный инженер Владимир Степаненко, — За последние годы на предприятии внедрена технология дробеструйной очистки вагонов с последующей окраской красителями на водной основе, позволяющая увеличить срок службы кузова и межремонтные сроки со снижением затрат на ремонтные работы. Применение колесно-токарного оборудования с ЧПУ позволило обеспечить высокую производительность труда и способствовало снижению количества отказов в работе колесных пар вагонов. Станки с ЧПУ применяются и в подсобно-заготовительном производстве, способствуя снижению количества закупаемых деталей вагонов у сторонних организаций.
Значительно увеличена производительность труда за счет внедрения технологии холодной напрессовки и распрессовки внутренних колец подшипников колесной пары вагонов. Силами работников депо разработана и изготовлена автоматизированная установка для мойки колесных пар вагонов на базе оборудования высокого давления белорусского производства, обеспечившая улучшение качества обмывки колесных пар и повышение культуры производства.
Внедрение оборудования зарядки и опробования автотормозов в поездах УЗОТ РМ на станциях Могилев-2, Кричев, Предзаводская позволило значительно сократить затраты локомотиво-часов и дизельного топлива при опробовании автотормозов подвижного состава в парке отправления станций. Увеличению производительности труда, повышению качества выполняемых работ и надежности выпускаемой продукции способствовало применение на рабочих местах разнообразного технологического и диагностического оборудования, приборов и приспособлений.
Установлено оборудование и налажено восстановление подпятников, надрессорных балок и боковых рам тележек методом наплавки порошковой проволокой с обработкой после наплавки. В прошлом году приобретен компьютерный стенд для подбора и испытания пружин, позволяющий в автоматическом режиме определять их годность для дальнейшего использования.
Повышение качества работ обеспечивает аккредитованная Госстандартом Беларуси в соответствии с СТБ ИСО/МЭК 17025-2007 лаборатория неразрушающего контроля деталей вагонов, оснащенная современными устройствами. В этом году она будет пополнена новейшим прибором неразрушающего контроля — планируется приобретение ультразвукового дефектоскопа УД4-76.
Депо стремится к достижению срока межремонтного пробега вагонов в 250 тыс. километров за счет применения в конструкции ряда инновационных разработок, узлов и деталей повышенной надежности. Например, гарантийный срок ныне используемых роликовых подшипников не превышает трех лет, а устанавливаемый буксовый подшипник кассетного типа имеет срок службы 8 лет, или 800 тыс. километров пробега, обеспечивая существенное снижение эксплуатационных расходов.
Для повышения качества ремонта вагонов, снижения себестоимости Могилевское вагонное депо плодотворно сотрудничает с многочисленными поставщиками комплектующих деталей, научными предприятиями Беларуси и России (НВЦ «Вагоны» г. Санкт-Петербург, «Технолит» г. Могилев, ЭСКО г. Могилев, БелСОФТ г. Минск, «ФЕСТО», WURT г. Минск и другими).
Коллектив в прошедшем году обеспечил выполнение заданий по плановым видам ремонта вагонов, техническому обслуживанию, подготовке их под погрузку. Задание по ремонту грузовых вагонов собственности Белорусской железной дороги выполнено на 100%, собственности промышленных предприятий — на 108,1% (при плане 2093 фактически 2263). Отремонтировано 1239 вагонов собственности нерезидентов РБ (рост к аналогичному периоду прошлого года составил 128,5%). Подготовка под погрузку за 2012 год обеспечена на 102,3% к плану, техническое обслуживание грузовых вагонов выполнено на 115,6%, техобслуживание пассажирских — на 105,3%.
Многие заказчики являются постоянными клиентами на протяжении ряда лет. Гарантийное обслуживание вагонов составляет один год после капитального и полгода — после деповского ремонта. Убедившись в качестве ремонта, организация-владелец вагонов обычно обращается с новыми заказами, рекомендуя воспользоваться услугами Могилевского вагонного депо другим предприятиям. Подтверждением является не только постоянное увеличение количества предоставляемых для ремонта вагонов, но и пополняемый список заказчиков.
С прошлого года началось плодотворное сотрудничество с калининградской компанией «Балт-Транс», для которой отремонтировано 190 вагонов. Удовлетворенная качеством и ценой продукции депо компания в этом году заключила договор уже на ремонт 670 вагонов.
- За 2012 год Могилевским вагонным депо выполнены основные финансовые показатели деятельности предприятия. Доходы от реализации продукции увеличились к уровню 2011-го в 2,41 раза. Сальдо внешней торговли услугами при плане 1800 тыс. долларов США составило 2083 тысячи и выросло на 32,5%) и на 15,7% - к плану. На текущий год план по сальдо услуг увеличен на 18% к достигнутому уровню, — говорит начальник депо Геннадий Жарносенко. — И коллектив принимает все возможные меры для его выполнения. Прибыль от реализации составила 12,7 млрд рублей и возросла в 2,1 раза. В декабре средняя заработная плата достигла 5,8 млн рублей, а у представителей основных профессий — сварщиков и маляров — превысила 1000 долларов США. Работы по ремонту вагонов выполняются высококвалифицированными специалистами со сдельной системой оплаты труда и персональной ответственностью каждого за качество, чему способствует отлаженный учет выполненных работ. В отличие от многих предприятий у нас нельзя увидеть на рабочих местах бездействующего работника — все научились ценить каждую минуту.
Для увеличения объемов руководство предприятия совершенствует технологию ремонтного производства: Еще недавно «узким» местом в депо была связь сборочного цеха с колесно-тележечным участком. Нетехнологичность удалось ликвидировать с помощью установки подъемно-поворотного устройства, связавшего процесс перемещения колесных тележек между двумя кран-балками. В этом году для дальнейшего развития тележечного участка, сдерживающего объем выпуска вагонов из ремонта, планируется перенос в высвобожденное здание бывшей котельной оборудования металлообработки отдельных деталей, на месте которого будут установлены автоматизированные линии по ремонту автосцепных устройств и вагонных тележек.
С каждым годом улучшаются условия труда и производственного быта ремонтных рабочих, повышается культура производства. На всех участках имеются уютные комнаты приема пищи, завершается оборудование новой столовой. В прекрасном состоянии содержится бытовой корпус с оздоровительным комплексом, тренажерным и теннисным залами, бильярдной, в которых работники депо любят проводить свои выходные дни, что способствует победам на проводимых отделением спартакиадах. Высокий уровень социальной защищенности и уверенность коллектива в стабильности свели к минимуму текучесть кадров. Вот к чему приводит применение высокоэффективных методов управления качеством.
Виктор Петрушко
Транспортный вестник
18.04.2013
К списку новостей за 2013 год