Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Language

Из века XIX – в век XXI

27 декабря 2012

Ровно 150 лет назад, 27 декабря 1862 года, паровозный гудок оповестил о начале регулярного железнодорожного движения на территории нынешней Беларуси. Первые поезда с коммерческими грузами и пассажирами отправились по 32-километровому участку Поречье-Гродно Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги.

В честь того давнего события сегодня на многих железнодорожных вокзалах нашей страны состоятся праздничные мероприятия. Послушать классическую и современную музыку, посмотреть на красиво одетых мужчин и женщин и себя показать придут тысячи людей. Как это было в старину, когда «чугунка» казалась чем-то необычным. Тогда, правда, концерты на вокзалах проводили, чтобы привлечь пассажиров. Со временем, однако, железная дорога сама стала вдохновителем многих деятелей искусства. Ей посвящают стихи, песни, кинофильмы, картины. И в первую очередь она вдохновляет самих своих работников. Представьте: еще в 1898 году на станции Двинск Витебской губернии появилось здание первого железнодорожного (!) театра. И сегодня три дворца, восемь домов культуры и три клуба Белорусской железной дороги не пустуют. В эти дни здесь проходит множество концертов, встреч с ветеранами и молодежью, других праздничных мероприятий, посвященных 150-летию БелЖД.

Примеров, когда стальные магистрали оказали решающее влияние на самые разные сферы жизни, в Беларуси множество. Первой это почувствовала экономика. Железная дорога позволила быстро и относительно дешево доставлять на рынки продукцию.

Причем это касалось и крупных по тем временам предприятий, и простых крестьян. Современники вспоминали: с пуском второй на терри­тории нынешней Беларуси железной дороги Москва — Брест Минская губерния получила выгодное сообщение с рынками России. Со стороны Москвы стали постулата ситцы, шерстяные ткани, чай, железные, медные и чугунные изделия.

Благодаря еще одной железной дороге, Ландварово-Роменской, с севера стали постулата вина, кофе, табак, сигары. С юга везли соль, муку, сахар. А, к примеру, крестьяне из Смолевичей смогли прибыльно продавать молоко, сметану, творог на рынках Минска и Борисова.

Простой люд получил также уникальную возможность отправиться в Москву и другие промышленные центры на заработки. Если в 1862 году по Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороге было перевезено почти 700 тысяч пассажиров и более 9 миллионов пудов груза, то после открытия железнодорожного движения на белорусской земле по итогам 1863 года перевозка пассажиров возросла до 1 миллиона 254 тысяч человек, а грузов — до 18 с лишним миллионов пудов. Пропорционально этим цифрам роста и прибыль. Завидная динамика!

Именно с тех давних уже лет железнодорожные вокзалы и иные станционные постройки стали в Беларуси стандартом архитектуры. Отрадно, что это наследие тщательно сберегается. В Витебске, к примеру, классическое здание вокзала не только отреставрировали и капитально отремонтировали, но и впервые в стране оснастили панорамными лифтами. Архитектурный ансамбль дополнила суперсовременная электронная «начинка», так что пассажиры вовремя получают самую разнообразную информацию. Ведется реконструкция одного из старейших в Беларуси железнодорожного вокзала станции Брест-Центральный — памятника архитектуры, музея под открытым небом. По-европейски красив новый железнодорожный вокзал в Минске. Многие белорусские города, такие как Барановичи, Молодечно, и вовсе обязаны дороге своим бурным развитием. Недаром на гербе некоторых из них отображен локомотив. Именно в Барановичах, к слову, зародились наши славные железнодорожные войска. Рядом со спальными рельсами неразлучно бежали телеграфные провода — так в Беларусь пришла телеграфная и телефонная связь. Она в наше время трансформировалась в высокотехнологичные волоконно-оптические линии связи, по которым в режиме реального времени передаются гигантские массивы информации о движении вагонов, поездов, грузов и много еще о чем.

И, конечно, говоря о железной дороге, нельзя обойти вниманием ее роль в развитии образования. С железными дорогами связано создание первых на территории нашей страны учебных заведений по подготовке квалифицированных технических кадров. Разрозненные железнодорожные школы и училища со временем превратились в стройную систему с интернатами, столовыми и всем необходимым. Венцом стало открытие в 1953 году в Гомеле Белорусского института инженеров

железнодорожного транспорта. А специалистов среднего звена для стальных магистралей уже много десятилетий готовят Гомельский, Брестский и Оршанский государственные колледжи железнодорожного транспорта Белорусской железной дороги.

Размышляя о славном прошлом, интересно побродить среди старинных паровозов и вагонов, любовно восстановленных железнодорожниками и представленных в музеях Барановичей и Бреста, ностальгически послушать звон станционного колокола, оповещавшего об отходе состава. К слову, последний паровоз ушел в «запас» лишь в 1970 году, через 7 лет после того, как по белорусским железным дорогам побежал первый электропоезд. Сейчас на повестке дня — новые инвестиционные проекты. Такие, как современные скоростные поезда. Первые 10 из них приобретены в Швейцарии. Именно они первыми начали курсировать в рамках нового формата пассажирских перевозок, а также дали толчок созданию в нашей стране производства электропоездов.

В последние годы Белорусская железная дорога освоила локомотивостроение, приступила к электрификации железнодорожных линий в рамках IX Общеевропейского транспортного коридора, активно развивает инфраструктуру. Сегодня Белорусская железная дорога представляет собой мощный транспортный комплекс с большим техническим и интеллектуальным потенциалом.

В 1991 году Белорусская железная дорога была принята в собственность Беларуси из союзного подчинения. Это поставило перед коллективом задачу утвердить свои позиции в отраслевых международных организациях. Ведь через Беларусь проходят два крупных транспортных коридора — из Западной Европы в Москву и далее на Восток и из Скандинавии на Балканы. И в этом — наше важнейшее национальное достояние. Эффективно использовать которое, однако, можно только сообща с ближними и дальними соседями. Уже в 1992 году Белорусская железная дорога была принята в Международный союз железных дорог и в Организацию сотрудничества железных дорог, в Совет по железнодорожному транспорту стран СНГ. В 1997-м БелЖД стала членом координационного совета по транссибирским перевозкам. Идет активная работа в рамках многочисленных двусторонних международных соглашений. Новый импульс железнодорожной отрасли придало образование Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана.

То, что в Беларуси, России и в целом на «Пространстве 1520» железные дороги переживают ренессанс, отметил на прошедшем в Минске торжественном мероприятии, посвященном юбилею белорусской магистрали, руководитель ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. Заложенные в XIX веке стальные магистрали и сегодня накрепко связывают друг с другом народы.

И спустя 150 лет после создания Белорусская железная дорога остается современным, динамичным, нацеленным в будущее коллективом.

Владимир Яковлев

 

Беларусь сегодня

27.12.2012

Тэги: 150-летие
К списку новостей за 2012 год