Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Чистая работа

29 марта 2013

Выработка единой экологической политики между администрациями пространства колеи 1520 мм в перспективе может повысить их конкурентоспособность. И руководители магистралей вроде бы согласны выработать единые подходы к оценке их воздействия на окружающую среду. Однако ни одна из администраций не готова выходить в регулирующие органы своих стран с соответствующими предложениями.

Валерий ПЕРШИН, начальник отдела охраны природы департамента охраны труда промышленной безопасности и экологического контроля ОАО “РЖД:

- Есть необходимость экологического стандарта, опирающегося на единые нормы. В межгосударственных перевозках обычной практикой является заход на сопредельные магистрали грузов, вагонов и локомотивов.

Если вырабатывать единую экологическую концепцию, то речь стоит вест о создании общих технологических параметров относительно всех видов грузов и любых работ. Значит, должны быть единые требования и к параметрам эксплуатации техники.

Следует сделать сопоставимыми параметры учёта выброса вредных веществ. Однако говорить о том, что данные меры повысят привлекательность железных дорог, пока не приходится – люди и бизнес в наших странах еще просто не воспринимают экологию как один из важнейших факторов при планировании перевозок и поездок.

Чужой опыт

Стасис ДАЙЛИДКА, генеральный директор АО «Литовские железные дороги»:

- Мы уже работаем по жёстким экологическим нормам ЕС, которые ставят сохранность окружающей среды как один из главных приоритетов хозяйствующих органов. Это уже не фактор повышения конкурентоспособности какой-либо отдельной отрасли, а инструмент повышения общего благосостояния общества и государства. В Европе на властном, в том числе и межгосударственном, уровне принимаются решения, которые буквально выталкивают грузы с автомобилей на железную дорогу. Насколько такая линия может быть применима на пространстве колеи 1520 мм, пока говорить сложно. Поскольку тут последнее слово принадлежит не железнодорожникам, а политикам.

Без спешки

Николай БЕКИШ, главный экономист Белорусской железной дороги:

- Основным элементом повышения экологичности железнодорожных перевозок является, конечно же, электрификация. И если нам всё же создавать единую экологическую концепцию, то неизбежно встанет вопрос о комплексном совместном переходе на электротягу. А здесь уже у каждой дороги может быть своя политика развития. Например, в России электрифицированы практически все основные линии, мы тоже идём к этому. Кто-то считает, что затраты на электрификацию могут не окупиться. Поэтому пока имеет смысл придерживаться уже имеющихся согласованных экологических стандартов.

Создавать какие-либо принципиально новые концепции смысла нет. Мы считаем, что путь повышения нашей экологичности и привлекательности для клиентов - электрификация. Задача будет облегчена, когда будет построена Белорусская АЭС, что резко снизит себестоимость потребляемой нами электроэнергии. Мы электрифицируем все проходящие через нашу сеть международные коридоры, что позволит нам выдерживать общеевропейские экологические стандарты. А этот факт, в свою очередь, снимет и ряд существующих затруднений по привлечению на сеть транзитных грузов.

Модуль

Нигматжан ИСИНГАРИН, член совета директоров АО «ПК «Казахстан темир жолы»:

- Следует разработать единую научную концепцию. Документ должен рассматривать не только перспективы повышения экологичности железной дороги как таковой, но и возможность использования её в качестве инструмента повышения нашей совокупной конкурентоспособности. Концепция должна быть универсальна, то есть применима ко всем магистралям «пространства 1520».

Она не должна предполагать процедур межмагистральных согласований, которые в принципе контрпродуктивны. Трудно представить себе, как Армения будет согласовывать свою экологическую политику с Украиной или Таджикистан с Эстонией. Нужен определённый единый модуль, который бы учитывал наши общие технологические составляющие, логистику работы дорог, взаимодействие с органами-регуляторами. И на этот модуль каждая дорога смогла бы добавить те нормативные параметры, которые и повысят именно её конкурентную способность, с учётом интересов партнёров.

Часть целого

Петр РАГУЛИН, начальник главного управления безопасности движения «Укрзализныци»:

- Сегодняшние технологии перевозок потенциально опасных - грузов - это кощунство по отношению ко всему живому. Грузы теряются из года в год, и ничего не совершенствуется. Говорить о том, что мы при наших нынешних технологиях имеем право требовать преференций как экологичный транспорт, было бы не совсем уместно. Естественно, мы выигрываем за счёт электрификации, но в остальных аспектах под­держания экологической безопасности нам есть над чем работать.

Экологические стандарты в принципе со времён СССР незначительно менялись на дорогах новых государств. И унифицировать их, если администрации проявят такое желание, с технической и нормативной точки зрения будет несложно. Нового ничего не создано, и создавать нет необходимости. Экологическую политику не стоит выводить в отдельную статью. Она должна быть частью общего технологического развития дорог.

 

Гудок 1520

2013 № 6

К списку новостей за 2013 год